ПОИСК
Події

Национальный авиационный университет отказывается от вступительных экзаменов

0:00 13 квітня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Теперь все абитуриенты, кроме поступающих на гуманитарные факультеты, ограничатся собеседованием и хорошей учебой в школе

День авиации и космонавтики в столичном Национальном авиационном университете (НАУ), где сегодня учатся 25 тысяч студентов, считают своим праздником. И имеют на это полное право -- ведь его выпускники и научные сотрудники сделали немало для освоения не только воздушного пространства, но и космоса. Об этом и многом другом «ФАКТАМ» рассказал ректор НАУ доктор технических наук, профессор Виталий Бабак.

Фигуру женщины с памятника на Майдане Незалежности продували в… университетской аэродинамической трубе

-- То, что ваш вуз готовит специалистов в области авиации, это понятно, на то он авиационный. А вот космос…

-- Это тоже понятно, ведь с конца 50-х -- начала 60-х годов у нас, прежде всего на механическом факультете, который сегодня называется аэрокосмическим, стали готовить специалистов в этой области. А началось все с научных исследований, которыми занимались академик Кухтенко (недавно в университете открыли аудиторию его имени и учредили именную стипендию) и мощнейшая группа ученых, создавших тренажеры «Сириус»: на них космонавты проходили предполетную подготовку. Занимались и моделированием поверхностей Луны. Это в те-то годы, на той вычислительной технике! Именно создание такой модели дало возможность луноходу выполнить свою программу.

Наш университет всегда работал с Академией имени Жуковского в Жуковском и с Центром космических исследований. Прежде всего по моделированию различных типов и режимов полета, созданию моделей и исследованию их аэродинамических характеристик. Кстати, в нашем вузе есть уникальная аэродинамическая труба, в которой исследуются образцы авиационной и ракетной техники. Даже фигура женщины, установленной на Майдане Незалежности, продувалась в ней, после чего скульпторы внесли кое-какие изменения в конструкцию. Мы же предложили и маятниковую систему, обеспечивающую устойчивость этой фигуры.

РЕКЛАМА

Кроме того, университет сотрудничает с «Южмашем» и другими организациями, которые продолжают работать на космос, а также с Национальным космическим агентством Украины.

-- Ваши сотрудники получили Государственную премию…

РЕКЛАМА

-- Да. Приятно отметить, что уже четыре года подряд научные коллективы, в составе которых есть и ученые нашего университета, получают Государственную премию за создание -- опять же! -- авиационных тренажеров и систем аэронавигации. Последняя отмеченная работа -- это взлетно-посадочные комплексы гражданской и военной авиации, созданные на основе новых информационных технологий, что позволило связать спутниковые и аналоговые радарные наземные системы, чтобы взлет и посадка совершались в безопасном режиме и чтобы летчик мог видеть обстановку -- сверху, снизу, справа, слева и так далее…

«Во времена Союза в наш вуз могли поступить только 10 процентов жителей Украины»

-- Вы говорите: университет… Но ведь таковым Киевский институт инженеров гражданской авиации стал недавно. Это что -- дань моде?

РЕКЛАМА

-- В следующем году НАУ будет отмечать свое 70-летие (собственно, вузу уже более 100 лет -- в 1898 г. киевские политехники организовали авиационные курсы, а в 1933 г. в КПИ был создан механический факультет, выделившийся в 47-м в отдельный институт -- ГВФ). Традиционно это был один из мощнейших вузов Советского Союза. Все помнят ГВФ -- авиационный институт гражданского воздушного флота. Он гремел на весь бывший СССР, потому что работал по принципу регионального набора, когда каждый регион получал в нем какое-то количество мест. В свое время в ГВФ (позже -- КИИГА) из Украины обучались… 10 процентов студентов.

До развала СССР мы готовили специалистов почти для 90 стран мира. Это был второй вуз после Московского государственного университета по числу иностранцев в бывшем Советском Союзе, а потом их приток резко сократился, как и число студентов из России и других стран СНГ (сегодня ситуация изменилась, и вновь в аудиториях НАУ появились студенты-иностранцы).

Возник вопрос: что делать дальше? Ведь как вуз авиационного направления он стал для Украины избыточным. Зачем же готовить специалистов, которым негде будет применить свои знания? Тогда решили расширить сферу специальностей.

Сегодня у нас их более 50. Собственно, слово «авиационный» в названии вуза -- лишь дань исторической традиции. Да, у нас есть аэрокосмический факультет и основные специальности, связанные с самолетами, вертолетами, летательными аппаратами, обслуживанием авиационной техники, но в то же время появились специальности, связанные с информационными технологиями, электроникой и телекоммуникацией связи, информационной безопасностью систем защиты информации как в технических, так и компьютерных системах, банковской безопасностью и так далее…

С 70-х годов вуз готовит специалистов в сфере экономики. Конечно, прежде всего отраслевой, но сегодня уже есть и международная экономика, и менеджмент, и внешнеэкономическая деятельность. Поэтому и статус международного ему присвоили по праву.

-- Говорят, вы отказываетесь от вступительных экзаменов. Но ведь такой эксперимент в Украине уже проводился и себя не оправдал.

-- Да, при поступлении на все инженерно-технические и экономические специальности мы будем ориентироваться на средний балл аттестата зрелости и проведение достаточно простого собеседования.

-- А на гуманитарные?

-- Там пока оставили экзамены. На эти факультеты очень большой конкурс. Действительно, Украина уже пыталась и тестирование вводить, и полагаться на аттестат зрелости. Однако общество не готово перейти на такие процедуры, потому что на сегодня, к сожалению, школы дают очень разный уровень знаний.

-- Вы еще и музей создаете?

-- Это была наша давняя мечта. И в прошлом году подписано распоряжение Кабинета министров о создании Государственного музея авиации Украины на базе музея и авиационного аэродрома НАУ в Жулянах. Сейчас там ведутся полным ходом работы по его созданию. Киев уже имеет прекрасный Этнографический музей под открытым небом, теперь будет еще один музей под открытым небом, но технологический, технический! В нем будет более полусотни летательных аппаратов, в том числе самолет, на котором летал Быков на съемках фильма «В бой идут одни «старики», а также АНТ-7 -- первый цельнометаллический самолет производства бывшего Советского Союза, созданный в 1929 году! 410-й ремонтный завод взялся полностью восстановить его, а университет выполнил всю работу по воссозданию облика этого самолета, а его двигатели были восстановлены на одной из наших кафедр. Они уже в рабочем состоянии. Есть в музее и французский двигатель, который устанавливался на «Юпорах» выпуска 1913 года, а также множество других уникальных экспонатов. И это все -- первая очередь музея, который планируем открыть в сентябре 2003 года -- к 100-летию мировой авиации!

1628

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів