Начало предвыборной кампании «укрпочта» отметила попыткой удушения украинской прессы?
В разгар президентской избирательной кампании тема свободы слова становится актуальной как никогда. Что вполне объяснимо. Но имеет она несколько аспектов, в том числе и такой, как доступность средств массовой информации, в данном случае печатных, рядовому читателю, а значит, потенциальному избирателю. Реалии же таковы, что СМИ в ближайшее время могут стать недоступными для большинства. И виной тому будет не политическая цензура, о которой так много говорят, а государственное предприятие «Укрпочта», занимающееся распространением на территории Украины газет и журналов. Во всяком случае, такое предположение напрашивается после анализа работы этой структуры.
Как известно, «Укрпочта», будучи еще в советские времена одним из немногих монополистов на украинском рынке распространения газет и журналов, сохранила этот статус до сих пор. Не имея альтернативы, редакции печатных СМИ просто вынуждены прибегать к услугам «Укрпочты», чем она и пользуется. Так, например, организация позволяет себе довольно свободно трактовать свои же обязательства перед редакциями газет в сфере доставки СМИ. Ежедневные издания, к которым принадлежат и «ФАКТЫ», доходят до региональных читателей со значительным опозданием. Это, в свою очередь, сказывается на подписке -- кому же охота получать информационный продукт с такими задержками? Как правило, читатели отказываются от устаревших изданий, которые, в свою очередь, терпят экономические убытки.
Но, похоже, монополиста на рынке распространения печатных изданий данная ситуация вовсе не тревожит. «Укрпочта» продолжает, что называется, гнуть свою линию, направленную, судя по всему, на экономическое удушение СМИ. Причем делает это в лучших традициях незабвенных советов и без соблюдения элементарных правил рыночной экономики. А зачем морочить себе голову тем, что Украина уже давно добивается получения статуса государства с рыночной экономкой -- во всяком случае, Президент и правительство прилагают для этого максимум усилий. «Укрпочте» старания политиков, видимо, безразличны. Судя по всему, словосочетание «рыночная экономика» для нее -- понятие сугубо теоретическое, не имеющее ничего общего с практикой. Ведь один из основных постулатов рыночной экономики -- «спрос рождает предложение». Иными словами, скажем, газета «ФАКТЫ» -- самая популярная и тиражная не только потому, что так хочется главному редактору и журналистам редакции, а потому, что пользуется популярностью, то есть реальным спросом у читателей. Но последнее «открытие» «Укрпочты» сводится к тому, что «ФАКТЫ» с их огромным (по меркам Украины) тиражом -- абсолютно непопулярное издание.
Такой вывод напрашивается после изучения поступившего «ФАКТАМ» предложения о заключении новых условий распространения издания. Дело в том, что в начале 2004 года «ФАКТЫ», как и другие газеты и журналы, подписали с «Укрпочтой» договор о распространении печатного издания. В нем, в частности, оговаривается так называемый процент списания, то есть то количество экземпляров газеты, которое не продастся. В первоначальном варианте этот показатель был зафиксирован на уровне 5 процентов и по подсчетам, а также анализу специалистов «ФАКТОВ», соответствовал действительности. И вот неожиданно, в середине года, «Укрпочта» решила рассмотреть вариант поднятия уровня списания до 60 процентов, или же вовсе не указывать в договоре данный параметр. Что это значит? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Среди них, например, и такой. Редакция не будет получать прибыль от реализации как минимум 60 процентов тиража, потому как у «Укрпочты» появится возможность их списать, не распространяя Проверить же процент такого большого списания нет возможности из-за высокой стоимости транспортных услуг за возврат нереализованного тиража. Складывается впечатление, что только в этой организации не понимают нелепости данного рыночного «ноу-хау». Ведь утверждать, что большая половина тиража «ФАКТОВ» может не продастся, -- абсурд. Если бы это было так, то «ФАКТЫ» не были бы полностью самоокупаемой и бездотационной газетой.
Для чего разрабатываются такие предложения? Вопрос пока остается открытым. Ведь увеличив процент списания, «Укрпочта» снизит объем распространяемых тиражей изданий пользующихся наибольшим спросом. Если же это спланированная и продуманная акция, то не является ли она в разгар президентской кампании попыткой удушения украинской прессы? Ведь наверняка подобное предложение пересмотреть условия договора «Укрпочта» предложит не только «ФАКТАМ»
Читайте нас у Facebook