ПОИСК
Події

Чтобы вложить в благотворительный фонд 6 тысяч гривен, мужчина продал машину

0:00 19 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Прикрываясь вывеской международного фонда по оказанию помощи остро нуждающемуся населению, фирма обирала пенсионеров и инвалидов

Мокрые от дождя транспаранты «Помогите!», «Верните наши деньги!» дрожат в озябших руках пожилых людей, собравшихся на митинг перед Киевской городской прокуратурой. Обманутые фиктивным благотворительным фондом помощи социально незащищенным слоям населения, пенсионеры надеются, что, когда все мошенники будут строго наказаны, государство найдет способ вернуть бедным людям их деньги.

-- Мне так тяжело живется, -- жалуется пожилая женщина. -- Пенсия у меня малюсенькая. Муж из дому не выходит, лежит все время. Он по инвалидности копейки получает. Ксения Николаевна утирает платочком слезы, а от стоящих рядом митингующих доносится: «И мы так… И у нас… ».

Подписав договор с фондом, пенсионерка стала участницей международной программы «Трудоустройство и материальная помощь гражданам Украины»

Однажды, возвращаясь домой с самого дешевого в районе стихийного базарчика, Ксения Николаевна наткнулась на распространителя объявлений. Оказавшуюся в руке рекламку она машинально сунула в сумку, а дома, доставая продукты, неожиданно на нее наткнулась. На маленьком клочке бумаги было написано, что международный благотворительный фонд «Ясный проминь» оказывает помощь инвалидам и другим категориям остро нуждающегося населения и предлагает несложную и выгодную надомную работу. Ксения Николаевна решила, что это как раз то, что ей нужно, и в тот же день отправилась по указанному адресу.

В офисе, находившемся в полуподвальном душном помещении, было настоящее столпотворение. Туда-сюда сновали пожилые люди с нагруженными «кравчучками». Вид у них был хоть и озабоченный, но ничуть не тревожный. Это обнадежило Ксению Николаевну, и она отправилась на собеседование.

РЕКЛАМА

-- Симпатичная вежливая девушка, сотрудница фирмы, объяснила мне, что работа несложная, -- вспоминает Ксения Николаевна, -- нужно вырезать из больших листов рекламки наподобие той, которую мне дали на базаре, или делать брошюрки с рекомендациями огородникам и рекламой фонда. Говорила, что издательство печатает их на больших листах бумаги, а это неудобно. Чтобы взять работу на дом, необходимо оставить залог -- за каждую брошюрку 65 копеек. Через десять дней надо сдавать готовую работу. Тогда за каждую книжечку мне заплатят 11 копеек. Если зарплата меня устроит, я смогу взять домой новую партию брошюрок. Самая маленькая партия -- 100 экземпляров.

Ксения Николаевна, однако, деньги отдавать не спешила. Да, собственно, и отдавать-то было нечего. Нужно было одалживать. Для начала пенсионерка решила покрутиться вокруг офиса фонда и поговорить с людьми. На ее вопросы о работе в фирме народ отвечал удивительно единодушно. Зарплата всех устраивала, фонд выдавал ее регулярно, каждые десять дней. Работа была очень простая, поэтому многие увеличили свои залоговые суммы в несколько раз.

РЕКЛАМА

-- Поговорила я с людьми и решилась. Подписала все документы. Договор, накладную на товар и регистрационную карточку мне выдали на руки. Помню, в договоре было написано, что я стала участницей международной программы «Трудоустройство и материальная помощь гражданам Украины». Я одолжила у соседей 1300 гривен, внесла залог и получила огромную пачку листов с рекламками.

Внесенные в качестве залога 1300 гривен оказались благотворительным взносом

Дома Ксения Николаевна просмотрела документы и вдруг обнаружила среди них еще одну неказистую бумажонку. В ней говорилось, что пенсионерка сделала благотворительный взнос в размере 1300 гривен в международный фонд помощи инвалидам и остро нуждающимся людям. На следующий день рано утром Ксения Николаевна уже дежурила у дверей офиса. Дождавшись сотрудников, она накинулась на них с вопросами о своих деньгах, которые неожиданно оказались добровольным пожертвованием. Работодатели очень вежливо разъяснили ей, что фонд оформляет деньги как благотворительные взносы, чтобы защитить надомников от 20-процентного подоходного налога. Ксения Николаевна успокоилась и отправилась домой работать. А когда через десять дней получила первую зарплату, то окончательно убедилась в порядочности фирмы. Рассказала о новой работе всем приятельницам-пенсионеркам, которые тоже отправились в фонд и подрядились резать рекламные объявления.

РЕКЛАМА

-- Мы с мужем делали работу быстро, -- говорит Ксения Николаевна. -- На первую зарплату купили лекарства, потом стали собирать деньги, чтобы отдать долг. Но на семейном совете решили сначала немного залог увеличить, чтобы не только расплатиться с соседями, но и себе что-то заработать. Приехала я тогда в офис, а они мне говорят, что если я бы еще и распространяла эти бумажки, то мне бы еще больше платили. Я отвечаю что, мол, старенькая, тяжело мне подолгу ходить. А девушка-сотрудница вдруг рассмеялась: «Так выкиньте вы эти бумажки, кому они нужны-то». Я прямо и растерялась. Подумала, что она шутит. Только сейчас понимаю, что надо было тогда задуматься.

Ксения Николаевна не обратила внимания на слова милой девушки. Пенсионерка сдала работу, а залог и зарплату опять вложила в дело. Когда же через десять дней она приехала с целым возом рекламок за зарплатой, намереваясь в этот раз забрать залог и расплатиться с соседями, офис был закрыт. Вокруг толпился недоумевающий народ. Никто ничего не мог понять. Некоторые пытались заглянуть в темные запыленные окна, другие сразу рванули в находящуюся неподалеку Печерскую прокуратуру.

-- Я потом еще полмесяца приезжала к офису. Но этих аферистов и след простыл. А люди, обманутые фондом, все перезнакомились, стали перезваниваться, каждую неделю встречаться. Теперь у нас есть инициативная группа и юрист, который отстаивает наши интересы в суде. Этот «Ясный проминь» не меньше 2000 человек обманул. Один мужчина даже машину свою продал, чтобы вложить в фонд шесть тысяч гривен. Хотел на квартиру сыну собрать. Другой шестнадцать тысяч вложил, тоже думал жилищные условия улучшить. А сколько людей деньги одолжили! Как теперь бедным пенсионерам их отдавать?

Директор благотворительного фонда прятался от правосудия… в кладовке

Каждую неделю инициативная группа собирает пострадавших на небольшие митинги. Сначала они проходили возле здания прокуратуры Печерского района, сейчас -- перед Киевской городской прокуратурой. Создана следственно-оперативная группа, которая опросила около 500 пострадавших вкладчиков фонда. Только на них «Ясный проминь» «заработал» 525 тысяч 644 гривни. Следствие еще не закончено, а дело уже насчитывает 23 тома, по 250 листов каждый.

Комментируя ситуацию, старший следователь Главного управления МВД Украины г. Киева Сергей Лещенко отметил:

-- Фонд «Ясный проминь» использовал принцип действия обыкновенной пирамиды, которая немного трансформирована в соответствии с нашим менталитетом. Чтобы человек не нервничал, отдавая свои деньги, ему дают работу. К примеру, в России в подобных фирмах надомники сортировали разноцветные пластмассовые шарики, у нас выращивали «косметические» грибы, переворачивали каждые полчаса бутылочки с загадочным маслом. Сотрудники «Ясного проминя» дали людям задание резать бумагу, хотя в каждой захудалой типографии для этого имеется специальная техника. Ее использование обойдется в несколько раз дешевле найма самой малооплачиваемой рабочей силы. Таким образом, мошенники дурачили наивных людей, убеждая их в том, что они заняты общественно полезным делом.

А нанявшиеся на работу в «Ясный проминь» были сбиты с толку еще и благотворительной направленностью фонда. В бумагах, выдававшихся людям, перечислялись благотворительные акции: помощь инвалидам, детям-сиротам и остро нуждающимся в виде продуктов питания и других товаров народного потребления. Программой фонда предусматривалось создание хосписа на 200 мест, центра детского творчества.

Жизнеспособность пирамиды обеспечивалась за счет быстрого притока новых работников. Первые попавшие в фонд получали деньги новичков, пришедших позднее. Опрошенные нами пострадавшие говорят, что купюры передавались прямо у них на глазах. К примеру, за одним столом человек получает рекламные брошюрки и оставляет залог, а за соседним столом сотрудница фонда тут же получает эти деньги и расплачивается ими с другим работником.

Сейчас дело находится в стадии завершения. В результате оперативно-следственных мероприятий был найден исполнительный директор «Ясного проминя». Им оказался полковник в отставке, живший когда-то с семьей в Николаеве. Сегодня этот человек, судя по документам, стал просто бомжом. У него нет ни жилья, ни имущества, ни семьи. От правосудия он прятался в кладовке арендованной квартиры. Сейчас он находится в СИЗО. Личности других мошенников уже известны, осталось только выяснить их местонахождение.

Как отметил заместитель начальника Главного управления МВД Украины г. Киева, начальник следственного управления полковник милиции Федор Краевский, обычно срок существования подобных пирамид ограничивается шестью-девятью месяцами. Столько же «прожил» и «Ясный проминь». Руководство фирмы переводило полученные деньги на фиктивные счета фирм-однодневок, поэтому найти эти средства очень сложно. Тем более что все бухгалтерские документы были уничтожены.

-- Впрочем, часть средств уже найдена, на них наложен арест, -- сообщил Федор Краевский. -- И мы надеемся, что сможем вернуть людям их деньги.

404

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів