ПОИСК

Хирург ольга коваленко: «чашки горячего чая, вылившейся на грудного ребенка, достаточно, чтобы он попал в реанимацию»

0:00 10 вересня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
На лечение человека с тяжелыми ожогами нужно две тысячи гривен в день

«Сегодня нам не удастся поговорить: оперируем малыша, получившего ожоги 70 процентов поверхности тела. Завтра утром тоже не смогу с вами встретиться. Будем принимать черниговских детей с тяжелыми поражениями… » Врачам, которые работают в столичном центре термических травм, сложно найти время для того, чтобы пообщаться с журналистами, ведь практически весь рабочий день эти доктора проводят в реанимации и операционной. К сожалению, пациентов с серьезными ожогами с каждым годом меньше не становится, несмотря на многочисленные предупреждения и просьбы быть осторожнее при обращении с огнем, кипятком, электроприборами. Ведущий хирург Киевского городского центра термических травм и пластической хирургии, преподаватель Национального медицинского университета имени Богомольца, кандидат медицинских наук, лауреат Государственной премии Украины Ольга Коваленко приехала в редакцию «ФАКТОВ» после длительной операции.

«После отдыха на пляже у вас облезла кожа — значит, вы получили ожог второй степени»

 

- Здравствуйте, это Александр из Львова. Расскажите, почему маленькие дети часто получают ожоги.

- Они обжигаются кипятком, чаем или кофе. Представьте: мама держит на руках малыша и пьет горячий напиток. Неловкое движение — и ребенок облит. Чашки чая достаточно, чтобы кроха попала в реанимацию с ожогом пяти процентов поверхности тела. Когда дети начинают ходить, они нередко стягивают со стола скатерти вместе с горячими блюдами, касаются включенных утюгов, прислоняются к раскаленным духовкам, тянут за хвост электрические приборы. В три-четыре года малыши засовывают шпильки и другие мелкие предметы в розетки и получают электротравмы: ток прожигает кожу, проходит через все системы органов, нарушает работу сердца, вызывает тяжелые аритмии. Опасно то, что электротравмы могут дать о себе знать не сразу, а через сутки или даже трое. Поэтому мы просим везти в реанимационное ожоговое отделение каждого человека, которого ударило током, чтобы проконтролировать сердечный ритм. В нашем центре круглосуточно дежурят хирург и реаниматолог, а в течение рабочего дня трудятся и другие доктора: оперируют, перевязывают, консультируют. Так что обращаться можно и днем и ночью.

РЕКЛАМА

В семь-девять лет дети получают ожоги в результате игры со спичками, разжигания костров, в которые могут плеснуть керосина или бензина. В праздничные дни причинами тяжелых травм часто становятся петарды. Подростки также получают травмы, пытаясь залезть на электрички. Ребятам охота проехаться на крыше, пролезть между вагонами, из-за чего они попадают в электромагнитное поле или хватаются за детали поезда, которые находятся под напряжением. Вот уже год к нам не поступали дети, которые получили травмы, собирая цветные металлы. Раньше таких ребят к нам привозили очень часто, с тяжелейшими повреждениями. Причем в основном страдали дети из Черниговской области. Кстати, электротравмы часто получают рыбаки, когда их удочки цепляются за провода высоковольтных линий электропередач.

 

РЕКЛАМА

- «ФАКТЫ»? Юля, Львовская область. Моему ребенку два года. Год назад он облился горячей водой, и на ручке остался рубец. Как его убрать?

- Один из основных методов борьбы с рубцами — угнетение их роста с помощью постоянного давления. Рубец растет в течение двух лет после появления. Есть специальная компрессионная одежда, которая не позволяет шрамам увеличиваться. На особенно проблемные места накладывают силиконовые пластины, а поверх них надевают специальную одежду или компрессионный бинт. Есть также мази, которые замедляют рост рубцов, но не убирают их. В нашем центре работает отделение восстановительной хирургии, где занимаются лечением рубцов. Такие отделения есть во всех ожоговых клиниках Украины. Кроме консервативных методов, используются и хирургические. Чтобы определить, какой лучше применить, нужно увидеть вашего ребенка.

РЕКЛАМА

- Рубцы образуются после любого ожога?

- Нет, от ожогов первой и второй степеней следов не остается. В крайнем случае, полгода может держаться красное пятно. Кстати, если после отдыха на пляже у вас облезла кожа, значит, вы получили солнечный ожог первой или второй степени. Вскоре кожа потемнеет, но со временем снова станет белой. Через год после таких ожогов люди снова идут на пляж издеваться над собой. При ожогах третьей степени повреждения более глубокие, в ране идет воспалительный процесс, что может окончиться образованием рубцов. В таких случаях после лечения мы отправляем своих пациентов на реабилитацию в санаторий в городе Немирове Винницкой области. Пациенты там проходят около 20 процедур, уменьшающих рост рубцов: вакуумный массаж, родоновые и сероводородные ванны, плазмофорез (очистка крови).

- Скажите, кожа, которую пересаживают на место ожога, растягивается, когда ребенок растет?

- Да, но медленнее, чем это необходимо. Она не такая эластичная, как родная. Со временем там, где пришили новую кожу, могут открываться язвочки. Часто бывает, что пересаженная кожа стягивается, и это мешает суставам сгибаться. Тогда приходится рассекать стянутые места, вырезать лоскутки из кожи пациента и «вставлять» их туда, куда нужно. Кстати, Насте Овчар, вернувшейся в Украину после лечения в Америке, такие операции будут делать не раз: из-за того что пересаженная кожа стянулась, у девочки не все суставы работают. Кроме того, ребенок растет, а кожа за ним не успевает, поэтому придется увеличивать ее площадь путем хирургических вмешательств.

«За сутки после получения ожога пострадавший теряет почти три литра плазмы крови»

 

- Добрый день, звоню из Киева. История Насти Овчар потрясла многих, в том числе и меня. Помнится, перед тем, как девочку отправили в Америку, вам обещали модернизировать ожоговый центр. Это уже начали делать?

- Программу, которую надо выполнить, чтобы превратить Киевский городской центр термических травм в клинику европейского уровня, разработали наш главврач Анатолий Воронин, главный комбустиолог Минздрава Украины профессор Георгий Козинец и группа специалистов. Мы отправили эту программу в Кабинет министров. Ждем, когда выделят средства. Нужно не только сделать ремонт палат, но и обеспечить пациентов всеми необходимыми лекарствами. Можно сказать, Насте Овчар повезло, что она бесплатно лечилась в Америке. Но мне больно за тех детей, которые находятся в нашей клинике с такими же тяжелыми ожогами. Их родители вынуждены искать деньги на лечение, потому что центр пока не может обеспечить пациентов необходимыми медикаментами, хотя должен. В сутки больница выделяет систем переливания крови и необходимых растворов только на 200 гривен. Но нужно-то на две тысячи! Конечно, наше обеспечение и то, что предоставляет ожоговая клиника, в которой проходила лечение Настя Овчар, даже сравнивать нельзя. Там палаты со стерильными потоками воздуха, оборудование, с помощью которого поддерживают все функции организма человека. Все это можно купить, были бы средства. Надеемся, что о нуждах нашего центра и пациентов не забудут, обещания будут выполнены.

- Сейчас в центре есть дети с тяжелыми ожогами?

- Да. Из Черниговской области к нам привезли троих ребят, у которых обожжено 40, 60 и 70 процентов поверхности тела. У нас лежат еще двое детей. Одному полтора года, второму двенадцать лет. У обоих пострадали 70 процентов кожи. Большие ожоги, как правило, получают дети, родители которых просто не в состоянии оплатить лечение.

 

- Светлана, Кировоград. Объясните, пожалуйста, почему ожоговому больному нужно много донорской крови?

- Такие пациенты быстро теряют плазму крови, особенно в первые сутки. После ожога образуется пузырь, который заполняется плазмой — белой составляющей крови. И если обожжено полтуловища, то человек теряет около трех литров плазмы. Поэтому ее объем необходимо восполнить. А когда мы на третьи сутки начинаем делать операцию, срезаем мертвую кожу, пациент лишается красных кровяных телец. Затем начинаются другие процессы, которые угнетают кроветворение. Мы переливаем донорскую кровь. Ее обычно берем у родных и знакомых пациента. Но ведь близкие люди больного, доставленного из другой области, не всегда могут приехать в столицу. Поэтому мы просим всех, кто может стать донором и спасти чью-то жизнь, прийти в пункт переливания крови Киевского городского центра термических травм по адресу: ул. Краковская, 13. Наши больные нуждаются в помощи постоянно, просто у нас не всегда есть возможность обратиться к вам через газеты и телевидение.

 

- Добрый день. Я звоню из Донецка. Скажите, что такое ожоговая болезнь?

- Первый ее этап — шок. Трудно поверить, но он наиболее легкий. У нас в состоянии шока никто не умирает, разве что при ожоге 90 процентов поверхности тела. Потом следует токсемия: отмирающая кожа отравляет организм, нарушается работа печени, сердца, почек, мозга. Дальше развивается септикотоксемия, когда в ранах размножаются микробы, из-за чего может развиться заражение крови. В эти два этапа смертность наибольшая. После восстановления кожного покрова, как у Насти Овчар, наступает четвертая стадия ожоговой болезни — реконвалесценция. Ошибочно ее называют выздоровлением. Тело такого ребенка, как Настя, покрывается огромными рубцами вишневого цвета. Пациенту в течение нескольких лет нужно лечиться, понадобятся и операции.

«Если осталась хоть треть волосяного покрова, его можно восстановить полностью»

 

- Лариса Николаевна из Мариуполя. Какие существуют методы восстановления сгоревших волос?

- Если на голове осталась хотя бы треть волосяного покрова, его можно восстановить полностью с помощью пластической операции, которая называется дерматензия (растяжение кожи). Под здоровую кожу, покрытую волосами, подводят пустой латексный или силиконовый пузырь — эспандер. В него постепенно, по 20-30 миллилитров, вводят жидкость. В результате образуется огромная шишка, после чего эспандер убирают, а выращенную кожу пересаживают.

- Удалось ли ученым создать искусственную кожу для пересадок?

- Мы используем ксенокожу — специально обработанную высушенную свиную кожу. Но это временное покрытие, благодаря которому можно выиграть время. На несколько недель рана как бы перестает существовать для организма, и есть возможность подготовиться к пересадке собственной кожи пациента. В европейских и американских клиниках, кроме ксенокожи, используют искусственные покрытия, по структуре похожие на кожу человека. Они стоят очень дорого: за кусочек размером с ладонь нужно заплатить две-три тысячи долларов. Но в любом случае обожженные места можно закрыть только собственной кожей пациента. Другая не приживется.

Объясняя, что делают врачи во время операций, как пересаживают кожу, откуда берут лоскуты, Ольга Коваленко показывала все это на себе. Мы не могли не спросить:

- Говорят, нельзя на себе показывать размеры чужих ран, а вы так смело это делаете. Не верите в приметы?

- Да, я не суеверна. Единственное правило, которому следую: не оперируй родственника.

 

- Меня зовут Анастасия Викторовна, звоню из Белой Церкви. Почему вы утверждаете, что ожоги нельзя смазывать гусиным жиром?

- Свежую рану прежде всего нужно обработать антисептиком. А мазь, даже самая лучшая, будет прогревать ткани, тогда как их нужно охладить. При любом ожоге в первую очередь надо снять одежду, чтобы прервать контакт с горячим источником. Жирные вещества закупоривают рану, прогревание тканей продолжается, и ожог становится глубже, а тертый картофель, яичный белок и моча еще и инфицируют рану.

- Так что, можно лить воду из-под крана?

- Лучше намочить водой салфетку и приложить к обожженному месту. Если это ожог не первой степени, через 15-20 секунд вы почувствуете, что салфетка нагрелась. Ее надо снова намочить и приложить. И так несколько раз. Это наилучший способ охладить поврежденную кожу.

- А лед можно использовать?

- Нет. Резкое охлаждение может вызвать спазм сосудов. Если кожа начала сходить, хорошо применить противоожоговый аэрозоль: микрокапли помогут охладить рану, а антисептик будет бороться с микробами. Кстати, советую заменить в домашней аптечке спиртовой раствор йода, который не любят дети, современным йодистым антисептиком, например йодобаком или бетадином: они не содержат спирт, и раны от них не болят.

Подготовила Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»

4317

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів