Приватизация 11 энергокомпаний принесет госбюджету около 6 млрд. гривен
За последнее время уже несколько раз повышались тарифы на отопление, воду, газ, электроэнергию. Это процесс неизбежный, так как стоимость данных услуг многие годы была существенно ниже экономически обоснованного уровня. Однако одним только повышением тарифов для населения решить все проблемы энергетического комплекса невозможно. Ведь, по расчетам правительства, износ оборудования, коммуникаций, подстанций, сетей в разных секторах энергетики составляет от 50 до 80 процентов. Чтобы найти средства не только на содержание, но и на модернизацию сетей и оборудования, нужны огромные средства.
Фонду госимущества хотелось бы видеть в качестве инвесторов профильные энергетические компании, имеющие достаточный опыт работы в отрасли
Государство, являющееся собственником большинства энергетических компаний, не в состоянии выделить такие деньги. Единственным реальным способом вывода энергетики из кризиса становится привлечение в отрасль частного капитала. А наиболее простой и действенный механизм — приватизация энергетических предприятий. В правительстве это прекрасно понимают. Более того, уже утвержден перечень энергетических предприятий, подлежащих приватизации.
Еще в апреле Кабинет министров Украины издал распоряжение № 310. Как сообщил председатель Фонда государственного имущества Украины Александр Рябченко, в 2011 году планируется продать на открытых торгах государственные пакеты акций двух тепловых генерирующих и девяти энергоснабжающих компаний. В частности, на торги поступят акции следующих предприятий: «Днепрэнерго» — 25 процентов, «Западэнерго» — 45,1 процента, «Винницаоблэнерго», «Днепроблэнерго» и «Закарпатьеоблэнерго» — по 50 процентов акций, «Крымэнерго» и «Черновцыоблэнерго» — по 45 процентов акций, «Донецкоблэнерго» — 40,06 процента, «Терно-польоблэнерго» — 25,99 процента, «Киевэнерго» — 25 процентов и «Черкассыоблэнерго» — 46 процентов.
В Фонде госимущества планируется, что от продажи акций в государственный бюджет поступит около 6 миллиардов гривен. Правда, есть и другие прогнозы. По оценкам инвестиционной компании Dragon Capital, приватизация 11 пакетов госакций энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний может пополнить госбюджет на 5 миллиардов 500 миллионов гривен.
Эксперты объясняют разницу в прогнозных показателях тем, что цена предприятий энергетики зависит от множества факторов и может быть определена по разным методикам. Но все специалисты соглашаются: нынешнее состояние компаний тяжелое. Существует масса проблем. Это и большая кредиторская задолженность, и малофинансируемая социальная сфера, и изношенность оборудования, и неадекватные тарифы, которые не покрывают даже себестоимость производства электроэнергии.
Приватизация поможет решить многие проблемы, а полученные от продажи акций средства будут направлены на финансирование социальной сферы и поддержку энергетической отрасли.
Кстати, Александр Рябченко отметил, что Фонду госимущества хотелось бы видеть в качестве инвесторов профильные энергетические компании, имеющие достаточный опыт работы в электроэнергетике. Кроме того, по мнению чиновника, в связи с наличием в Украине больших запасов энергетического угля, целесообразно было ввести в инвестиционные условия приватизации пункт об обязательных минимальных закупках частными тепловыми электростанциями угля на украинских шахтах.
В свою очередь, министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что приватизация энергетических предприятий позволит привлечь мощные финансовые инвестиции в топливно-энергетический комплекс Украины, создать реальную конкурентную среду в энергетической отрасли, решить экологические проблемы тепловой генерации, обеспечить условия для интеграции в европейскую энергетическую систему, получить возможность проведения реинвестирования поступивших от приватизации финансовых ресурсов в гидроэнергетику и развитие альтернативных источников энергии.
Правительство решило оставить в государственной собственности блокирующий пакет акций в количестве 25 процентов плюс одна акция
Однако, к сожалению, ранее бывали случаи, когда после продажи пакетов акций государство постепенно утрачивало контроль над предприятиями. Чаще всего это происходило из-за ошибок при разработке условий приватизации, прав и обязанностей сторон. Учтя горький опыт предшественников, нынешнее правительство решило оставить в государственной собственности блокирующий пакет акций в количестве 25 процентов плюс одна акция.
По мнению начальника аналитического отдела инвестиционной компании Phoenix Capital Сергея Петренко, эта защитная мера не дает новому собственнику возможности единолично менять устав. Причем это блокирует не только широко применявшуюся схему увеличения уставного капитала для сокращения государственной доли, но и возможность перевода имущества на другое юридическое лицо.
В приватизационных договорах укажут такие условия, что правительство будет иметь лидирующие позиции в наблюдательном совете компании и сможет защищать государственные интересы. А значит, теперь частным инвесторам и акционерам придется считаться с мнением правительства. Наблюдательные советы приватизированных компаний фактически превратятся в переговорную площадку для поиска компромиссных решений между государственными чиновниками и предпринимателями, вкладывающими средства в энергетические компании, считает эксперт.
Кроме того, государство получает целый ряд дополнительных преимуществ от приватизации энергетических предприятий. Во-первых, это поступления в госбюджет за счет получаемых дивидендов. Причем по мере улучшения финансового состояния компании доходы государства будут расти.
Во-вторых, привлечение частного капитала позволит вывести энергетические предприятия из нынешнего кризиса. А уже после реформирования отрасли, капитализации энергетических компаний и улучшения их инвестиционной привлекательности стоимость государственного пакета акций существенно вырастет. Продав оставшиеся 25 процентов акций, правительство сможет повторно получить немалые средства в госбюджет.
Фото Reuters
457Читайте нас в Facebook