ПОИСК
Події

Отправляясь на заработки к западному работодателю, украинские моряки и предположить не могли, что за обещанные им «зеленые» придется самим же расплачиваться. В том числе и своей квартирой

0:00 18 січня 2001

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что после годичного отсутствия на родине в Украину возвратились моряки, которых вопреки всем международным нормам насильно удерживали в Габоне. Наш собственный корреспондент встретился с одним из участников этой эпопеи.

Капитан предложил экипажу вернуться на борт тонущего теплохода, чтобы… поужинать и лечь спать

В ноябре 1999 года сухогруз «Peter», который ходит под греческим флагом, отправился в очередной рейс из испанского порта Каркодион. Среди 26 членов экипажа (подданных различных государств) было четверо украинских моряков: старпом, два помощника капитана и электрик. Капитаном судна являлся гражданин Греции господин Димитриадис.

Работа шла своим чередом, за бортом остались сотни океанских миль. Однако спустя полгода произошли события, круто изменившие судьбу всего экипажа.

-- 8 июня 2000 года после погрузки лесоматериалов судно под командованием капитана покидало акваторию габонского порта Овендо, -- рассказал «ФАКТАМ» старший помощник капитана сухогруза «Peter» Сергей Рябченко, возвратившийся недавно в родную Одессу. -- Димитриадис не учел быстрого течения, и «Peter» столкнулся с крупнотоннажным французским балкером «Аделин Делмас», стоявшим на рейде.

РЕКЛАМА

Бросив якорь, мы осмотрели судно. Отметили некоторые повреждения верхней палубы. На следующие сутки около 24. 00 капитан дал команду следовать в открытое море. Но далеко уйти мы не смогли: через 1,5--2 часа на подходе к порту теплоход дал крен на левый борт -- обнаружилась течь. Чтобы не блокировать канал, вышли из него и стали на якорную стоянку.

… Несмотря на реальную угрозу затопления судна, капитан лишь под давлением подчиненных ему офицеров, и только в 6 часов утра, согласился спустить спасательные шлюпки. Но при этом господин Димитриадис отказывался подавать сигнал «SOS», объясняя это тем, что уже якобы связался с судовладельцем и с минуты на минуту ожидается прибытие спасательного буксира. К вечеру 9 июня капитан неожиданно предложил экипажу вернуться на борт тонущего теплохода, чтобы… поужинать и лечь спать! На что получил отказ -- подчиненные, явно перестали ему доверять. Капитану пришлось подняться на борт сухогруза только с одним своим соотечественником -- суперинтендантом.

РЕКЛАМА

-- В три часа ночи раздался невероятный грохот, -- вспоминает Сергей Рябченко. -- Не выдержало крепление палубного груза, и бревна, каждое из которых весило около 25 тонн, полетели вниз и разбили спасательный плот. Пришлось обрезать канат, связывавший два плота и шлюпку, и отойти от судна на безопасное расстояние. Ведь на борту сухогруза находились два человека, а в шлюпке -- 24. Теперь, уже не дожидаясь указаний капитана, мы стали самостоятельно подавать сигналы бедствия: вверх взвились яркие ракеты. И долгожданная помощь подоспела.

Правда, не от греческого судовладельца: в 6 утра потерпевших подобрал французский буксир-спасатель «CLARA». Как оказалось, ракеты, пущенные ночью со спасательной шлюпки, заметили в ближайшем порту. Сообщение об этом передали французам, находившимся неподалеку. Благодаря этому удалось спасти капитана и суперинтенданта, которые находились на практически затонувшем теплоходе (судно, имея осадку в 8,5 метра, капитально «село» на днище). После этого весь экипаж спасатели доставили обратно в Овендо. Местные власти сразу же отобрали у бедолаг документы, и до выяснения обстоятельств происшедшего моряков поселили в мотель.

РЕКЛАМА

За причиненные неудобства перед моряками извинились, но документы возвращать отказались

Несколько дней спустя задержанных моряков допросили в Министерстве морского флота Габона, причем на английском языке и без переводчика. Несмотря на то, что все моряки хорошо владели английским, от подписания каких-либо документов они отказались. 23 июня всех рядовых членов экипажа отпустили, а восьмерых офицеров (четверых украинцев, троих эквадорцев и колумбийца) задержали. Как им тогда объяснили, никто из них не арестован, просто на потерпевшем аварию теплоходе находилось 300 тонн тяжелого топлива, которое вытекло и тем самым «нанесло значительный вред экологии габонского побережья». В связи с этим компании-фрахтователю выставлен счет на кругленькую сумму -- 8 миллионов долларов США, а восемь моряков, пока ущерб не будет возмещен, были объявлены финансовыми заложниками. Как утверждает Сергей Рябченко, урон побережью нанесен не был: быстрое течение вынесло вытекшее топливо на середину Атлантики. Это подтвердили эксперты Международной морской организации, прибывшие позднее в Габон.

Задержанным морякам наручники не надевали, более того, им даже разрешили свободно перемещаться по Габону. Правда, документы возвращать отказались… В августе «финансовых заложников» вызвали на очередной допрос, на сей раз в местную транспортную прокуратуру, где общались с ними уже на французском языке, опять-таки без переводчика. И вновь офицеры отказались подписывать какие-либо бумаги.

Надо отдать должное местным властям: к морякам они относились хорошо, даже извинялись за доставленные им неудобства. Тем не менее документы не возвращали и, естественно, из страны не отпускали. Под давлением со стороны властей хозяйка отеля приютила и кормила (в долг) оставшихся без гроша заложников. Вот такая забота!

-- Наше задержание было противозаконным, -- утверждает старпом. -- За судно и действия компании отвечает судовладелец, а в его отсутствие на борту -- капитан теплохода. Мы протестовали против незаконных действий, как могли. Но нам отвечали: судно находилось в территориальных водах Габона, а кто будет платить -- неважно. Вместе с тем известно, что экипаж гонконгского теплохода «Sea Fortune», который тоже как-то попал в аналогичную ситуацию, был сразу же отпущен. Моряков другого судна, танкера «Эрика», ходившего под греческим флагом, но попавшего в более крупную аварию, во Франции продержали всего неделю.

… А что же капитан? Между ним и остальными офицерами установились такие «теплые и дружеские» отношения, что старпом всерьез начал опасаться за его безопасность. Потому, очевидно, господин Димитриадис решил обратиться в греческий консулат в Габоне -- благо, за него поручилось ответственное лицо. Увы, дипломатического представительства Украины в Габоне нет, поэтому украинские моряки вынуждены были обратиться в российское. Пять месяцев они «наслаждались» африканской жарой и «отдыхали» в отеле, пока их проблемой не занялись в МИД Украины (генеральный консул России в Габоне Максим Доброхотов сообщил об украинских моряках в Нью-Йоркский центр по правам моряков).

Дело передали генеральному прокурору Габона. И там вроде бы приняли решение: семерых офицеров освободить, а капитана задержать до окончательного разрешения конфликта. Было еще одно условие: документы морякам вернут в том случае, если компания «Лэйн Интерпрайсис» оплатит их проживание и питание. Фирма прислала билеты и банковский документ проплаты за отель (правда, сумма покрывала «габонские издержки» лишь до 22 сентября). В тот день заложников вызвали к генпрокурору и сообщили о том, что капитану предъявлено обвинение в нарушении правил маневрирования, на него налагается штраф в размере 300 000 долларов США. Остальные же остаются просто свидетелями, без документов и права выезда из страны. Трудно описать состояние моряков, уже считавших себя освобожденными! Благо, билеты успели переоформить до того, как их вновь отправили в отель…

«Все носильные вещи пришлось впоследствии выбросить -- прогнили»

-- Тогда наше терпение лопнуло окончательно, и мы решили объявить голодовку, -- продолжает Рябченко. -- Девять дней ничего не ели. Вот тогда действительно поднялся шум: к нам приезжали местные, французские и американские журналисты. 1 ноября позвонил Максим Эдуардович Доброхотов и сказал, что на следующий день мы получим документы в прокуратуре Габона. Так оно и вышло. Однако уехать сразу не удалось -- получилась накладка с билетами, пришлось вернуться в отель. А 3 ноября его хозяйка закатила скандал. Никто, утверждала она, не уедет, пока не заплатит за проживание с 22 сентября. Нас вновь не выпускали из страны. Иными словами, пошла вторичная «раскрутка» того же «дешевого детективного сценария», только на более низком уровне. «Хоромы» же, из-за которых так переживала хозяйка отеля, заслуживают особого внимания. Каждому заложнику было выделено по комнате, снабженной душем и туалетом. Помещение, где проживал я, оказалось «глухим», то есть вместо окна красовался неработающий кондиционер (и это при 35-градусной жаре и стопроцентной влажности!). Все носильные вещи пришлось впоследствии выбросить -- прогнили. По стенам и кроватям ползали всевозможные насекомые, бегали крысы и ящерицы. За эти «блага цивилизации» надлежало платить 60 американских долларов в сутки! Троим нашим морякам (четвертый -- электрик -- был репатриирован раньше, в связи с критическим состоянием здоровья) «отельный выкуп» собирали родственники -- всего 6 тысяч 953 доллара. В конце октября, как только деньги дошли до адресата, Максим Доброхотов буквально вырвал нас из отеля, дабы избежать очередной провокации со стороны габонских властей. Меня, Владимира и Александра приютило российское посольство в Габоне. Затем мы наконец-то покинули чересчур гостеприимную Африку, вылетев в Париж, оттуда -- в Киев, а затем -- в Одессу.

По прибытии на родину вторых штурманов Александра Сысоева и Владимира Тугалова, пришлось срочно госпитализировать в инфекционные больницы (первого -- в одесскую, второго -- в херсонскую, по месту жительства) с диагнозом «тропическая малярия». Состояние здоровья моряков оставляет желать лучшего. А денег на лечение у них нет. Ведь зарплату за полгода никто из членов экипажа так и не получил. Заболевание же это без квалифицированного современного лечения чревато осложнениями на всю оставшуюся жизнь.

Сергею Рябченко, по его же словам, придется продавать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами. Его неработающей жене (пятилетняя дочь нуждается в домашнем уходе) только телефонные переговоры с Габоном обошлись в две тысячи гривен. Это при том, что Сергею греческий работодатель должен около 14 тысяч долларов США. Но… Этот горе-судовладелец ударился в бега -- уж очень многим, как оказалось, он задолжал. Поговаривают, что даже объявил себя банкротом.

Прежде чем ехать за счастьем, узнайте, есть ли в избранной вами стране наши дипломаты

В МИД Украины полагают, что подобные ЧП происходят с нашими соотечественниками, в основном, в тех странах, где нет украинских дипломатических представительств. Согласно действующему украинскому законодательству, любой гражданин нашей страны вправе свободно выехать за рубеж и свободно возвратиться на родину. Этот порядок распространяется и на тех, кто возжелал «попытать счастья» в дальнем зарубежье. Однако нередко ситуацию осложняют сами люди, соглашающиеся на работу за границей, не получив надлежащих гарантий.

-- В ближнем зарубежье наши структуры имеют возможности каким-то образом влиять на возникающую конфликтную ситуацию, помогать своим соотечественникам, -- говорит руководитель консульского управления МИД Украины Виктор Кирик. -- А вот, скажем, в ряде государств той же Африки, в разных отдаленных точках земного шара, Украина не имеет дипломатических представительств. Тогда мы обращаемся за помощью к коллегам из других государств. Договоренности такого плана существуют, например, с польским и российским МИДами, к взаимопомощи готова и Франция.

419

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів