Николай еременко-младший: «если погибнет кинематограф -- я умру»
В воскресенье, 27 мая, в Москве, Боткинской больнице на 53-м году жизни скончался выдающийся киноактер и режиссер, народный артист России Николай Еременко-младший. Причиной смерти актера стало нарушение мозгового кровообращения. Говорят, днем Николай Николаевич позвонил друзьям и пожаловался на сильную головную боль. Ночью ему стало совсем плохо. Несколько часов в Боткинской больнице сражались за его жизнь. Не спасли
Почти год назад от инфаркта умер отец Николая Еременко, Николай Еременко-старший. Похоронили его в Минске. После похорон сын сказал родным: «Пусть место рядом с отцом будет свободно. Для меня». Никто тогда не придал никакого значения этим словам. А Николай как будто чувствовал скорую смерть. Говорят, последние месяцы он жил на пределе возможностей. Готовился к съемкам в двух сериалах. Кстати, в одном, киевском, режиссера Оксаны Байрак. Думал о собственной программе на канале «Культура». В конце лета хотел провести первый кинофестиваль стран Балтии и России. Не успел. Зато успел много другого
Николай Еременко-младший родился в 1949 году в Витебске в семье актеров Николая Еременко и Галины Орловой. В 1967 году поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Впервые в кино Еременко-младший снялся в фильме своего учителя «У озера». Широкая популярность пришла к Николаю Еременко после выхода на телеэкраны многосерийного фильма «Красное и черное». Потом были «Юность Петра», «31 июня», «Пираты ХХ века», «Трактир на Пятницкой», «Обещание любви», «Шел четвертый год войны», «Эскадрон гусар летучих»
В 1995 году он дебютировал как режиссер, сняв картину «Сын за отца», где главную роль исполнил его отец Николай Еременко-старший. Название фильма стало пророческим: в 2001 году после смерти Николая Еременко-старшего, бывшего в Белоруссии не только популярным актером, но и авторитетным общественным деятелем, Еременко-младший пришел в посольство Белоруссии в Москве и стал на общественных началах работать советником по культуре.
«Я играю большей частью для женщин»
-- Говорят, что вы -- женолюб, и главное ваше хобби -- женщины
-- Ну, женщины -- это не хобби, а серьезный институт. Университет, в котором мужчины должны учиться, пока их оттуда не выгонят. Это моя как бы жизненная направленность. Я и как артист играю большей частью для женщин. Они -- главные ценители творчества, и, собственно говоря, это нормально для мужчины -- нравиться слабому полу. Это хороший стимул, чтобы стать профессионалом. Поскольку как только ты заметишь, что у женщины глаз гаснет, глядя на тебя, это сигнал: что-то не так.
-- Вы как-то рассказывали, что отец воспитывал вас с помощью ремня. Вы применяли этот метод при воспитании дочери?
-- Конечно, нет. Девочек нельзя трогать даже пальцем.
-- А мальчиков, вы считаете, следует пороть?
-- Я заслуживал того, чтобы получать по заднице. Может быть, это не так часто бывало. Но ребенок запомнит, даже если это случится только раз. На самом деле отец любил проводить со мной профилактические беседы, поскольку мы росли в экстремальных условиях послевоенного двора. Когда у нас в руках настоящее оружие, а не Да, в Витебске, недалеко от берега Западной Двины, мы находили очень много оружия,. У нас целые склады были, мы прятали их от милиции, и милиция периодически у нас их отбирала.
-- Существует мнение, что самый лучший педагог -- бывший грешник
-- Грешники знают, как не надо. Они могут этому учить молодое поколение, вполне понимая в глубине души, что ученик сделает те же ошибки, которые делали они.
-- Правда, иногда эти ошибки невозможно исправить.
-- Бывает. Когда-то я ходил не в малины, а туда, где отсиживаются зеки, которые в бегах. Мне просто интересно с ними было поговорить. Движущей, я бы так сказал, идеей у меня было -- разобраться в человеке. Почему ты стал таким? У меня в детстве был друг. Его звали Павлик. Он был на два года старше меня. Этот Павлик, собственно говоря, спас мне жизнь. Но пути наши разошлись. Я уехал в Минск, потом поступил в институт, а он выбрал совершенно другой путь. Он пошел по этапу, как это часто бывает с витебскими ребятами. Он сидел в общей сложности лет пятнадцать с короткими перерывами. И вот однажды в Москве телефонный звонок. «Кто это?» -- спрашиваю. Он отвечает: «Пашка». «Какой Пашка?» Прошло столько лет. И вдруг я понял, что это Павлик. «Ты где?» -- Он отвечает: «Я тут, на Белорусском вокзале. Меня отпустили на несколько дней съездить домой». -- Я говорю: «Конечно, конечно, сейчас. Давай встретимся. Как же?!» И он мне без остановки -- я не вставил ни одной реплики -- 4 часа рассказывал всю свою жизнь. Как они грабили, как его женщины подводили, закладывали, как его убивали, как, по-моему, и он. Он мне все рассказал. После этих четырех часов зависла длинная пауза Единственное, о чем я его спросил: «Павлик, зачем ты все это делал?» Он так, одним глазом, засмеялся и сказал: «А интересно». Конечно, будет конец и кино, и государству, если бандит станет героем нашей молодежи.
«Каждый день я пятьдесят раз отжимаюсь на кулаках»
-- Почему тогда кинематографисты научились делать фильмы про бандитов, а не умеют про любовь?
-- Очень пошло получается про любовь. Очень. За редким исключением. Ну, не умеем мы снимать искренние, чистые, красивые, эротические, чувственные сцены. Вот когда мы ее по морде, когда она бежит, а мы ее за волосы таскаем, когда после этого наступает сексуальное возбуждение, и он ее, значит, берет после всего этого -- вот это получается. Со скрежетом зубов, с кровавыми соплями. Просто замечательно. Иначе, увы
-- Ходят легенды, что вы можете очень много выпить. Тем не менее выглядите вы как огурчик. Как вам это удается?
-- Я обязательно каждый день делаю получасовую силовую зарядку.
-- С гантелями?
-- Нет. Мне не надо гантелей, мне хватает 50 отжиманий на кулаках. Ноги на стенке
-- Ну это вы, наверное, хвастаете -- 50.
-- Ну, а что такого? Мужик должен чувствовать мышцы, иначе выходишь обмякший, и день испорчен. Я люблю баню. В Сандуновские бани, с которыми я родился в один день, 14 февраля, у меня бесплатный входной билет.
-- Вы там много времени проводите?
-- Часа три-четыре -- и чувствуешь себя нормально. Ну и потом артист должен уметь приводить себя в порядок, даже если вдруг чувствует, что сдает. Просто надо успеть подготовить себя к работе, чтобы быть в форме. И потом, я очень люблю кефир. Обожаю. Это мой любимый напиток. А если не есть после шести и выпить бутылочку кефира на ночь, то кефирный грибок сжирает за ночь до килограмма веса. Люблю ходить пешком. Не бегаю, но много хожу пешком.
-- Вы часто бываете у себя на родине, в Белоруссии?
-- Последнее время -- да. Конечно, обстановка там непростая. Но при ближайшем рассмотрении, когда попадаешь в Белоруссию, все не так страшно, как иногда пишут в московской прессе или показывают по телевизору. Все не так. Чуть-чуть не так. Чуть-чуть лучше все-таки, на мой взгляд. Иногда очень целенаправленно «бомбили» Лукашенко. А сейчас многое из того, что он делал, приходит в Россию.
-- Говорят, у вас очень развита интуиция. Вы как-то ее специально развивали или просто Бог наградил?
-- Наверное, Бог наградил. В детстве я боялся спать. Самое страшное для меня время было, когда надо идти спать, потому что мне снились страшные кошмары. Я падал в какие-то бездны, и, упав, в холодном поту просыпался выжатый как лимон. Потом, уже взрослым, я где-то вычитал, что когда такое с детьми случается, значит, у них потом будет очень хорошо развита интуиция. Насчет предчувствия не знаю, а вот насчет интуиции, может быть, это и правда. Моя бабушка, Марья Ивановна, была великая женщина. У бабки было два кота, Мишка и Васька. Народ во дворе балдел, когда эти два кота становились на задние лапы и загоняли бабкиных кур в сарай. Махали лапами, и куры залетали в сарай. А бабка только стояла в стороне и наблюдала за этим процессом.
-- Она их дрессировала?
-- Не знаю, как так получалось. Когда она шла на рынок, два кота выходили на дорогу и ждали ее Когда она возвращалась с рынка, они брали ее под конвой, один слева, другой справа, и шли домой вместе с ней. Она -- с кошелками, они -- под кошелками, вынюхивая, что она там несет.
-- Почему вы не снимаетесь в рекламе?
-- Во-первых, мало денег платят -- я дороже стою, а, во-вторых, хорошая реклама -- большая редкость. Пускай снимаются наши молодые артисты. Это у них получается, как кинопроба.
-- Есть такая мудрость: расскажите ваш анекдот, и я скажу, кто вы.
-- Я же зацикленный на кино, поэтому у меня анекдоты связаны только с кино. Актриса утром просыпается в постели с режиссером и говорит ему: «Козел, что же ты сразу не сказал, что ты -- мультипликатор?»
-- Как по-вашему, у российского кино есть перспективы?
-- Знаете, мне отступать некуда. Я -- один из тех артистов, которые живут только своей профессией, поэтому, если кинематограф погибнет, я не буду знать, что мне делать в этой жизни. Если он погибнет -- я умру. Поэтому все мои надежды, конечно, связаны с тем, что наш кинематограф выживет, что кино в нашей стране будет сниматься.
Читайте нас в Facebook