Застрахованный на миллион долларов ларец, в котором, предположительно, хранились останки брата иисуса христа апостола иакова, израильский коллекционер купил у арабских «черных археологов» за Тысячу долларов
Людмила ЗАГЛАДА
«ФАКТЫ»
«Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса »
Впервые об этом уникальном археологическом открытии мир узнал из доклада французского палеографа Андре Лемэра, опубликованном в ноябрьском номере журнала «Обзор библейской археологии» (»Biblical Archaeology Review»). Предыстория события весьма интересна. Лемэр отправился в полугодичную командировку в Израиль для изучения древних семитских надписей, и как-то на вечеринке знакомый представил ему одного из самых известных и удачливых израильских коллекционеров древностей Одеда Голана. Тот показал французскому ученому фото древнего ларца для костей -- оссуария, ящика из песчаника размерами примерно 50 на 30 на 20 сантиметров.
------------------ Захоронения в Палестине с I века до нашей эры по I век нашей эры происходили в два этапа: сначала тело, завернутое в саван, хоронили в пещере, а примерно через год могилу вскрывали, кости очищали и складывали в оссуарий, на котором писали имя покойного. В ларце кости должны были храниться до Судного дня, после чего, как предрекал пророк Иезекииль, они снова облекутся плотью. -------------------
Одед Голан попросил французского ученого помочь в расшифровке надписи, выбитой на ларце. Увидев ее, Андре Лемэр был поражен. «Яаков бар Иосиф ахи Иешуа» (»Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса») -- по-арамейски было написано на оссуарии. «Прочитав надпись, я сразу же заинтересовался, был ли это тот самый Иаков, брат Иисуса из Назарета», -- сказал Лемэр в интервью агентству «Нэшнл Пост».
Израильский коллекционер был удивлен не меньше. В прошлом инженер, он давно интересовался археологией и к 50 годам сумел открыть две небольшие, но процветающие фирмы, торговавшие древностями. Он считал, что этот ларец -- обычный, подобный тысячам других, найденных при раскопках на территории Израиля. Одед Голан больше интересовался дохристианской эпохой и имел самое поверхностное представление о Новом Завете. Поэтому даже не догадывался о том, что Иисус имел братьев.
-------------------------------- « Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» -- так в Евангелии от Марка (глава 13, ст. 55-56) отзывались о Христе, проповедовавшем в синагоге на родине, Его земляки.
-------------------------------- Были ли Иисус и Иаков детьми одной матери? Если верить протестантам -- да. По их мнению, Дева Мария родила Иисуса, а потом стала матерью еще нескольких детей, рожденных от своего законного супруга Иосифа. С точки зрения православия, Иаков был сводным братом Спасителя. Наконец, по мнению католиков (которые, как и православные, придерживаются доктрины пожизненного девства Марии), под «братьями» могут подразумеваться и двоюродные братья.
«Даже способ вырезания букв соответствует первому веку нашей эры»
Публикация в Библейском археологическом ревю и пресс-конференция главного редактора этого журнала Гершеля Шанкса стала настоящей «бомбой». О гробнице апостола Иакова заговорили не только в среде историков и религиеведов -- об этом открытии написали все ведущие издания и информационные агентства мира. Лемэра сравнивали со знаменитыми археологами Шлиманом и Картером.
Сам Андре Лемэр, кажется, не сомневается в том, что оссуарий действительно содержал в себе останки библейского апостола Иакова.
-- Время изготовления саркофага совпадает с указанными в Евангелиях периодами жизни Иисуса Христа и его брата Иакова, -- рассказывал он парижскому корреспонденту российской газеты «Известия». -- По моей просьбе и по настоянию руководителей «Библейского археологического ревю» этот каменный ящик был изучен с помощью электронного микроскопа в одной из геологических лабораторий Израиля. Сама форма этого предмета, материал, из которого он был изготовлен, характер обработки камня полностью идентичны примерно трем тысячам аналогичных находок, сделанных на территории древней Иудеи в ходе раскопок. Мы изучили даже патину, которая возникает на камне в результате долго пребывания в земле -- она тоже подтверждает древность предмета. Наконец, способ вырезания букв на камне также полностью соответствует традициям того времени. Изменения фактуры камня в местах начертания букв точно такие же, как и на остальной поверхности оссуария. Значит, надпись была сделана одновременно с самим саркофагом. Характер начертания знаков и само построение этого короткого текста позволяет датировать его до 70 года нашей эры.
Это подтверждает и палеограф из университета Джона Хопкинса в Балтиморе Кайл МакКартер: «Шрифт -- самый важный критерий для датировки этого предмета, и он действительно относится к середине первого столетия нашей эры».
Кроме того, по свидетельству Одеда Голана, нашли ларец у самой стены древнего Иерусалимского храма, в Кедронской долине. К тому же, оссуарий исследовали специалисты Геологического института Израиля и сделали вывод, что ему примерно две тысячи лет.
Необычным является само указание в погребальной надписи не только на отца погребенного, Иосифа, но и на его брата, Иисуса. Обычно на подобных саркофагах иудеи называли только самого умершего и его отца. Из нескольких сотен оссуариев того времени, помеченных погребальными текстами, это второй случай упоминания имени брата захороненного. Такое делалось только в чрезвычайных случаях, когда брат умершего считался особенно важной персоной.
«Римляне распинали людей сотнями, и Иисус был одним из них»
Но чем настойчивее оссуарий Иосифа объявляется «самым значительным археологическим открытием столетия», тем громче звучат голоса скептиков. Основной их аргумент -- упоминание в надписи на оссуарии имени брата. Если редактор «Библейского обозрения» уверен: это говорит лишь о том, что брат покойного тоже был известной личностью, то Роберт Айзенман, автор книги «Иаков, брат Иисуса», придерживается противоположного мнения: «Зачем нужно было добавлять имя Иисуса? Эта надпись сделана не современниками Иакова, а нашими современниками в расчете на нас».
Историк Жан-Мишель де Таррагон, приор Иерусалимской Библейской школы, в интервью французской газете «Либерасьон» признается, что озадачен: «Я не думаю, что в 63 г. по Р. Х. Иисус был настолько известен, чтобы в данном случае можно было говорить именно о нем. Римляне распинали людей сотнями, и Иисус был одним из них».
Даже если ларец действительно был захоронен две тысячи лет назад, все равно нельзя со стопроцентной вероятностью утверждать, что в нем находились останки того самого Иакова. Исходя из статистической модели, разработанной Андре Лемэром, в Иерусалиме в тот период могло жить около 20 человек по имени Иаков, отцами которых были Иосифы, а братьями Иисусы.
Между прочим, в запаснике Иерусалимского музея хранятся семь оссуариев с надписью «Иисус» и в двух случаях покойные были сыновьями Иосифа. Эти имена были очень популярны в древней Иудее на рубеже первого тысячелетия.
Но идентичность останков все же можно было бы установить по одной детали
------------------- Брат Иисуса Иаков, получивший прозвище «Справедливый», единственный из детей плотника Иосифа был близок Христу. Он стал главой первой, Иерусалимской общины христиан, состоявших из евреев, следовавших закону Моисея, но признававших Иисуса мессией. В 62 году нашей эры, по свидетельству Иосифа Флавия, Синедрион приговорил Иакова к побиению камнями. ----------------------
Смертельным для апостола стал удар, нанесенный по голове бельевым катком. Если бы в оссуарии был череп с характерной травмой, принадлежность останков можно было бы идентифицировать с почти стопроцентной вероятностью. Но увы -- ларец пуст.
По мнению американского священника Уиверингтона, внутри оссуария не было найдено останков первого епископа Иерусалима, так как христиане, бежавшие из города во время Иудейской войны, могли взять мощи Иакова с собой, чтобы предотвратить их осквернение римлянами, а каменный ларец был слишком тяжелым, поэтому его оставили в Иерусалиме. До 1204 года в константинопольском храме Святых Апостолов якобы хранился череп апостола Иакова, который пропал во время крестовых походов (возможно, благочестивый рыцарь вывез его под своим плащом, да по дороге потерял).
Впрочем, есть еще одна версия того, почему кости не сохранились: по закону, в нынешнем Израиле любые останки положено немедленно предавать земле. И поэтому «черные археологи», раскопавшие оссуарий, не решились ослушаться предписания.
Ларец всплыл в среде арабских торговцев древностями лишь пару лет назад?
Кстати о «черных археологах». Газета «Christian Science Monitor» считает: сомнения в подлинности находки вызывает, в первую очередь, то обстоятельство, что израильский коллекционер не желает говорить, при каких обстоятельствах он стал владельцем оссуария. По мнению издания, это может свидетельствовать о том, что ларец -- не что иное как удачная подделка, которыми наводнен сегодня археологический «черный рынок».
Между тем журналистка израильской газеты «Гаарец» провела собственное расследование по факту чудесного обретения гробницы апостола Иакова. И по ее мнению, этой историей должны заинтересоваться не исследователи библии, а отдел борьбы с похищениями при израильском управлении древностей.
Территория Израиля -- настоящий клондайк для «черных археологов». Поэтому в 1978 году там был принят закон о древностях, согласно которому все найденное в недрах Святой Земли является национальным достоянием и может быть объектом купли-продажи только внутри страны. Для вывоза древностей за границу требуется специальное разрешение.
Вначале Голан говорил главному редактору «Библейского обозрения», что ларец куплен им в 1987 году. Но тогда находка подпадает под действие закона! Видимо, поэтому позже коллекционер стал утверждать, что стал владельцем оссуария не 15, а 35 лет назад.
В то же время один из продавцов ценностей в «неофициальной беседе» поведал следователю из отдела по расследованию случаев расхищений древностей, что «оссуарий Иакова» всплыл в среде арабских «черных археологов» лишь пару лет назад. Кстати, незадолго до оглашения сенсации еще один следователь общался с Голаном, и тот продемонстрировал ему свою коллекцию, ни словом не обмолвившись об оссуарии. Но вскоре коллекционер попросил разрешение на вывоз в Канаду двух ларцов. О необычной надписи на одном из них он не упомянул -- и получил разрешение. Мир узнал о надписи, лишь когда оссуарий был вывезен из Израиля. Кстати, коллекционер застраховал свою собственность на миллион долларов, а купил ларец за тысячу.
В конце прошлого года оссуарий Иакова был привезен в Канаду и выставлен в Королевском музее провинции Онтарио в Торонто. Но по пути из Израиля с бесценным экспонатом приключилась беда -- ларец раскололся. Глубокая диагональная трещина через надпись теперь разделяет имя «Иисус» надвое. Дело в том, что во время транспортировки урна не была упакована, как полагается, в двойную деревянную тару.
Власти Израиля оставили Голана в покое под честное слово, что оссуарий будет возвращен Израилю, где, возможно, будет продан в музей примерно за 200 тысяч долларов. Конечно, в Европе или Америке владелец мог бы выручить за ларец, по меньшей мере, два миллиона. Но это лишь при условии, что он будет признан подлинной гробницей апостола Иакова.
Между тем, как утверждает в газете «Либерасьон» французский историк Жан-Мишель Таррагон, «фальсификаторы стали очень ловкими: зарывая предметы в собственном саду лет на десять, они получают отличную патину. Арабские перекупщики регулярно приходят к нам со старинными предметами. Мы не можем их покупать. За них заламывают баснословную цену, люди ударились в истерию со всем, что связано с Библией».
P. S. На прошлой неделе вокруг ларца с останками апостола Иакова вновь разгорелся скандал. 18 июня директор Израильского управления по древним находкам Шоука Дорфман, проверявший находку на подлинность, заявил, что оссуарий поддельный, и надпись на нем выгравирована недавно. Если это действительно так, то ларец из «самой громкой археологической сенсации десятилетия» рискует перейти в разряд «самых знаменитых фальшивок».
387Читайте нас у Facebook