ПОИСК
Культура и искусство

На очередном конкурсе молодых исполнителей «славянского базара» мы запросто можем «пролететь»

0:00 11 августа 2000
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ «ФАКТЫ»
Спасибо музыкальным школам и училищам -- оплоту отсталости и дурного вкуса

Отборочный тур международного фестиваля «Славянский базар» (4 августа, Д/К «Славутич»)

Здесь не гремят аплодисменты. Здесь не дарят цветов. Здесь выбирают. Выбирают абсолютно расчетливо -- ошибки допустить нельзя. Идет отборочный тур фестиваля «Славянский Базар-2000». Победитель будет представлять Украину на крупнейшем международном музыкальном фестивале. Участие в котором тоже почетно, но нам нужна, конечно, одна победа. В прошлом году «Гран-при» (10 тыс. долларов) уехало в Азербайджан. Если мы «пролетим» и в этот раз, то славная традиция украинских побед уйдет в прошлое. Если кому-то из наших матерых шоу-бизнесменов кажется, что конкурс молодых исполнителей на «СБ» -- это так, пережиток прошлого, они ошибаются. Во-первых, победа на «СБ» -- это трамплин, прямиком, а главное, без особых материальных затрат выводящий на большую сцену. Во-вторых, это, конечно же, показатель уровня нашей эстрады. В идеале победитель «СБ» -- это человек, гармонично сочетающий в себе хорошие вокальные данные и эстрадное (артистическое) мастерство, и, в конечном итоге, тот, кто придет на смену нынешним артистам. Молодая, как говорится, смена. И что же мы имеем?..

Выводы нынешнего отборочного тура удручающи, я бы сказал, загадочны. Из 18 человек (возраст -- от 16-ти до 28-ми), приехавших побороться за право представлять страну в 2000 году, как минимум 15 имеют такое же представление о современной эстраде, как заяц о геометрии. На конкурс приезжают «вокалисты», а не артисты. Не зря это почетное, в общем, слово, взято в кавычки. Пора развеять один из многих мифов нашей эстрадной школы. Давно пора уяснить, что хороший голос сам по себе -- это еще не эстрада, а всего лишь константа, данность, нечто само собой разумеющееся, первая ступень, от которой нужно плясать и лепить уже нечто неповторимое и оригинальное с помощью репертуара, развития музыкального кругозора и вкуса. У нас же до сих пор почему-то считается, что если у человека есть голос, то этого вполне достаточно, чтобы идти в артисты. «Она голосовая певица!.. » -- кричат мамы и продюсеры. -- «Ей незачем танцульки устраивать!.. ». Соответственно «дитина», обученная «правилам хорошего тона» в провинциальном музучилище, приезжает в столицу с натруженной, луженой глоткой и поет, стоя по стойке смирно, голосом Муслима Магомаева или Матери Всея Попсы Русской А. Б. Репертур тоже из той далекой поры. Жюри (во главе с Ю. Е Рыбчинским) с ужасом узнает нетленные мотивы своей юности и выбирает самого голосящего в надежде, что за месяц до «СБ» ему подберут достойный репертуар и сошьют костюмчик посовременнее. За редким исключением эта ситуация повторяется из года в год на каждом отборе.

Вина за эту отсталость лежит целиком на системе нашего музыкального образования и провинциальных музшколах и училищах (большинство конкурсантов -- выпускники этих славных учебных заведений). В которых до сих пор обучают только академической манере пения, штудируют до мозолей в голове историю украинской музыки (колядки- «Запорожец за Дунаем»--Лысенко--Лятошинский) и «делают жизнь» с тов. Моцарта и Бетховена. В которых любое новаторство рассматривается, как предательство Родины, три синкопы в произведении -- по-прежнему признак буржуазного толка, а эстрада вообще считается ругательным словом. В которых главный критерий таланта -- школярство и зубрежка, а эталон исполнения -- «Пiсня про матiр». В которых о музыке 60--90-х знают только понаслышке, про рок вообще не желают слышать.

РЕКЛАМА

Этническую музыку, таким образом, имели в репертуаре двое, джазовое произведение -- только один(!) конкурсант. Почти все остальные пели «Рушник вишиваний», «Два кольори», «Смерекову хату, батькiвськiй порiг», а также слабо копировали классику российской и украинской попсы. Все голоса очень похожи на чьи-то и невыразительны. Такое ощущение, что музыкальная жизнь в провинции остановилась на рубеже 70-х. Что смогут 16-летние школяры противопоставить той же Словении или Югославии, которые присылают на «СБ» сбитых, с 10-летним стажем работы на сцене профессионалов, которые валят поп-рок или брит-поп?.. Трудно представить, что за месяц «дитинi» можно привить вкус к хорошей, современной музыке. В прошлом году нас подвела неопытность артистов, а в этом, видимо, наше слабое место -- репертуар и манеры. Украинские поп-звезды в фестивале участвовать не хотят.

P. S. Представлять Украину на «СБ» будет Александр Панайотов (Запорожье), Виктор Шайда (Хмельницкий) и в запасе -- Татьяна Решетняк (Черновцы). Искренне желаем им победы.

РЕКЛАМА

313

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров