Хирурги провели операцию На бьющемся сердце
-- Накануне операции во время обследования на экране монитора я увидел свое пульсирующее сердце, -- рассказывает 57-летний Виталий Иванович из Кировограда. -- Врач указал на поврежденные сосуды и наглядно объяснил, как их можно восстановить и что будет, если этого не сделать. Решение я принял сразу: «Оперируйте». До этого отказывался от операции, но после третьего инфаркта жена и дочка уговорили меня. Теперь понимаю, их настойчивость была оправданной.
-- Этот пациент поступил к нам в тяжелом состоянии: сердцу не хватало крови (два сосуда были наполовину закупорены), и даже при незначительной нагрузке возникала боль в груди, -- говорит доцент кафедры торако-абдоминальной и сосудистой хирургии Киевской медакадемии последипломного образования МЗ Украины, кандидат медицинских наук Валентин Сморжевский. -- А после инфарктов истончился и не сокращался участок сердечной стенки. Его размеры постоянно увеличивались, вместе с этим росла угроза очередного инфаркта, которого больной мог не перенести. Вначале мы думали наложить шунт на сердце -- пустить к нему кровь в обход закупоренных сосудов, пересадив для этого участок вены с ноги. Чтобы это сделать, сердце нужно остановить. Но когда вскрыли грудную клетку, то стало очевидным: шанс, что его удастся запустить вновь, очень маленький. Оно плохо сокращалось, ритм был нарушен. Если же ничего не делать, то сердце могло не выдержать после операции. А потому пришлось накладывать шунт на работающем сердце.
Впервые доктор Сморжевский сделал это двенадцать лет назад.
-- Виталий Иванович стал пятым нашим пациентом, которому проведена такая операция на работающем сердце, -- продолжает он. -- Советские ученые еще в 60-х годах описали этот метод, и лишь двадцать лет спустя о нем заговорили на Западе. Считаю метод перспективным. Во-первых, он делает коронарное шунтирование доступным для тех, кому ранее отказывали в операции из-за сопутствующих заболеваний: язвенной болезни, нарушения свертываемости крови, нарушений сокращения сердечной мышцы, работы почек, головного мозга. Во-вторых, после шунтирования на работающем сердце больные намного легче переносят послеоперационный период, раньше выписываются из клиники и быстрее возвращаются к обычной жизни. Кроме того, прямо в операционной можно определить, улучшилась ли работа сердца, сделав электрокардиограмму. После остановки органа это невозможно -- о том, насколько успешно прошла операция, можно узнать лишь через неделю. И, что не менее важно, операция на работающем сердце обходится вдвое дешевле, а риск ничуть не выше. Впрочем оба метода имеют свои преимущества. Но эти операции не взаимозаменяющие, поэтому в каждом конкретном случае нужно выбирать.
-- Вы не боялись идти на операцию, зная, что ваше слабое сердце должны отключить? -- спрашиваю Виталия Ивановича, который пока остается в клинике под присмотром врачей.
-- Я понимал, что это шанс вернуть здоровье. С первых дней после операции моя обычная доза нитроглицерина -- восемь таблеток за прием -- уменьшилась до двух в день. Ежедневно проверяю, как работает шунт, делая не менее двух тысяч шагов по коридорам отделения. Последние семь лет ходьба ассоциировалась у меня с приступами стенокардии. Стоило чуть ускорить шаг, как в груди возникала боль, ныли суставы.
-- Не опасна ли для больного такая нагрузка? -- спрашиваю Валентина Сморжевского.
-- Уже нет. Даже наоборот -- движение таким людям необходимо для выздоровления. Правда, в разумных пределах, установить которые может только сам пациент, прислушиваясь к своему сердцу.
-- В последнее время в хирургии широко используются малотравматичные методы, в том числе и при операциях аорто-коронарного шунтирования при ишемической болезни сердца, -- говорит директор Киевского института клинической и экспериментальной хирургии Валерий Саенко. -- В нашем институте разработана и усовершенствована методика операций на работающем сердце, которая позволяет сделать это лечение доступным большему числу людей.
394Читайте нас в Facebook