Татьяна Бахтеева: «Молодые и хорошо подготовленные врачи уезжают жить и работать за границу»
То, что украинская система здравоохранения давно нуждается в реформировании, знают все. В том числе руководители государства, в частности, Минздрав. До сих пор обещаниями и анонсами радикальных шагов по реформированию все и ограничивалось. 20 лет нереализованных возможностей отбросили нашу медицину к уровню середины прошлого века. Смертность, которой можно было избежать, в Украине составляет 48 процентов.
Однако председатель парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева уверена: уже через три года, при условии продолжения консолидированного сотрудничества всех органов власти в этом направлении, каждый гражданин нашего государства, где бы он ни жил, будет получать качественную и доступную медицинскую помощь на современном уровне. За счет чего, поинтересовались «ФАКТЫ» у Татьяны Бахтеевой.
«В трех областях — Винницкой, Днепропетровской и Донецкой — уже тестируется новая модель организации работы системы медобслуживания»
— Виктор Янукович выделил реформирование системы здравоохранения в качестве приоритетного направления на 2011 год. Отступать и выжидать уже невозможно. Что делается, чтобы воплотить в жизнь соответствующие пункты Программы Президента.
— Ряд очень важных шагов Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, направленных на реформу действующей системы здравоохранения, уже воплощены в жизнь благодаря тесному сотрудничеству парламента, правительства и Президента.
Например, нам удалось добиться включения в бюджет пунктов, предусматривающих финансирование сельской медицины из районных бюджетов.
Благодаря этому сельская система здравоохранения сможет развиваться. В прошлом году нашему комитету удалось подготовить и добиться одобрения в первом чтении, например, новой редакции Закона Украины «О борьбе с туберкулезом», наработанной совместно с международными организациями и отвечающей современным европейским подходам к борьбе с этой болезнью, и других законов. Кроме того, парламентом приняты новая редакция закона о противодействии ВИЧ-инфекции/СПИДу, а также существенно пересмотренная редакция Закона «О детском питании», направленная на усиление требований к его качеству и безопасности.
— Можно ли считать, что глобальная реформа всей системы здравоохранения уже началась?
— Она действительно начинается. Реформирование этой системы — задача не из простых. Сегодня мы не можем позволить себе, как, например, Германия, ежегодно выделять на нужды здравоохранения 11 процентов ВВП страны (в Украине в этом году на медицину запланировано выделить из Госбюджета 3,6 процента ВВП. — Авт. ).
К тому же 90 процентов средств, выделенных на медицинскую отрасль, по старинке расходуются на заработную плату врачей, коммунальные платежи и т. д. И всего 10 процентов средств остается собственно на лечение людей и обновление медицинского оборудования. Но если мы пока не можем выделять больше денег, нужно хотя бы эффективно расходовать те, что есть.
— С чего же начали?
— Сейчас на уровне выбранных пилотных регионов (это три области — Винницкая, Днепропетровская и Донецкая) тестируется новая модель организации работы системы медобслуживания.
— Интересно. А в чем ее суть?
— В каждой из этих областей будут размежеваны первичный и вторичный уровни оказания медицинской помощи, а также проведена структурная реорганизация и оптимизация имеющейся сети медицинских учреждений.
— Слово «оптимизация» с недавних пор стало синонимом сокращения и закрытия учреждений. В данном случае — больниц. Это пугает.
— Бояться оптимизации не стоит. Ни одна больница не будет закрыта безосновательно. Для обеспечения населения первичной медицинской помощью будут созданы центры первичной медико-санитарной помощи (центры ПМСП) — по одному в каждом сельском районе независимо от количества проживающего в нем населения, а в городе — по одному на каждые 100 тысяч населения.
Центр ПМСП в своей структуре будет объединять все имеющиеся в регионе амбулатории (общей практики или семейной медицины) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), в которых будет оказываться первичная врачебная, доврачебная и неотложная медицинская помощь.
В переходный период, до завершения полного перехода к организации первичной помощи на принципах общей практики (семейной медицины), в составе этих центров будут работать также участковые терапевты и педиатры ныне существующих поликлиник. Финансироваться эти центры будут из соответствующего районного или городского бюджета.
Кстати, жители пилотных областей смогут свободно выбирать и менять семейного врача.
А чтобы имеющиеся ресурсы использовались эффективней, в пилотных областях доступ пациентов к услугам специализированной, вторичной помощи (то есть к услугам больниц) будет регулироваться. За исключением экстренных случаев, доступ к таким услугам будет возможен только при наличии соответствующего направления врача первичного звена.
— Будут ли закрываться больницы, о чем сейчас много говорят?
— Чтобы обеспечить больных вторичной медицинской помощью, территория каждой области будет разбита на так называемые госпитальные округа.
В каждом таком округе объединят больницы нескольких расположенных рядом районов (или районов и городов). Численность населения, которое будет обслуживаться в рамках одного госпитального округа, составит как минимум 100 тысяч жителей и будет определяться с учетом местной специфики (плотность и характер расселения населения, состояние дорог и т. п. ). Больницы на территории каждого из округов будут четко профилированы с учетом имеющегося материально-технического и кадрового потенциала, качества и экономической эффективности оказываемых ими услуг.
В результате в каждом госпитальном округе будут созданы: одна многопрофильная больница интенсивного лечения (здесь будут оказывать круглосуточную медицинскую помощь пациентам, требующим интенсивного лечения в условиях стационара), больницы для планового лечения хронических больных, больницы сестринского ухода, хосписы, больницы восстановительного лечения (реабилитационные центры) и консультативно-диагностические центры.
— Каким образом пациенты смогут попасть в эти учреждения?
— В больницы интенсивного лечения больных может доставить служба скорой медицинской помощи, но в случае неотложного состояния пациент сможет обратиться самостоятельно в санпропускник без направления. Во всех остальных случаях — по направлению семейного врача или врача-специалиста поликлиники. В областные лечебные учреждения больных могут направлять врачи любого уровня.
Кроме того, за пациентом, по его желанию, должно остаться право быть принятым на втором и третьем уровнях без направления на платной основе.
В пилотных областях все учреждения вторичного уровня медицинской помощи будут переведены на финансирование из областного бюджета. Если пилотный проект покажет свою успешность и такую модель медобслуживания введут на всей территории Украины, необходимо будет внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Украины и другие нормативные акты.
«Результатом существования ведомственной медицины стало распыление финансовых ресурсов»
— Вы упомянули реабилитационные центры и медучреждения третичного уровня. Расскажите о них подробнее.
— Реабилитационные центры предназначены для организации восстановительного этапа лечения. Это могут быть реабилитационные учреждения общего профиля и высокоспециализированные центры третичного уровня, где осуществляется восстановление функции организма, например, кардиохирургическая коррекция пороков сердца и сосудов, трансплантация органов и тканей, нейрохирургические и урологические восстановительные операции.
Развитие таких центров и учреждений должно происходить параллельно с совершенствованием первичного и вторичного уровней медицинской помощи.
— Сохранится ли после проведения реформы ведомственная медицина?
— Вообще-то, результатом существования ведомственной медицины стало распыление финансовых ресурсов между ведомствами и неоправданное дублирование целого ряда услуг. Это приводит, естественно, к неоправданным затратам, еще более усугубляющим проблему дефицита финансирования нашего здравоохранения.
Именно поэтому и в провозглашенной Президентом Украины Программе экономических реформ на 2010-2014 годы, и в переходных положениях нового Бюджетного кодекса Украины есть нормы, предусматривающие постепенную концентрацию медицинских сил в рамках единого медицинского пространства.
— В Украине хватает медработников? Ожидается ли их сокращение или они просто будут переориентированы в связи с изменившейся концепцией модели здравоохранения?
— Чем дальше, тем больше Украина испытывает кадровый дефицит. В связи с этим сокращений медработников в процессе реформы не предвидится. Всем найдется работа.
Другое дело, что у нас существует проблема оттока молодых специалистов. Много молодых и хорошо подготовленных врачей уезжают работать за границу, в первую очередь из-за низкой оплаты труда. В нашей стране пока не обеспечиваются даже минимальные стандарты жизни для начинающего врача.
Нужно создать такую мотивацию для врачей, прежде всего первичного звена, чтобы работать в медицине было выгодно и престижно.
Реформа здравоохранения предусматривает необходимые для этого шаги.
«Те, кто может, должны платить»
— Сейчас при разъяснении нюансов медицинской реформы чиновники упоминают «маршрутную карту пациента». Что это такое?
— Речь идет не о документе, а об определении оптимального, рационального движения каждого пациента внутри системы медобслуживания. Я уже рассказывала о возможностях для пациента попасть в то или иное лечебное учреждение, о системе направлений.
Это и есть «маршрутная карта пациента», то есть упорядочение движения человека при возникновении потребности в медицинской помощи. Семейный врач или врач скорой помощи определяет, на каком уровне и в каком лечебном учреждении должен лечиться больной. Именно он является ключевой фигурой, он определяет рациональный маршрут движения пациента внутри системы медобслуживания.
— Как стало понятно, пока речь идет лишь о бюджетной медицине. Когда же мы перейдем, и перейдем ли вообще, к страховой?
— В парламенте зарегистрирован законопроект № 4744 «О финансировании здравоохранения и обязательном социальном медицинском страховании», подготовленный нашим комитетом. Он, в частности, предусматривает объединение трех основных источников финансирования здравоохранения: бюджета, обязательного и добровольного медицинского страхования.
Реформа не снимает ответственность с государства за здоровье своих граждан, а страховые взносы станут лишь дополнительным источником поступлений. Государство и впредь будет заботиться о малообеспеченных, пенсионерах, инвалидах и детях. Впрочем, те, кто может, должны платить.
Так живет весь цивилизованный мир. Если нам удастся реализовать задуманное на практике, и у нас медицина будет финансироваться на уровне 5-10 процентов ВВП. И это будет означать качественно новый подход к лечению людей.
1023Читайте нас в Facebook