ПОИСК
Происшествия

Слава в вышних богу и на земли мир!

0:00 31 декабря 1999
епископ Павел наместник Лавры

С Божией милостью, дорогой читатель нашей газеты -- возлюбленные во Христе брат и сестра, мы вступаем в юбилейный год, год, который как бы подводит итоги прошедших двух тысячелетий, и молим, чтобы Господь благословил и будущий год. Этот рубеж тысячелетий заставляет задуматься о многом, оглянуться в прошлое. И мы остановимся на том, что заканчиваем XX век -- жизнь, которая подводит также мои, твои и каждого из нас итоги. Это экзамен. Конец XX века был по-своему радостным, ибо наше государство стало независимым, прекратились явные гонения на Церковь. Но он печален и тем, что в течение 80 лет наши отцы фактически убивали свои души: кому веками поклонялись, то и топтали ногами. Начиная с 1917 года, те, кто едиными устами, единым сердцем славили Бога, стали разрушать храмы, стали убивать не только священников и монахов, но и верующих людей. И в результате это время дало нашей Церкви сонмы новопрославленных священномучеников, с ликованием сердца отдавших свои жизни за Господа, за отеческую веру. Первым среди них стал Митрополит Киевский Владимир, зверски расстрелянный 25 января 1918 года у стен Киево-Печерской Лавры красными комиссарами. И все священнослужители также всегда готовы (я думаю, каждый на моем месте и мой собрат) принять все, что предопределил Господь, за свой народ, за свою веру -- единственную, неповторимую, святую и соборную. Ибо все эти плевелы, которые посеял диавол за те мучительные 80 лет, -- безбожие, атеистические толкования, расколы и все другое -- являются тем диавольским посевом, который, как зубы дракона, еще долгое время будет давать свои смертоносные всходы. Поэтому мы должны сегодня, вступая в третье тысячелетие, просить Бога, молить Бога, чтобы не погибли чада Церкви, но чтобы дети наши, близкие наши родственники всем сердцем пришли к Христу Богу, чтобы Господь просветил всякого человека. Ибо мы не знаем, что будет с нами завтра. Сегодня все повернулись, вроде бы, к Богу, но завтра диавол может, как и прежде, вселить зло в сердца тех, кто перестал закрывать для верующих двери храмов, сеять вражду и злобу против Творца всего сущего, -- они опять могут начать гнать Христа. Да и сегодня они лукаво разрешают, как на ярмарке, зазывать несведущий, ослепленный атеизмом прошедших лет народ во всякие лжемолебные собрания, чуждые святому православному сердцу.

XX век стал для нашего народа также большим испытанием его физических и душевных сил. Репрессии времен культа личности унесли интеллектуальный цвет нации, кровавая Отечественная война унесла миллионы жизней наиболее здоровых и трудоспособных членов общества, недавняя так называемая Афганская война оставила свой печальный след в жизни теперешнего молодого поколения.

Но вопреки всем этим тяготам милостию Божией народ наш не утратил своего жизнелюбия, своего созидательного начала. Мы снова стремимся начать жить заново, создавать новое, более справедливое общество. Но это может оказаться домом, построенным на песке, если мы не примем краеугольным камнем нашего будущего Заповеди Господни, если мы, как те ветхозаветные Вавилоняне, возомним себя выше воли Творца. Помним же, что сказал Господь: «Без Меня не можете творити ничего».

И сегодня, дорогие братья и сестры, я обращаюсь к вам: близится начало третьего тысячелетия, исполняется 2000 лет от Рождества Христова. Каждый пускай оглянется на прожитое -- что было плохого, пускай оно забудется и никогда больше не возвращается в нашу жизнь. Хорошее пускай сеется в человеческих сердцах теми добрыми семенами, которые прорастут радостью жизни и Светом спасения ваших душ.

РЕКЛАМА

Я желаю всем христианской любви, от детей -- уважения, от родителей -- любви и благословения. И всех да хранит Господь в новом году, даруя всем всякое благополучие и силу. Но сегодня, просматривая страницы газет, я хотел бы остановиться на нашей прискорбной всеядности, ибо приходящий год, по восточному языческому летоисчислению, будет годом Дракона. И вот все это -- трактуются всякие зодиакальные знаки, выкалываются на теле драконы -- моды ради, диавольского ради разнообразия жизни настойчиво навязывается нам врагом рода человеческого. Принимая это, вы обрекаете себя на вечную смерть. Что такое дракон? Это -- смерть, это -- темная сила, это -- бес.

Поэтому я всех вас призываю в этом году не к дракону обращаться, а обращаться к Христу. Обращаться к Тому, Кто 2000 лет, как евреев по пустыне, водит нас по многострадальной нашей жизни. Он дарует нам и дожди -- благовременные, мирные, Он дарует плодоношение полям, Он дарует здравие всем нам, Он дарует все то, что необходимо для моего, твоего спасения, брат. Поэтому в новом году, призывая на всех Божие благословение, молю и заклинаю вас, братья и сестры, дабы единым сердцем, едиными устами мы славили Христа и приходили к подножию ног Его, молясь о том, чтобы Господь даровал и продолжил третье тысячелетие, если не нам, кто, возможно, не доживет, то тем многим поколениям, кто будет жить. И послал нам мир, здравие, благоразумие, дабы Свет Христов просвещал всякого человека, приходящего в мир.

РЕКЛАМА

Возлюбленные о Господе брат и сестра!

Наступление гражданского Нового года приготовляет нас к достойной встрече Рождества Христова -- прихода в мир Спасителя и Избавителя от греха людского. Праздник Рождества Христова этого, 2000-го года -- особый праздник. Он снова и снова подтверждает Промысл Божий этого события в жизни человечества, ибо ни одно из учений, ни одно из философских течений не выдержало столь долгой проверки временем, не стало Вечным Источником Жизни, как это произошло с Заветом Иисуса Христа: Он нам открывает пути спасения души, пути в Царствие Небесное.

РЕКЛАМА

И Евангельское чтение предстоящего воскресенья учит нас тому, чтобы не гордился своим богоизбранничеством еврей, чтобы не падал духом язычник, но чтобы видели в том, что пришел Христос, Божию милость и Божию благодать. Евангелие свидетельствует нам родословие Господа нашего Иисуса Христа и повествование об открытии Иосифу тайны воплощения Его. Евангелист Матфей (гл. I, ст. 1--25), излагая родословие Спасителя, показывает нам, что Иисус Христос Свое достоинство получает не от Своих предков, что Его посланничество основывается не на человеческих заслугах, а на благости и милосердии Божием к падшему роду человеческому, что Христос явился на землю не для спасения одного только избранного народа, но для спасения всего рода человеческого, для спасения всех, кто бы какого рода, звания, достоинства и пола ни был.

Сын Божий -- Сын Человеческий пришел в мир наитием Духа Святаго через Божию Матерь, Которая из многих миллионов явилась достойнейшей из всех жен, чтобы родить нам Христа Спасителя. Но сделавшись человеком, Господь не переставал быть Богом. В Нем нераздельно соединены два естества -- Божеское и человеческое и составляют одно лице Божеское, вторую ипостась Троицы -- Сына Божия. Иисусу Христу -- Господу нашему по Его человеческому естеству близки и понятны все человеческие немощи, слабости, болезни, и поэтому Он всегда поспешит к нам со Своей помощью в трудных для нас обстоятельствах.

Через вочеловечение Иисуса Христа мы, христиане, приняты в самое близкое родство с Сыном Божиим: он принял в кровь Свою кровь как бы всего человечества. Каждый из нас несет в себе капельку крови Спасителя. Задумайся над этим, человече, и размысли, как ты должен жить, чтобы Она, эта капля Святой Крови, не сожгла тебя за твои грехи, а стала спасением и залогом вечной жизни. Не лишнее скажу, если скажу, что христиане должны жить на земле, как Ангелы во плоти. Я не стану сейчас повторять все то, что составляет душу истинного христианина -- об этом мы уже не раз беседовали. Призываю вас, братья и сестры: будем дорожить своим родством со Христом и не станем считать дороже этого родства ничего в мире -- ни чинов и отличий мирских, ни богатства, ничего. Ибо все, что в мире, преходяще, все временно, а главное -- все суета сует и томление духа: если человек, обладающий благами мира, -- высоким чином или богатством, или мирскою образованностью, -- не имеет веры во Христа и не следует Евангелию Христову -- Евангелию Царствия Божия, Царствия вечного, святого, блаженного, то и не будет соответствовать своему званию христианскому.

Ведь христианами мы называемся по имени Христа, принесшего с Собою на землю все обетования Божии. А по важности и необходимости для нас веры мы называемся верующими, православно верующими. В чем же проявляется наша вера в Иисуса Христа? Есть между нами и истинные христиане, и настоящие верующие. Но что сказать о тех из нас, кто только носит имя Христово, а творит дела далеко не Христовы, кто только называется верующим, а своей веры почти не знает и даже не старается знать; душой которых движет не любовь ко Христу, не Его Закон святой, а закон плоти, закон греха, воля врага рода человеческого. Возбудим же в себе живую и деятельную веру в Бога, без которой ни для кого нет спасения; станем жить свято и Богоугодно, как к тому обязывает наше высокое родство с Иисусом Христом, истинным Сыном Божиим.

Читая упоминаемое Евангелие, ты, дорогой читатель, наверное, обратишь внимание на то, что родословие Господа нашего Иисуса Христа идет не от Матери, а от Отца. Почему? У иудеев был обычай считать роды только по мужеской линии. Но прежде всего -- Отец Небесный родил -- воплотил Своего сына в человеческое естество наитием Святаго Духа от Пресвятой Девы Марии.

Предстоящая неделя называется Неделей святых Отец. Кто же такие эти Отцы? Это те, кто ждали Мессию, которые видели в пророчествах и предвещали приход в мир Спасителя. Церковь называет их святыми Отцами потому, что они имеют прямое отношение к Рождеству Христову. Это ветхозаветные праотцы Спасителя по плоти. Силою веры своей они приуготовляли приход Спасителя. Вера в Него проникала все их существо -- составляла душу их души, руководила всею их жизнью. В их Богоугодной жизни отразилась четвертая заповедь Христова: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Это говорится не только о тех, кто родил тебя, но и о тех, кто старше тебя -- они тебе также отец и мать, а кто младше тебя -- это тебе брат и сестра. Об этом говорит Сам Господь, Который сказал: «Кто исполнит Закон, тот мне отец, мать и брат».

И сегодня, в эти радостные дни, мы, дорогой брат и сестра, должны забыть все обиды, забыть все неприязни, случившиеся в нашей жизни. Обнимем друг друга в радостном состоянии своих сердец, что Христос сегодня нашел тебя, нашел меня и посылает нам Свою силу.

И это мое праздничное приветствие да наполнит вам души радостью, да исполнит вас благими пожеланиями, да дарует вам все самое наилучшее, чтобы и мы вместе с Ангелами сподобились воспеть: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, а в наших сердцах и на наших устах -- спасение».

Аминь.

479

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров