Для тысяч потерявших работу шахтеров найдется занятие на территориях приоритетного развития
Несколько лет назад власти Луганской области начали работать над созданием свободных экономических зон (СЭЗ). Чтобы создать на Луганщине рабочие места для уволенных горняков и поднять местную промышленность, ориентированную в прошлом именно на угольную отрасль, было принято решение об установлении специального режима инвестиционной деятельности на территориях нескольких шахтерских городов.
Но сегодня там будут создавать уже не традиционные СЭЗ, а так называемые территории приоритетного развития (ТПР) со специальным режимом инвестиционной деятельности.
Выход крупных предприятий из экономического кризиса активизирует развитие малого и среднего бизнеса в регионе
По словам заместителя главы Луганской облгосадминистрации Юрия Кононова, создаваемые территории приоритетного развития несколько отличаются от классических свободных экономических зон. Дело в том, что на ТПР налоговыми и таможенными льготами будут пользоваться только некоторые предприятия, реализующие инвестиционные проекты и отвечающие определенным требованиям. В связи с этим отпадает необходимость значительных финансовых вливаний со стороны государства на создание отдельной таможенной, пограничной служб, ограждение территории.
Разработанные в Луганской области инвестиционные проекты, будут ориентированы на активизацию бизнеса. Причем планируется использование только тех проектов, инвестиции в которые эквивалентны не менее $500 тыс. Как отметил Юрий Кононов, речь идет о привлечении стратегического инвестора. Благодаря этому смогут встать на ноги и те крупные предприятия, которые расположены в так называемых депрессивных регионах. Если они начнут работать стабильно, возле них образуется определенный круг малых предприятий, на которых будут производить продукцию для крупного производства. Таким образом, выход крупных предприятий из экономического кризиса может послужить фактором, активизирующим развитие малого и среднего бизнеса.
Теперь дело за самым малым, но и самым сложным: привлечением отечественного и зарубежного инвестиционного капитала, благодаря которому можно будет создать новые современные производства, а следовательно, и новые рабочие места, в первую очередь, для оставшихся не удел шахтеров.
Сейчас идет усиленный поиск инвестора как на зарубежном рынке капитала, так и на отечественном. В настоящее время уже проводятся переговоры с инвесторами из Германии, Голландии, Австралии. А Польша для более оперативной работы в регионе даже открыла в Луганске свое представительство. Диапазон интересов весьма широк: от производства сантехники, и стройматериалов до добычи золота. Для иностранных инвесторов важнейшим моментом является государственная гарантия стабильности режима предпринимательской деятельности в течение 30 лет. Власти Луганской области надеются и на привлечение отечественного капитала, а также на использование теневых денег, легализованных в результате налоговой амнистии.
В настоящее время от предприятий области поступило 52 инвестиционных проекта (почти на $678 млн. ), предусматривающих создание 27 тысяч новых рабочих мест чего собственно и добиваются местные власти, стремясь трудоустроить уволенных шахтеров, причем не только на «черновую», но и на квалифицированную работу. Теперь необходимо, чтобы потенциальные инвесторы ими заинтересовались.
«Результат работы инвестиционной зоны становится виден не ранее, чем через десять лет»
Пока в список инвестиционных предложений инвесторам уже вошли проекты, которые позволят Донбассу вновь стать энергетическим сердцем страны, а именно: строительство шахт-электростанций мощностью до 150 МВт, подземная газификация угольных пластов, получение жидкого синтетического топлива за счет сжигания бурых и каменных углей, утилизация шахтного метана и другие.
Комитетом ТПР уже выданы несколько свидетельств на территории приоритетного развития. Одно из них получала украинско-испанская фирма из города Красный Луч (инвестиции на $5,2 млн. ). Это предприятие будет заниматься в основном транспортными перевозками. Второе удостоверение получила фирма из Свердловска. И самое интересное, что инвестором, вложившим в эту фирму $3,6 млн. , выступает не западный партнер, а донецкое предприятие «Укрподшипник». Основной их деятельностью будет переработка шламоотстойников. Что, кстати, решит и ряд экологических проблем региона. Средняя заработная плата рабочих на этих двух предприятиях ориентировочно будет составлять $300--400. Третье свидетельство получила украинско-американская фирма с инвестиционным проектом на $8 млн. , который также будет реализован в Свердловске. Здесь на базе уже существующего украинско-испанского производства «Интерсплав» на средства третьей, американской, стороны будет построен цех по производству деталей автомобилей из выпускаемого «Интерсплавом» алюминия.
-- Луганская область -- регион с высокоразвитыми технологиями, -- считает председатель Луганской облгосадминистрации Александр Ефремов. -- Другое дело, что за последние десять лет мы сильно отстали. Но, к счастью, в области сохранился высокопрофессиональный кадровый потенциал. Это, в основном, и привлекает иностранных инвесторов, поскольку им не придется расходовать большие средства на переобучение персонала. Поэтому мы рассчитываем на привлечение наукоемких технологий. Хотя готовы работать и с другими проектами. Тем более что в регионе уже существует ряд предприятий, к примеру, таких, как химические и нефтехимические производства. И нет смысла от них отказываться, их надо запускать и развивать, используя при этом средства инвестиций.
Вообще-то шахтерские, так называемые депрессивные, регионы многие экономисты считают не самым лучшим местом для создания СЭЗ или ТПР. По их мнению, более эффективно было бы организовывать «зоны» в благоприятных и стабильных регионах. Усилив свою мощь, они смогли бы подтянуть и отстающих. Но мы решили пойти по другому пути. Однако надежды на то, что, как только официально объявят о создании ТПР, сюда сразу же потекут инвестиции и результат будет получен мгновенно, несколько утопичны. Мировой опыт показывает: результат работы инвестиционных зон начинает проявляться не ранее, чем через десять лет после их создания. Необходима кропотливая работа в течение нескольких лет, только тогда мы сможем увидеть первые результаты, от которых выиграет не только область, но и вся Украина.
287Читайте нас в Facebook