Екатерина ващук: «не люблю слоняться по дому и делать что-то не спеша. Как правило, одновременно стираю, готовлю и с пылесосом вожусь по квартире»
Народный депутат, председатель парламентского Комитета по вопросам аграрной политики, первый заместитель главы Аграрной партии и третий номер в избирательном списке блока «За единую Украину!» Екатерина Ващук родилась и выросла в простой украинской семье на Ривненщине. Ее мама всю жизнь проработала свинаркой, а отец, хоть и занимал некоторое время пост председателя сельсовета, до конца своей жизни работал плотником. Так что Екатерина Тимофеевна, которая 20 лет руководила колхозом, а позже сельскохозяйственным предприятием «Колос», знает о прелестях и трудностях жизни в селе все. О ее мудрости, житейском опыте, умении общаться с людьми, понимать их можно рассказывать долго. Да и не за красивые же глаза (хотя, честно говоря, что есть, то есть), Екатерине Ващук люди уже дважды доверяли представлять их интересы в Верховной Раде. Она с какой-то жертвенностью относится к своим обязанностям в парламенте, но признается, что в жизни ей почему-то больше приходилось заниматься совсем не женскими хлопотами. Впрочем в г-же Ващук удивительным образом сочетаются независимость, способность справиться с любыми трудностями, элегантность и женственность.
«Если бы мне вдруг пришлось выбирать между счастьем моих детей и политикой, я бы выбрала первое»
-- Екатерина Тимофеевна, для вас праздник 8 марта -- «хорошая традиция» или, как утверждают некоторые женщины, констатация неравноправия?
-- Ну, я, пожалуй, обойдусь без лишнего пафоса. Просто в этот день мне всегда как-то теплее и радостней становится на душе. Помню, как мой сын-школьник сделал из проволоки красивую цепочку и подарил мне к празднику. До сих пор ее храню в футляре из-под какого-то золотого украшения. Вы, мужчины, наверное и не знаете, сколько теряете в жизни из-за своей невнимательности. Ведь женщине очень важно услышать от мужчины теплое слово, увидеть полные любви глаза. А каждое сказанное вами приятное слово или сделанный добрый жест оставляет в наших душах теплоту, которая помогает жить и платить вам тем же, но в тысячу раз больше.
А вообще-то, напомню, изначально этот праздник был утвержден Кларой Цеткин как день женщины-революционерки, борющейся за свои права. Для меня же 8 марта — просто милый и нежный женский праздник.
- Кстати, о женщинах-революционерках. Говорят, что вы после представления в парламенте Земельного кодекса пришли домой с синяком под глазом, доставшимся от левых?
-- Да, тогда много было тумаков, поцарапанных рук, оборванных пуговиц. И главное — обидных высказываний. Впрочем, я была к этому готова, поскольку никто не мог меня убедить в том, что есть альтернатива необходимости принятия данного закона. Крестьянин наконец-то получит в собственность землю, на которой умеет работать и работал долгие годы.
- Ни для кого не секрет, что ваша дочь и сын лидера коммунистов Петра Симоненко муж и жена. В СМИ сообщалось, что вы со сватом не смешиваете семейные отношения и политику. Что-то изменилось после скандала, устроенного коммунистами в парламенте в связи с принятием Земельного кодекса?
- Ничего не изменилось. Я знаю позицию коммунистов по этому вопросу и готовилась к их атаке. Именно за то, что Петр Симоненко не меняет и отстаивает свои позиции, я его уважаю. Знаю, что многие члены фракции КПУ тоже меня уважают. Недавно мне предложили принять участие в теледебатах с лидером Компартии, но я отказалась. Не хочу, что бы моим детям было больно. Понимаете, все дело в том, что если бы мне вдруг пришлось выбирать между счастьем моих детей и политикой, я бы выбрала первое.
- Считается, что мужчинам легче найти общий язык, чем женщинам. Когда-то ваша коллега по парламенту Наталья Витренко сказала, что в политике женщина женщине не просто враг, а особый злой враг…
- Несмотря на то, что в жизни мне приходилось иметь дело, как правило, с мужчинами, женщины-друзья у меня все же есть. Например, парламентские мои подружки -- это Валентина Гошовская, Раиса Богатырева, Лариса Трофименко, Татьяна Засуха… Очень хорошие отношения у меня с Лилей Григорович. Но в Киеве очень люблю общаться, проводить время с главой Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александрой Кужель. Любую же свободную минутку использую для того, чтобы вырваться домой.
На Волыни в моем родном селе отношения между женщинами особенные. Там все друг о друге знают, поэтому думать, говорить и делать что-то по-разному категорически нельзя. В противном случае к тебе никогда не будут относится с уважением. А если откровенно… Я не знаю ни одной абсолютно счастливой женщины. У всех проблемы, сложные судьбы. Поэтому мы должны друг-друга поддерживать.
В Верховной Раде прошлого созыва женщины были более дружными. Помню, я как-то пригласила накануне 8 марта женщин-парламентариев к себе домой. Вам трудно поверить, но все пришли, в том числе и Наталья Витренко. Это был чудесный вечер с шутками, песнями и стихами. Мы даже договорились не выступать друг против друга в парламенте… В нынешнем созыве Верховной Рады женщин намного больше. Наверное, поэтому они не так дружны.
«Вот за чем я действительно следила, так это, не дай Бог, принести домой свой начальственный тон»
- Скажите, а вы с подружками делитесь впечатлениями по поводу костюмов своих коллег?
- Очень редко. И только для того, что бы сделать комплимент или же спросить, где такую вещь можно купить. Честно говоря, если кем-то я и не была в жизни по-настоящему, так это, наверное, женщиной. Все приходилось заниматься какими-то не женскими хлопотами. То колхозом надо было управлять, то агрофирмой. Поэтому смотреть какие, например, занавески у соседки на окне, или в чем она ходит, мне некогда было. Вот за чем я действительно следила, так это, не дай Бог, принести домой свой начальственный тон.
Что же касается одежды, то для маня всегда важно одеться со вкусом. Впрочем, это не так уж и сложно, поскольку люблю строгие костюмы и платья. За что частенько получаю от Сашеньки Кужель, которая постоянно говорит, мол, неужели тебе трудно повязать на шею платочек или надеть какое-нибудь украшение. Кстати, она мне на день рождение обязательно дарит всякие сугубо женские безделушки. И, надо сказать, ее воспитание дает о себе знать: на праздники пытаюсь выглядеть как настоящая женщина (смеется. -- А. Г. ).
-- И где же обновляется гардероб настоящей женщины?
-- Все покупаю сама и, как правило, в Печерском универмаге или же в универмаге на Львовской площади в Киеве. Предпочитаю костюмы в строгом английском стиле. Правда, по просьбе Саши Кужель однажды заказала себе костюм у одного известного киевского модельера. Но оказалось, что примерки занимают сто-о-лько времени, что я отказалась в дальнейшем от его услуг. Предпочитаю покупать уже готовую вещь. Кстати, мои водители шутят, что я хорошая шефиня, потому что по магазинам не люблю ходить. А я на самом деле не люблю бесцельно шататься и смотреть на витрины. Отправляясь в поход по магазинам, точно знаю, что нужно купить и где.
-- Екатерина Тимофеевна, знаю, что ваш муж работает врачом скорой помощи. Познакомились с ним случайно не в больничной палате?
-- Совершенно верно. Отравившись в студенческой столовой, я с резкими болями в животе и с подозрением на аппендицит попала к хирургу. Там уже был готов вступить в бой за мое здоровье и молодой анестезиолог. Мне было перед ним так неловко, потому что ничего серьезного у меня не обнаружили, выписали какие-то таблетки и отправили домой. А через несколько дней в доме культуры был бал «Золотая осень». И на танец меня пригласил тот самый молодой врач. Кстати, из-за его кудрявых волос приятели обращались к моему будущему мужу «Витя Пушкин». Признаться, я некоторое время думала, что это и есть его настоящая фамилия. А поскольку поэта Пушкина я очень любила, то для меня Витя Пушкин был вдвойне привлекателен.
И вот мы вместе уже долгие годы. Витя -- единственный сын у родителей, поэтому свекровь жила с нами. Два года назад она умерла. Без нее, моей второй мамы Марии, мне было бы сложно состоятся как руководителю. Именно она смотрела за детьми, готовила… И я никогда не боялась задержаться на работе, поскольку знала, что дома все будет в порядке.
«Лучше всего чувствую себя на своей малой родине, где живут простые и искренние люди»
-- Кстати, как муж относится к тому, что жена больше внимания уделяет работе и разным высокопоставленным и не очень мужчинам, чем семье?
-- Сначала ревновал и много шумел по этому поводу. Но мы всегда находили общий язык, поэтому затянувшиеся игры в молчанку не практикуем. А сейчас муж уже привык к моему образу жизни, но очень волнуется, когда я лечу куда-нибудь на самолете. Виктор всегда требует, чтобы я обязательно ему перезвонила после посадки. И очень переживает, когда сообщают о каких-то происшествиях с политиками… Я ему стараюсь объяснить, что, как правило, убийства происходят из-за каких-то коммерческих дел, а не из-за политических взглядов. Мы же бизнесом не занимаемся. Этим и пытаюсь его успокоить.
-- Выходит, муж сам себе готовит и рубашки гладит?
-- У нас в Берестечке, где в 1651 году состоялась знаменитая битва между казаками Богдана Хмельницкого и войском Речи Посполитой, есть свой дом. Как говорится, семейное гнездо. А рядом живут сын с невесткой. Они отцу помогают. Да и Виктор -- на все руки мастер. Но иногда шутит, что у него есть служанка с высшим образованием…
- Хорошенькая?
- Да это он про стиральную машинку, которую ласково называет «Зануся». А вот гладить муж не любит, поэтому когда приезжаю домой, стараюсь его надолго избавить от этой работы. Иногда Витя навещает меня в Киеве. Последний раз был на новогодних праздниках. Слава Богу, тогда все дороги замело снегом и он был со мной в столице аж две недели. Но Берестечко на Киев менять не хочет. Так что скоро придется делать выбор — или он переедет в столицу, или я вернусь в Берестечко. Скорее всего, это будет последний вариант. Но я не расстраиваюсь по этому поводу. Я действительно лучше себя чувствую на своей малой родине, где живут простые и искренние люди. Дома мне даже спится лучше, и я всегда возвращаюсь в Киев бодрой и полной энергии.
-- А в Киеве у вас есть родные?
-- Здесь живут дочь Таня с мужем Андреем и малышом. Мы со свахой стараемся им помогать, воспитываем внука, когда дети в гости пойдут или в отпуск поедут.
«Возможно, чувствуя вину перед мамой, я начала верить в Бога и ходить в церковь»
- Скажите, а глава парламентского комитета по аграрной политике корову выдоить сможет?
-- Запросто. Я могу делать все, что умеет сельская женщина. Единственное, что не умею — это печь хлеб. Вообще-то теоретически знаю как это делается, но применять на практике знания не приходилось. Хлеб пекла мама и свекровь. Я же пристрастилась к диетическим супчикам, овсяночке, овощному плову и отварному мясу. Очень люблю блинчики с яблоками, готовить которые меня научила мама. Кстати, все делаю очень быстро. Не люблю слоняться по дому и что-то делать не спеша. Как правило, одновременно стираю, готовлю и с пылесосом управляюсь.
Недавно меня навестили бизнес-леди, которые застали меня в джинсах за уборкой квартиры. Они очень удивились, мол, а как же руки, маникюр… А у меня никогда и не было маникюра. Взять же на работу женщину, которая бы занималась моим домом, как мне советовали знакомые, психологически не могу. Я не привыкла, что бы за меня кто-нибудь работал. Да и у меня есть еще силы.
-- Спортом случайно не занимаетесь?
-- Моя жизнь -- это нагрузки куда большие, чем у спортсменов. На посту руководителя большого сельского хозяйства нужно было каждый день объехать, а иногда и обойти четыре села, пять ферм, поля… За рулем УАЗика «скакала» по сельским ухабам до глубокой ночи. А ведь еще дома нужно было что-нибудь сделать. Сейчас, если есть время, очень люблю погулять в этнографическом музее под открытым небом в Пирогово. Потому что город меня сильно утомляет.
А спорт… Иногда хожу на массаж -- после автомобильной аварии часто болит спина. Да и работа в колхозе напоминает о себе артритом и радикулитом.
-- Екатерина Тимофеевна, вы человек верующий?
- Я никому не рассказывала… Меня всю жизнь мучает вина перед мамой. В советской школе не учили анализировать и сомневаться, а посему я постоянно спрашивала у мамы, зачем она ходит в церковь. Мама сердилась и спорила со мной, отстаивая свои религиозные чувства. Когда она умерла, у меня — члена обкома Компартии -- не хватило духа перед погребением занести ее в церковь. Я знаю, что она очень этого хотела (на глазах Екатерины Тимофеевны появляются слезы — А. Г. ). Хотя и хоронили родителей по христианскому обычаю, приглашали на кладбище священника, но в церкви ни покойную маму, ни отца не отпевали. На могиле матери я очень долго плакала.
Возможно, чувствуя вину перед мамой, я начала верить в Бога и ходить в церковь. Но главный наказ матери — с добром относиться к людям, я стараюсь не нарушать.
275Читайте нас у Facebook