Богдан Ступка: «Считаю, что на хорошего актера не обязательно долго учиться. Пять лет — это слишком»
Богдан Ступка — самый востребованный украинский актер. Он сыграл более ста ролей в театре и около 50 — в кино (»Белая птица с черной отметиной», «Николай Вавилов», «Дорога в рай», «Огнем и мечом», «Тарас Бульба»). Среди множества наград народного артиста Украины — российская премия «Ника» за роль в фильме «Водитель для Веры», премии «Триумф», «Хрустальная Турандот», а также приз Римского кинофестиваля — «Золотой лев». И сейчас, в свои 69 лет, Богдан Сильвестрович активно снимается в кино, правда, все больше у российских режиссеров, играет в театре.
Кроме того, он является художественным руководителем Национального театра имени Ивана Франко, который вчера открыл 91-й сезон спектаклем «Украдене щастя». Богдан Ступка продолжает выходить на сцену в роли Тевье-молочника, которого играет уже более 20 лет. Именно за эту роль он получил Шевченковскую премию.
За день до открытия нового театрального сезона в Театре имени Ивана Франко начал работу международный фестиваль женских монодрам «Мария», посвященный первой народной артистке Украины Марии Заньковецкой. Кроме того, в театре будут действовать выставки и круглые столы в память Антона Чехова.
«От жары у меня просто давление скакнуло, а пресса невесть что написала»
— В этом году отмечается 150 лет со дня рождения Антона Павловича, — рассказал Богдан Ступка «ФАКТАМ». — Когда Чехов заболел, стал подыскивать место, где бы ему было комфортно жить. Он поселился в Сумах, там сейчас есть его музей. Старший брат Чехова, Николай, похоронен именно в этом городе. Антон Павлович писал в своем дневнике: «Никакие Венеции не идут в сравнение с речкой Псел». Кстати, прообразами некоторых персонажей пьесы «Три сестры» стали жители Сум. А сюжет «Дяди Вани» родом из Харькова. Приятно считать это произведение хоть отчасти своим. Пьесы Чехова сейчас ставят во всем мире.
— А вы в своем театре когда поставите?
— Собираемся. Вот, к примеру, студенты Института кино и телевидения поставили «Чайку». Приходите 27 сентября, посмотрите на молодых актеров. Я очень люблю молодежь, мне интересно, как они мыслят. Общаешься с ними — и сам становишься моложе, не таким консерватором. Слишком богатый жизненный опыт удручает, если все в этом мире поймешь — остановишься, особенно в творчестве. Практически умрешь. А молодежь не дает застыть во взглядах, пробуждает сомнения Считаю, что на хорошего актера не обязательно долго учиться. Пять лет — это слишком. В Сорбонне, например, учатся на актерском факультете всего три года. Фестиваль женских монодрам, который проходит сейчас в нашем театре, даст возможность показать свое мастерство и молодым актрисам. И я рад, что это состоится в стенах нашего театра.
— Свой 69-й день рождения как отметили?
— Накануне вернулся со съемок в Мариуполе. Днем с коллегами в театре посидели, а вечером — с семьей в ресторане. Писательница Оксана Забужко преподнесла мне замечательный подарок — тарелку с петриковской росписью и свой новый роман.
— Прочли?
— Не успел. Времени не хватает.
— Вы коллекционируете тарелки?
— Это слишком громко сказано. Собираю картины. К сожалению, поздно начал этим заниматься. Раньше увлекался французскими сюрреалистами и импрессионистами. Теперь такие цены, что я просто не могу себе позволить приобрести картину, например, Гогена или Ван-Гога. Это миллионы долларов.
— Сами за кисть не брались?
— Не умею. Нет таланта. Как видите, утверждение «талантливый человек талантлив во всем» на меня не распространяется. (Смеется. )
— Российская пресса написала, что вы потеряли сознание прямо на съемочной площадке и были госпитализированы?
— Да они и второго сына мне приписали, сообщив, что «сыновья забронировали палату в частной клинике». Наврали все! Во время съемок я мотался между Донецком и Симферополем. Самолеты по этому маршруту, к сожалению, не летают, на машине неудобно, поэтому ездил поездом. Три ночи провел в вагоне, в это время как раз жара стояла жуткая. В наших поездах кондиционеры начинают работать только тогда, когда состав набирает скорость. Комфорт еще тот. Пока ждал прохлады — два полотенца стали мокрыми. Вот давление немного и скакнуло. Его тут же привели в норму, я отдохнул два часа и в тот же день вышел на съемочную площадку. Работал каждый день, а газеты написали «не известно, когда он сможет выйти на съемочную площадку». Люди, сочинившие это, и близко не были там, где снимался фильм.
«Когда играл эпизод, в котором мой герой Петр Полетаев умирает, на съемочной площадке все плакали»
— Как сейчас себя чувствуете?
— Отлично. Но, конечно, лучше б я был тридцатилетним. В моем возрасте для поддержания здоровья нужно прикладывать некоторые усилия.
— Сейчас вы снимаетесь в сериале. А ведь могли бы себе позволить отказаться от многосерийных фильмов
— Сериал — это не всегда плохо. Есть достойные работы, и нечего их стесняться. Я хватаюсь за хорошие роли. Вот и в фильме Константина Худякова роль Петра Полетаева мне показалась интересной. Емкая и трагичная: герой прошел, что называется, крым и рим, брал Берлин, а погиб ни за что ни про что, защищая своих товарищей Как говорят, пропал «ні за цапову душу». Когда играл эпизод, в котором Петр умирает, на съемочной площадке все плакали. Мне казалось: беды героя я взял на себя.
— Вы задействованы и в других картинах?
— Параллельно снимаюсь в нескольких проектах. Съемки фильма, режиссером которого стал Олег Погодин, будут проходить под Симферополем. Есть предложения из-за границы. Вот из Берлина звонили Но пока я читаю сценарии. Конкретный ответ еще не давал. Нужно начатое закончить.
— Волнуетесь перед съемками?
— Страх — великая сила, особенно в искусстве. Я никогда не уверен, что все получится, ведь перевоплощаться очень трудно. Надо менять ход мыслей, походку, поймать музыку речи персонажа, которого играешь, потому что у каждого своя мелодика. Это как прокрустово ложе. Ты вкручиваешь себя, насилуешь свой организм. Не каждый актер хочет это делать.
979Читайте нас в Facebook