ПОИСК
Події

«нельзя судить мать за то, что она любит мужа больше, чем своих детей»

0:00 12 березня 2004
Так считает женщина, чью дочь лишили родительских прав

В небольшом зале районного суда решается вопрос о лишении родительских прав 30-летней Елены Остапкошко (имя и фамилии по этическим соображениям изменены. -- Авт. ). Судья, перелистывая сопроводительные документы соответствующих социальных служб, вот уже два часа пытается разобраться, почему Лена, которая все это время равнодушно смотрит в окно, совсем забросила своих малолетних детей. Иногда она невпопад отвечает на вопросы судьи, пытается что-то объяснить, но фразы не договаривает -- замолкает на полуслове, и снова ее взгляд устремляется в спасительное окно, а в зале зависает тягостная тишина. «Ну, рассказывай, рассказывай, Леночка!», -- умоляет шепотом ее мама. Она разрывается между дочерью и не к месту расшалившимися внуками -- мальчиком и девочкой лет 8--10. А дети, не понимая, что сейчас решается их судьба, шумно делят одну на двоих книжку…

«Наша любовь умрет вместе с нами»

Суд, приняв во внимания все предоставленные в его распоряжение документы, решает лишить Елену Остапкошко родительских прав. Судья закрывает тонкую папочку и вместе с секретарем выходит из зала. У Елены лицо даже не дрогнуло. Похоже, она только и ждала, когда ее, наконец, оставят в покое. Сутулая женщина в старом заношенном пальто вскакивает и, даже не глянув на детей, стремительно направляется к двери, волоча за собой черный платок. «Господи! -- тяжело вздыхает вслед ее мама. -- Опять на кладбище побежала… »

-- Никогда не думала, что у дочери так жизнь повернется, -- говорит мать Елены Людмила Петровна, тревожно поглядывая на неугомонных внуков, раскачивающих во дворе качели. -- А ведь так все романтически и хорошо начиналось! Леночка познакомилась со своим будущим мужем Лешей сразу после школы. Учился он тогда на третьем курсе филологического факультета. Статный, красивый, умный. К тому же писал великолепные стихи. А как он умел красиво ухаживать! Цветы, билеты на концерты, клятвы: «Мы с тобой никогда не расстанемся. Наша любовь умрет вместе с нами… » Наши знакомые только рты раскрывали от восхищения, а подружки завидовали Лене черной завистью. Наверное, в жизни такая любовь действительно редко встречается, но встречается же! Они поженились, мы с родителями Алексея купили молодым квартиру. Лена тоже поступила в институт, на первом курсе родила Павлика, на втором -- Светочку. А Леша закончил учебу и решил стать профессиональным поэтом. Его родителей это, конечно же, огорошило. Думали, пойдет работать по специальности, а он -- на вольные хлеба! Но промолчали. Тем более у молодых в то время было все, о чем многие могли только мечтать: хорошо обставленная квартира, деньги, которые давали родители, они же присматривали и за детьми. Так прошло несколько безоблачных лет, и тут у Леши начались творческие проблемы…

Собственно, Алексея периодически печатали некоторые литературные журналы, местные газеты. Но к его несказанному удивлению, никто не замечал появления на литературном небосклоне «второго Пушкина». Не изменилось отношение к нему даже после того, как он ценой огромных усилий издал несколько небольших сборничков своих стихов. Пораженный равнодушием читателей, Алексей пришел к выводу, что те еще не доросли до понимания его творчества. Посему решил больше не писать и прочно залег на диван. А верная супруга сутками сидела около него и, держа за руку, все повторяла: «Придет время -- и тебя оценят, придет время».

РЕКЛАМА

Между тем, родители дружно ушли на пенсию, и привычный ручеек денег сначала резко оскудел, а затем и вовсе иссяк. Алексей постепенно распродал всю мебель, книги, и стал занимать деньги у знакомых, не задумываясь, как будет отдавать долги. Однажды друзья тактично спросили, почему они с Леной, как все, не устроятся на работу, и услышали в ответ гордое: «Мы -- не все, поэты на службу не ходят». Ему заметили, что поэты должны писать, а он давно уже ничего не пишет. Алексей на это ответил ударом кулака. С тех пор у них не стало друзей.

А вскоре забили тревогу и родители Лены и Алексея. Вопрос встал о внуках. Павлику исполнилось десять лет, Свете -- восемь, и отец с матерью совершенно о них не заботились. Лена забывала их даже покормить, когда печатала стихи мужа. На упреки мамы отвечала, что именно в такие моменты ощущает себя счастливой. Так что малышами по-прежнему занимались дедушки и бабушки. Лена целыми днями сидела дома и считала минуты до возвращения мужа. А он стал задерживаться все дольше и дольше, потому что… запил.

РЕКЛАМА

«У меня было все, теперь -- ничего»

Преданная жена нашла выход из положения -- стала приглашать собутыльников мужа домой и «поддерживала компанию». В первое время к ним ходили неудавшиеся поэты, художники, писатели, а со временем -- кто придется. Пьяные крики, скандалы, шум драк из их квартиры будили соседей практически каждую ночь. Теперь Алексей и Лена ничем не отличались от приходивших к ним алкоголиков. Однажды бабушки-дедушки пришли к ним домой, чтобы забрать внуков, но малыши подняли визг и мертвой хваткой вцепились в свою непутевую мать и пьяницу-отца.

Первым разочаровался в родителях Павлик. Дед подарил ему деньги на покупку подержанного велосипеда. Деньги попались на глаза отцу, и он устроил шумную пирушку с друзьями. Павлик, до этого молча терпевший все выходки родителей, взорвался. «Я вас ненавижу!», -- кричал мальчик, захлебываясь слезами обиды. Собрав свой нехитрый скарб, ребенок в морозную дочь ушел к бабушке и дедушке. Ни отец, ни мать даже не сделали попытки его остановить.

РЕКЛАМА

А вскоре после этого Лену постиг удар. «Ты мне надоела, ухожу к другой», -- заявил Алексей и хлопнул дверью. С тех пор у Лены появилась новая забота: каждый день она брала дочку за руку и шла к дому, где поселился ее ветреный муж с новой подругой, кстати, тоже любившей гульнуть. Лена караулила Алексея на улице, а «перехватив», молила вернуться. Но он лишь отрицательно мотал головой и проскакивал мимо.

Жизнь Алексея оборвалась внезапно -- пьяным он упал с лестницы. На кладбище пришли друзья и знакомые. Но хоронили они, скорее, не нынешнего Алексея, а прекрасного парня Лешку из их юности. Лена же словно окаменела и все время повторяла: «У меня было все, теперь -- ничего».

-- Одна из ее бывших подружек не выдержала и сорвалась, -- вспоминает Людмила Петровна. -- Стала на нее кричать: «Что у тебя было, дура!? Муж-алкоголик? Приди в себя, очнись! Где твои дети, где дом, семья? Тебе тридцать лет, а выглядишь хуже моей бабушки!». Лена ей отрубила: «Тебе не понять, ты по-настоящему не любила!». О детях теперь она совсем забыла. Сидит дома, тупо глядя в стенку, перечитывает Лешины стихи. Родители Алексея, у которых живет Павлик, не выдержали и подали в опекунский совет документы на лишение Леночки родительских прав. Но ведь нельзя судить женщину за то, что она любит своего мужа больше, чем детей?!

Людмила Петровна еще раз тяжело вздыхает, смахивает слезы и, позвав внуков, уходит, уверенная в своей правоте.

-- Наше ведомство всегда держало на особом контроле судьбы наиболее незащищенной категории населения -- детей -- и отстаивала их законные права, -- сообщила «ФАКТАМ» руководитель пресс-службы прокуратуры Львовской области Марьяна Гаевская. -- За два месяца нынешнего года было возбуждено девять дел в отношении лиц, которые ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности. Так, одна семья, махнув на детей рукой, пропила в доме все, что можно. Когда мать и отца лишили родительских прав, они только с облегчением вздохнули. 26-летняя львовянка сознательно оставила себя и своего четырехлетнего сына без крыши над головой. А вот совсем дикий случай: у 24-летней матери от двусторонней пневмонии умер четырехмесячный младенец. В «угаре жизни» она не обратила внимание на простуду ребенка… Лишение родительских прав -- иногда просто необходимая мера. В прошлом году было возбуждено 27 уголовных дел в отношении родителей, которые практические забыли о существовании своих детей, что привело к трагическим последствиям…

Между тем, по информации начальника главного управления по делам семьи Львовской областной госадминистрации Ярослава Кошубы, только его подчиненные составили 433 протокола с целью предупреждения насилия в семьях, 27 -- по фактам злостного невыполнения родительских обязанностей, ведется работа в 75 проблемных семьях.

 


330

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів