ПОИСК
Происшествия

Чтобы не дать заглохнуть двигателю самолета, совершаемого перелет из москвы в америку через северный полюс, экипаж валерия чкалова залил в систему охлаждения ант-25 собственную мочу

0:00 22 июня 2001
Юрий ГАЕВ «ФАКТЫ» (Запорожье)
О перелете и вероятных причинах гибели в 38-ом Валерия Чкалова «ФАКТАМ» рассказал ветеран авиационной промышленности Евгений Гинзбург.

В эти дни 64 года назад произошло крупнейшее событие в истории авиации -- советскому самолету АНТ-25, управляемому Валерием Чкаловым, Георгием Байдуковым и Александром Беляковым удалось проложить воздушный мост между Россией и США через неизведанный к тому времени Северный полюс.

Взяв старт с подмосковного аэродрома в Щелково 18 июня 1937 года, они за 63 часа 16 минут беспосадочного полета преодолели 9130 км и благополучно приземлились близ американского города Ванкувер.

«Вся беда в самолете, -- сказал Леваневский Сталину. -- Туполевцы просчитались»

Одномоторный самолет АНТ-25 для дальних перелетов конструкции Андрея Туполева построили к осени 1934 года. В машине была масса технических новшеств: к примеру, впервые в советском самолетостроении применили убирающееся в полете шасси с масляным амортизатором и электроподъемом. Двигатель АМ-34Р был тоже разработан и изготовлен в Москве, но, как вспоминает Евгений Гинзбург, выхлопной клапан двигателя конструировал начальник кузнечного цеха завода ь 29 в Запорожье (ныне ОАО «Мотор-Сiч») Головко.

Экипаж под командованием Михаила Громова установил на АНТ-25 мировой рекорд дальности, покрыв за 75 часов непрерывного полета по замкнутому маршруту 12411 км. Но советскому правительству было важно установить воздушный мост между Россией и США, и полярному летчику Сигизмунду Леваневскому поручили подготовить арктический вариант самолета для перелета из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс.

РЕКЛАМА

3 августа 1935 года летчики С. Леваневский, Г. Байдуков и штурман В. Левченко подняли в воздух перегруженный маслом и топливом самолет, взяв курс на полюс и далее -- на Америку. Над Баренцевым морем из двигателя стало интенсивно выбивать масло, пришлось разворачиваться обратно. Чтобы облегчить машину, сливали горючее. После посадки на самолете с облитыми бензином плоскостями начался пожар. По тем временам это было ЧП.

Летчиков вызвали в Кремль. «Вся беда в самолете, -- сказал Леваневский Сталину. -- Туполевцы просчитались. На одномоторном перелететь через просторы Арктики невозможно». Сталин предложил экипажу поехать в Америку и подыскать там многомоторный самолет. Но Байдуков считал, что такого самолета, как АНТ-25, в Америке не найти.

РЕКЛАМА

Начальник военно-воздушных сил СССР Яков Алкснис, входивший в правительственную комиссию по дальним перелетам, утверждал: невыполнение экипажем Леваневского задания наложило пятно не только на авиационную промышленность и ВВС, но на всю Советскую страну, и это пятно нужно обязательно смыть. Он поручил летчику-испытателю НИИ ВВС Байдукову выяснить причины неисправностей и довести АНТ-25 до полной кондиции. А Леваневского и Левченко все же отправили в США за более надежным самолетом.

-- Верно ли, что Туполев, уверенный в уникальных летных данных своей машины, настоял на рекордном полете? -- спросил я у Евгения Гинзбурга.

РЕКЛАМА

-- Да, и его поддержали Алкснис и Байдуков. Командовать новым экипажем в составе Георгия Байдукова и начальника штурманского факультета Военно-воздушной академии имени Жуковского Александра Белякова предложили Валерию Чкалову. Его авторитет, летное мастерство и благоволение к летчику-асу Сталина положительно решили вопрос о рекордном полете. Но правительство постановило: нужен «контрольный» перелет в пределах СССР по маршруту: Москва -- остров Виктория (Шпицберген) -- Земля Франца-Иосифа -- Северная Земля -- бухта Тикси -- Петропавловск-Камчатский.

20 июля 1936 самолет поднялся в небо. Через 56 часов 20 минут, преодолев 9374 км -- в сложных погодных условиях, на обледеневшей машине, -- Чкалов посадил самолет на песчаной косе островка Удд. Одномоторный АНТ-25 испытание выдержал, а мировой рекорд дальности по ломаной линии стал советским. Чкалова, Байдукова и Белякова наградили орденами Ленина, удостоили званий Героев Советского Союза и выдали крупные денежные премии. Авиационный мир был восхищен успехом советских пилотов.

-- Казалось бы, путь в Америку через Северный полюс открыт. Почему же пришлось ждать еще целый год?

-- Не разрешал Сталин, считавший, что для такого полета нужен долгосрочный прогноз погоды. Действительно, без знания метеоусловий на полюсе лететь было нельзя. Только когда в мае 1937 года высадившиеся на Северном полюсе Папанин, Кренкель, Федоров и Ширшов стали передавать с дрейфующей станции «СП-1» регулярные метеосводки, отважной тройке пилотов дали «добро». Вылет назначили на 18 июня, но метеорологи на этот день дали крайне неблагоприятный прогноз. Все думали, Чкалов на полет не решится. Но утром в назначенный день с подмосковного аэродрома Щелково самолет взлетел.

От кислородного голодания у Чкалова так сводило ногу, что он не мог усидеть в кресле пилота

В 1987 году Евгений Гинзбург встречался в Москве с генерал-полковником авиации Георгием Байдуковым и с сыном Валерия Чкалова, тоже военным летчиком, Игорем Чкаловым. Тогда Байдуков рассказал подробнее об историческом полете.

Вопросу загрузки самолета было уделено особое внимание. Под давлением Чкалова общий вес продуктов питания снизили с 350 килограммов до 115. Причем лишь десятая часть продовольствия предназначалась для трехсуточного полета, остальное бралось на случай вынужденной посадки в необитаемом месте. А ведь каждый лишний литр бензина, взятый вместо продуктов, позволял самолету в конце пути пролететь еще около трех километров. Из тех же соображений и кислорода взяли небольшой запас.

Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Утечка масла, нехватка кислорода… Был момент, когда закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке и емкостях с питьевой вода замерзла. В любую минуту двигатель могло заклинить. Летчиков спасла находчивость: в систему охлаждения слили мочу из резиновых шаров (по просьбе врачей каждый собирал ее, чтобы потом провести анализы).

После полутора суток напряженного полета на высоте 4-5 тысяч метров не только работать, но даже лежать в спальном мешке было тяжело, летчики вынуждены были часто дышать кислородом. От кислородного голодания у Чкалова так сводило ногу, что он не мог усидеть в кресле пилота. Если Байдуков периодически подменял Чкалова, то штурман Беляков весь полет работал практически без отдыха.

Когда запаса кислорода осталось на час полета, Чкалов и Беляков решили отдать его Байдукову, который вел самолет над Скалистыми горами на высоте 6100 метров, а сами, чтоб экономить силы, прилегли.

Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Байдуков вспомнил, что перед полетом Сталин дал указание: «Не гоняйтесь за рекордами! Важно пройти всю Арктику через полюс и спокойно сесть, если возможно, в США или Канаде». И Чкалов принял решение сесть в Портленде.

«Этих загадочных русских» в Овальном кабинете Белого дома принял президент США Франклин Рузвельт

В середине дня 20 июня АНТ-25 начал снижение. Самолет быстро терял высоту, из-за густой облачности видимость была нулевой. Да и над аэродромом стоял густой туман -- землю удалось увидеть только с 300-метровой высоты. Через 63 часа 25 минут после взлета, преодолев более 9130 км (8504 км по прямой) экипаж посадил самолет на военном аэродроме Баракс возле Портленда. Топлива в баках оставалось 77 килограммов.

Американские корреспонденты, встречавшие АНТ-25, не верили, что все оборудование на нем советское. Долго фотографировали общий вид машины, марку завода, мотор, приборные доски. Имя Чкалова было на устах всей Америки, печать и радио США в течение многих дней говорили в восторженных тонах об уникальном перелете. «Этих загадочных русских» в Овальном кабинете Белого дома принял президент страны Франклин Рузвельт.

Середина и конец тридцатых годов прошлого века были отмечены серьезными достижениями советских летчиков. А летчик-испытатель Валерий Чкалов, обладатель золотой Звезды Героя под номером «9», был олицетворением мужества, отваги, бесстрашия. Его имя использовали для широкомасштабной пропагандистской кампании, развернутой с целью демонстрации Западу преимуществ советского строя и техники. Газеты называли Чкалова «пилотом Сталина», а сам «вождь народов» еще при жизни Валерия Павловича считал его великим летчиком.

15 декабря 1938 года при испытании опытного образца истребителя Николая Поликарпова И-180 на московском аэродроме имени Михаила Фрунзе 34-летний Валерий Чкалов погиб. Урну с его прахом захоронили в нише кремлевской стены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной катастрофы стал отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. Двигатель М-88, установленный на опытном самолете, был изготовлен на заводе N 29 в Запорожье. Представителем главного конструктора завода на испытаниях был Евгений Гинзбург.

Сын Чкалова утверждает, что ему известно о семи покушениях Берия на отца

-- Осмотрев самолет после установки на него двигателя, -- вспоминает Евгений Абрамович, — я записал: «В связи с отсутствием одной бензопомпы полет запрещаю. Представитель завода ь 29 Е. А. Гинзбург». На вопрос, почему сняли вторую помпу, ведущий инженер по испытаниям Лазарев ответил: все считают, что хватит и одной. А ведь с двумя помпами двигатель, скорее всего, не заглох бы.

Известно, что в январе 1938 года Сталин предложил Чкалову пост наркома внутренних дел, но тот под предлогом необходимости закончить испытания «поликарповских» истребителей попросил подождать с назначением.

Известно также, что Чкалов выступал против массовых репрессий в стране, не боясь прямо говорить об этом вождю. Не исключено также, что Лаврентий Берия был заинтересован в устранении влиятельного и популярного в народе летчика-героя.

Во всяком случае, сын Чкалова Игорь Валериевич утверждает, что ему известно о семи покушениях Берия на отца. Ложась спать, Чкалов прятал под подушку свой наган. Почему?

А меня та самая запись в формуляре о запрещении полета спасла от ареста и расстрела. Правда, вызванный ночью на летную комиссию для дачи показаний, я, прождав под дверью 12 часов, зашел туда не с черными висками, а с седыми.

Есть и другие основания полагать, что гибель Чкалова была не случайной. Докладная инженера по испытаниям Лазарева не была представлена ни одной комиссии. В тот трагический день у него вдруг поднялась температура, его увезли в Боткинскую больницу. Так сообщили сослуживцам. А на второй день Лазарев… был сброшен с электрички и погиб. Никто до сих пор не знает, куда исчез в день испытаний бортмеханик самолет И-180 Куракин, который тоже многое мог бы рассказать.

Странным кажется и такой факт: выпущенный через пять лет после ареста начальник главка наркомата авиапромышленности Беляйкин был убит через день в собственной квартире. Друг и помощник Чкалова Георгий Байдуков рассказывал также, что когда после аварии стали разбираться в обломках И-180, то обнаружили, что кран уборки шасси был законтрен. Чкалова не смог убрать шасси и попытаться посадить самолет на брюхо, как это рекомендовалось в случае аварии. Кто и зачем законтрил кран, осталось невыясненным.

2 февраля этого года Валерию Чкалову исполнилось бы 95 лет.

936

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров