При проектировании скульптуры «родина-мать» киевские специалисты использовали опыт реконструкции американской статуи свободы
Идею создать на берегу Днепра в Киеве комплекс Победы, увенчанный грандиозной статуей, предложил еще в середине 1960-х выдающийся советский скульптор Евгений Вучетич -- автор памятника Неизвестному солдату в берлинском Трептов-парке и изваяния «Родина-Мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Он же до своей смерти в 1974 году возглавлял творческий коллектив, разрабатывавший киевский проект. Чтобы закончить сооружение в 1980 году, к 35-летию Победы, недостающие средства брали даже со строительства местных школ и больниц. Но из-за сложнейших инженерно-технических проблем задачу выполнили с опозданием на год. Поделиться воспоминаниями о создании уникального музея мы попросили Игоря Лебедича, руководившего проектированием статуи «Родина-Мать», и Александра Неважая, работавшего главным инженером дирекции строительства.
В проекте Вучетича «Мать-Родина» не имела туловища
-- Меня привлекли к проектированию скульптуры и помещений музея в середине 1960-х -- вскоре после того, как в ЦК Компартии Украины приняли идею Вучетича построить в Киеве комплекс, посвященный Победе, -- вспоминает кандидат технических наук Игорь Лебедич, заведующий отделом УкрНИИ «Проектстальконструкция». -- К тому времени под моим руководством были разработаны металлический каркас гостиницы «Киев» -- первого высотного здания в нашей столице, ряд других нестандартных объектов. Понадобился опыт нашего коллектива, потому что в Киеве Вучетич решил делать металлическую скульптуру. В бетонном теле и на мече «Родины-Матери» в Волгограде через несколько лет после завершения строительства пошли трещины.
Мы изучили отечественный и мировой опыт создания больших скульптур, в том числе реконструкции статуи Свободы в Нью-Йорке. У нее, как и у прославленной композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», огромного памятника Сталину, стоявшего на Волго-Донском канале, есть своего рода скелет -- металлический каркас, на котором держится внешняя оболочка. Однако наша «Родина-Мать» планировалась гораздо более крупной, а значит, весьма уязвимой для ветра и перепадов температуры. Как раз из-за них начала трескаться скульптура на Мамаевом кургане. Чтобы избежать разрушения, мы, в частности, запланировали создать так называемые температурно-деформационные швы. Они практически незаметны. Однако когда строительство шло полным ходом, Василий Бородай, возглавивший коллектив скульпторов после смерти Вучетича, вдруг заявил, что швы испортят изваяние. Это было сказано на заседании, которое вел куратор проекта, второй секретарь ЦК КПУ Титаренко. Мы стали возражать, но Титаренко, обладавший крутым характером, заявил: «Вы не понимаете, вас ЦК просит сделать это». Наши дальнейшие возражения привели лишь к угрозе снятия главного инженера института с должности.
Мы бросились искать по всему Союзу ученых, которые могли бы помочь, но в итоге пришлось самим найти решение сложнейшей задачи. Эта задержка стала одной из причин того, что не удалось завершить строительство в срок -- к 35-летию Победы.
-- В упомянутой вами американской статуе Свободы есть смотровая площадка для туристов. Предусматривалась ли она в скульптуре «Родина-Мать»?
-- Нет. Внутри есть два лифта и лестницы, но только для обслуживания статуи.
Построенный комплекс, в том числе изваяние, значительно отличается от того, что планировал Вучетич. По его задумке, посетители поднимались в музей снизу, от набережной. Вдоль аллеи устанавливались фигуры солдат, беженцев, партизан Затем зритель попадал в тоннель (его прозвали «тоннелем ужасов»), где показывались самые драматичные стороны войны -- концлагеря и т. п. , и наконец человек оказывался в зале Победы. Его сводом должен был стать прозрачный купол -- чтобы подчеркнуть светлый, радостный настрой. Вучетич хотел, чтобы «Родина-Мать» «вырастала» из прямоугольной металлической стелы где-то на уровне груди, с мечом и щитом в руках. После его смерти началась кардинальная переработка этого варианта. Причем многие предлагали сделать скульптуру менее воинственной -- женщине давали в руки чашу с вечным огнем, опускали вниз меч Но в ЦК посчитали эти предложения неуместными.
-- На какой срок рассчитывалась конструкция?
-- На 10--20 и более лет без капитального ремонта. Нам это удалось. Корпус выполнен из нержавейки, внутренний каркас -- из обычной стали, покрытой специальным составом. Мы предусмотрели и возможность серьезных ремонтных работ: внутри изваяния есть строительный кран. Через люк в макушке он подается наружу и перемещает по поверхности статуи специальные тележки наподобие строительных люлек. За 20 лет существования скульптуры краном не пришлось воспользоваться ни разу.
Особое внимание было уделено конструкции меча, одной из наиболее уязвимых деталей сооружения. Первый меч волгоградской скульптуры был сделан из сверхпрочного титана. Его затем заменили на стальной. Мы «свой» сделали из нержавейки, применив специальную систему амортизаторов, как в автомобилях. Меч в итоге укоротили на три метра, чтобы он не оказался выше креста колокольни Киево-Печерской Лавры и давление ветра было меньшим. Вообще же скульптура рассчитана на колоссальную нагрузку -- в сто тысяч тонн. С такой силой может давить на нее сильнейший ураган, случающийся в наших краях раз в 50 лет.
Двенадцатитонный муляж ордена Победы заносили в центральный зал на руках 300 человек
-- Макет меча я возил в Москву для испытаний в аэродинамической трубе. По их результатам решили изменить конфигурацию -- меч задумывался плоским, но граненый оказался лучше, -- вступает в разговор Александр Неважай. -- А начиналось возведение комплекса с «причесывания» холма, ведь на нем было множество неровностей, оврагов. На крутых склонах нередко работали так: один бульдозер ровняет, другой удерживает его сверху на тросе. Верхушку холма пришлось срыть, а в его недра поместить огромнейшую бетонную «бочку» диаметром 32, высотой 16 метров, внутри которой пустота. На ней «сидит» вся махина комплекса -- двухэтажный музей, два технических этажа и статуя.
Монтировали «Родину-Мать» из многотонных частей, которые изготовили в Киеве на заводе им. Парижской Коммуны. Обычных для советских времен нехватки материалов, простоев у нас почти не было. Ежедневно в 7 утра к нам приезжал первый секретарь горкома партии Ботвин, осматривал строительство, вникал во все нюансы. Необходимые ресурсы для нас находили любой ценой. Например, я был свидетелем того, как Титаренко определял, с каких объектов снять недостающие нам средства. Среди них порой назвались школы и больницы.
На строительство комплекса ушло сравнительно не много времени -- около четырех лет, а участвовало в нем порядка восьмисот человек. Впрочем, на заключительной стадии начался аврал, тогда пришлось задействовать гораздо больше людей. Особенно запомнилась «эпопея» установки в центральном зале 12-тонного муляжа ордена Победы. Механизмы использовать было невозможно, поэтому все делалось вручную с помощью механических блоков, применявшихся еще древними греками. Не удивительно, что муляж заносили триста человек. Затем его укрепили на потолке зала.
-- Правда ли, что после торжественного открытия комплекса статуя начала крениться и в ее основание пришлось заливать огромное количество бетона?
-- Эти слухи далеки от истины. Вскоре после открытия музея оказалось, что конструкции залов пропускают воду. Гидроизоляцию усилили, теперь серьезных проблем с ней нет.
925Читайте нас в Facebook