ПОИСК
Происшествия

К моменту взрыва чернобыльский реактор наработал полтонны плутония. Но причина катастрофы была не в этом

0:00 24 ноября 1999
Борис ГОРБАЧЕВ физик-ядерщик, специально для «ФАКТОВ»

Тринадцать лет назад руины 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС упрятали в защитное сооружение, которое прозвали «саркофагом». Развороченный реактор скрыли от глаз, а главное -- от дождей и ветров, разносивших по миру убийственную радиацию. Но все эти годы «в народе» бродят версии катастрофы, одна фантастичнее другой: начиная от ядерного взрыва в реакторе и заканчивая экстрасенсорным воздействием инопланетян на мозги дежурной смены. Мифы, относящиеся к наиболее распространенным, мы попытаемся сегодня развеять.

Миф N1. Реакторы ЧАЭС втихаря производили плутоний-239 (его используют при создании ядерных зарядов), а лишь для виду -- электроэнергию. Когда плутония в реакторе 4-го блока скопилось слишком много, он взорвался.

Плутоний-239 нарабатывается в любых атомных реакторах, поэтому страшной тайны в работе ЧАЭС не было и нет. Однако плутоний, полученный в реакторах атомных электростанций, не годится для использования в ядерном оружии -- в нем недопустимо большое количество примесей. Сотрудники межотраслевого научно-технического центра «Укрытие» установили, что на момент катастрофы в активной зоне реактора было наработано около 650 кг плутония, из них плутония-239 -- четыреста двадцать килограммов. Кто-то может заметить: «Да этого количества хватит на восемьдесят атомных бомб!» Но это был не тот плутоний, что способен взрываться.

Миф N2. Реактор взорвался из-за землетрясения силой три--четыре балла, произошедшего неподалеку от ЧАЭС за 22 секунды до этого.

РЕКЛАМА

Авторы этой гипотезы любят ссылаться на данные сверхсекретной сейсмостанции, расположенной примерно в ста километрах от ЧАЭС и якобы зафиксировавшей подземные толчки. Такая версия устраивает многих: раз виноваты силы природы, значит, люди здесь ни при чем. Однако Чернобыльская атомная спроектирована с учетом возможности 6-балльного землетрясения, и три--четыре балла на ее работе никак не отразились бы. (Кроме того, подземные толчки такой силы с эпицентром на севере Киевской области -- нонсенс. ) Когда в 1990 году ЧАЭС тряхнули четырехбалльные отголоски румынского землетрясения, ни один работающий энергоблок не вышел из строя, на разрушенном 4-м блоке со стены не сорвался ни один камешек. Лишь в сосудах с налитой водой пробежали волны.

Миф N3. Реактор был плохо спроектирован, поэтому во время проведения эксперимента в нем началась неуправляемая цепная реакция и произошел ядерный взрыв.

РЕКЛАМА

Эту гипотезу мусолят с 1986 года и до сих пор. В ноябре прошлого года на конференции в Славутиче представитель довольно солидной организации утверждал: на 4-м энергоблоке произошел ядерный взрыв, равный по мощности взрыву 24 тонн тротила. Слушатели были потрясены: величайшие атомщики за все годы так и не смогли подорвать атомный заряд мощностью менее 400 тонн, а тут рванули всего двадцать четыре! Ну просто гениальная гипотеза, если бы не была столь нелепой… Подобные «аналитики», как правило, вообще не знакомы с физикой или страшно далеки от ядерной физики. А то бы они знали, что атомные реакторы в принципе не могут взрываться, как атомная бомба. Хотя источник энергии у них один -- деление ядер, но слишком разные конструкции и режимы работы. С таким же успехом танк, работающий на дизельном топливе, может заменить дизельную подводную лодку…

РЕКЛАМА

2443

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров