После «Освобождения» с Олялиным норовил выпить чуть ли не каждый ветеран
Во время подготовки этого материала я уточнял в интернете некоторые даты и фамилии и вдруг наткнулся на «Дни летные» — вышедший на экраны в 1966 году и уже незаслуженно подзабытый первый фильм, который открыл дорогу в большое кино совсем молодым и не известным еще актерам Николаю Олялину и Вере Алентовой. Помню, посмотрев его, многие выпускники школ ринулись в летные училища. Мы же с товарищем, поскольку учились только в шестом классе, записались в авиамодельный кружок.
Кинокартина, повествующая о жизни военных летчиков в мирные дни, имела большой успех и за границей. Ее, рассказывал мне уже в наши дни режиссер, заслуженный деятель искусств Украины Николай Литус, купили прокатчики 17 капиталистических стран. А там на ветер денег не бросают. Только через два десятилетия что-то подобное — фильм «Лучший стрелок» с Томом Крузом — смогли снять американцы. Современной молодежи (и не только ей) Олялин запомнился по «Бумеру-2», «Охоте на изюбря», «Ночному дозору» (как выразился сам актер, «Ночному позору»).
10 фактов из жизни
1. Родился Николай Олялин 22 мая 1941 года в Вологодской области в семье участника финской войны. Когда через месяц началась Великая Отечественная, немцев на его родину не пустили, рассказывал Николай Владимирович «ФАКТАМ». К концу войны он, уже довольно смышленый пацаненок, видел, как возвращались, плакали и пили водку фронтовики.
*Актер Олялин не служил в армии, но много общался с фронтовиками. И ветераны войны принимали его за своего. (Кадр из фильма «Освобождение»)
Их деревню сильно не бомбили (»Может, и упала одна бомба, так старики до сих пор спорят, на какой улице»). Но до одиннадцати лет мальчишка боялся гула самолетов. Повзрослев, Николай проникся глубоким уважением к людям, пережившим войну. «И сейчас у меня в ушах, кажется, стоит крик женщин, получивших похоронки на мужей». Поэтому ему впоследствии так удавались роли военных.
2.Молодого выпускника Ленинградского института театра, музыки и кино Николая Олялина один московский режиссер пытался забрать в свой театр, но министр культуры Екатерина Фурцева настояла, чтобы Олялин ехал по распределению в Красноярск, в местный театр юного зрителя.
3.В ТЮЗе молодому, строптивому и хулиганистому актеру давали в основном второстепенные роли. Приглашение в Киев на киностудию имени Довженко Олялин поначалу воспринял как розыгрыш.
Одним из главных кандидатов на роль летчика-истребителя Николая Болдырева в фильме «Дни летные» был уже довольно известный тогда Олег Басилашвили. Но режиссер Николай Литус счел его несколько легкомысленным для роли молодого, но начавшего уставать от жизни летчика. Более подходящим ему показалось хмуроватое, задумчивое лицо Олялина.
«Приехали в Киев, стояла поздняя осень, жуткая холодина, — вспоминала народная артистка России Вера Алентова. — Все участники съемочной группы были тепло одеты. А снимали мы летние сцены! И не в павильоне, а на улице! Рабочие озябшими руками прикрепляли к голым веткам деревьев окрашенные краской бумажные листья. Когда в сцене свидания с Олялиным мне пришлось выйти перед камерой в легком платьице, я поняла, что такое кинематограф. После каждого дубля меня кутали в тулуп, я дрожала от холода. Коля мне понравился. Красивый, душевный, мужественный парень…»
«Мы привезли Олялина на аэродром возле села Лиманское под Одессой знакомить с летчиками, — рассказывал «ФАКТАМ» режиссер Николай Литус. — Командир полка посмотрел на его высокую (метр восемьдесят два) худощавую фигуру и сказал: «Таких худых летчиков не бывает. Давай мы тебя сначала откормим».
Николай Олялин так убедительно сыграл роль летчика, что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, командовавший в те годы в Киеве 8-й Отдельной армией ПВО, — обычно человек хмурый — растрогался и даже захотел, чтобы мы сняли фильм по его книге «Небо войны». Высокая оценка маршала и других летчиков была дорога создателям фильма не менее, чем приз 17-го Пражского международного кинофестиваля.
Не удержался от комментариев и эмоциональный Сергей Параджанов: «Фильм невозможно смотреть без аэрона (таблетки от укачивания. — Авт.), у меня от воздушных съемок во время выполнения фигур высшего пилотажа голова кружится!»
4.Шли годы, а Олялин все продолжал работать в Красноярске. Выяснилось, что его, оказывается, приглашали на главные роли в фильмах «Майор Вихрь», «Сильные духом», «Путь в «Сатурн», «Щит и меч», но в театре ему «забывали» сказать. Неизвестно, снялся бы он в киноэпопее «Освобождение», если бы секретарша директора не показала тайком телеграмму с приглашением на съемки.
Зато в Красноярске Николай Олялин нашел свою любовь. Красавица Нелли работала вторым секретарем райкома комсомола. Однажды, рассказывал «ФАКТАМ» Николай Владимирович, она приехала пригласить молодых артистов поучаствовать в одном мероприятии. Их взгляды встретились… Вскоре Николай и Нелли поженились. У них родились прекрасные дети Владимир и Оля. Педагог по образованию, Нелли Ивановна после переезда в Киев, куда Николая Владимировича пригласили на одну из главных ролей в киноэпопее «Освобождение», работала во Дворце пионеров, стала заслуженным учителем Украины.
5.После триумфального шествия «Освобождения» по экранам мира на Олялина буквально обрушилась настоящая слава. Его звал к себе во МХАТ Олег Ефремов, обещал квартиру в Москве и лучшие роли. Николай Владимирович был нарасхват и у кинорежиссеров. Но переезжать в Белокаменную отказался: он и так много работал в Москве.
Под окнами дома, где жил Олялин в Киеве, на Лесном массиве, а затем на проспекте Победы, напротив исчезнувшего недавно кинотеатра имени Довженко, ночевали толпы поклонниц. Письма от них почтальоны приносили мешками.
Человек вежливый и добрый, артист старался на них отвечать. Хоть времени на это, конечно, не хватало. Некоторые письма давал читать Нелли Ивановне. Однажды, с улыбкой вспоминал Николай Владимирович, он получил очень серьезное, умное письмо от женщины — кандидата наук из новосибирского Академгородка. Жена считала, что он должен ответить лично. Олялин не хотел — был очень занят. И попросил Нелли написать от его имени.
Вскоре от ученой дамочки снова пришло письмо: «Я согласна быть вашей…» «Вот видишь, что ты наделала, — грустно улыбнулся муж. — А ты хотела, чтобы я ей написал…»
Только жены, наверное, знают, что такое иметь пользующегося вниманием прекрасного пола мужа. Красавцу Олялину приписывали романы со многими известными и не очень женщинами. Эти слухи он называл сильно преувеличенными.
«Вы заметили, — говорил он, — что в любовных сценах с моим участием практически нет поцелуев? И они от этого только выигрывают. Если поцеловался — надо делать следующий шаг. Даже во время кульминации важно показать не сам поцелуй, а его желание, предчувствие, предвкушение, если оно обоюдное. Зритель сразу чувствует, что возникло взаимное притяжение, это ему нравится, он ждет, подзуживает: ну, ну… А тут фиг вам! Но все равно зритель балдеет». Олялин умел очень многое сказать взглядом, без слов. Это — высший пилотаж актерского мастерства.
Но женским вниманием дело не ограничивалось. После ошеломительного успеха «Освобождения» с Николаем Олялиным норовил выпить каждый ветеран войны. Актер не очень и возражал. Он любил людей, любил радоваться жизни. «Любому делу я привык отдаваться без остатка», — признавался «ФАКТАМ». Когда выпивка начала мешать, нашел в себе силы расстаться с пагубной привычкой и более 30 лет, до конца жизни, на банкетах умел ублажить гостей, попивая только минералку.
6.Талант Николая Олялина был многогранен. Артист мог блестяще сыграть и «мирового парня» — простого водителя «БелАЗа» из одноименного фильма, и белогвардейского генерала Врангеля из телесериала «Берега в тумане». На встрече с отдыхающими алуштинского военного санатория Николай Владимирович рассказал, что во время подготовки к съемкам этого фильма хорошо изучил биографию «черного барона», как называли генерала большевики, и выяснил любопытную деталь. В 1920 году Фрунзе телеграфировал Ленину: «Врангель сброшен в Черное море». На самом же деле генерал вывез из Крыма на пароходах в Болгарию полностью боеспособную 35-тысячную армию, которую, понимая бессмысленность продолжения вооруженной борьбы, вскоре распустил, чтобы избежать дальнейших жертв.
После этой встречи нашелся доносчик, агент особого отдела, доложивший о том, что артист расхваливал идейного противника. И у Олялина из-за этого чуть не сорвалась загранкомандировка в братскую Монголию. Хорошо, знакомый советский генерал выручил. Убедил кого следует, что Олялин — идейно выдержанный товарищ и патриот.
«Майора Цветаева» полюбил первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий, тоже бывший фронтовик. И хотя с Олялиным они лично встречались только один раз, в фойе Дворца «Украина», где обменялись рукопожатием и перебросились парой слов, среди киевского артистического бомонда поползли слухи: у Олялина, дескать, мохнатая рука. «Волгу» и маленькую дачку под Чернобылем он купил за свои кровные, а все были уверены, что Щербицкий подарил.
7.То же самое говорили и о звании заслуженного артиста Украины. Друг Олялина, народный артист Украины Лесь Сердюк рассказывал «ФАКТАМ»: «Коля очень переживал, когда до него доходили слухи, распространяемые завистниками. Увидев меня после того, как получил звание заслуженного, еще издали запричитал: «Ну прости! Прости! Ну я не проси-и-л, я же не хотел этого! Но ты меня и такого любить будешь, правда же?» — «Так, буду, буду, Колiнька, тебе любити. Тебе є за що любити i поважати без цих бляшечок i штучок!…»
Олялин, переехавший в Киев с семьей на ПМЖ, говорил: «Россия — моя этническая родина. А Украина — мой дом».
И позже, когда некоторые прекрасные украинские артисты состарились и оказались незаслуженно обойденными почетными званиями, Олялин, как член президиума Союза кинематографистов и просто как человек, добился, чтобы его коллеги эти звания получили. Кроме престижа и славы, за звания полагалась пусть небольшая, но надбавка к скромной пенсии артистов, которым в 90-е годы порой не хватало ни на хлеб, ни на лекарства».
8. В конце прошлого столетия отечественное кино пришло в упадок. Один из министров культуры независимой Украины даже заявил: «Ну и что, живет же Новая Зеландия без своего кинематографа!» Олялин воскликнул: «Так ведь именно с Украины, с Довженко начался советский кинематограф!» И уехал на несколько лет в Вологду, где пытался создать собственную киностудию и снять фильм об Иване Грозном.
9. Там тоже возникли трудности. К тому же начало сдавать здоровье. Вернувшись в Киев, Николай Олялин продолжал ездить на съемки российских фильмов. Радовался даже незначительным эпизодическим ролям.
10.В конце 90-х актеру понадобилась операция на сердце. На сберкнижке лежало 15 тысяч гривен. Но получить их он не смог, как и другие обманутые государством украинские вкладчики. Народный артист пошел в народ с протянутой рукой. Откликнулись известная фирма, торгующая косметикой, и табачная фабрика. Они смогли дать только часть необходимых средств. Многие, считавшиеся друзьями, в помощи отказали или даже предлагали одолжить под проценты.
Без разговоров выделил большую часть нужной суммы командующий ВВС России генерал Петр Дейнекин, полюбивший Олялина еще в «Днях летных». Более того, посадил Николая Владимировича в свой штабной Ил-18, и они на нем облетели чуть ли не весь бывший Советский Союз: Москва, Камчатка, Байкал, Черное море. Перед тяжелой и небезопасной операцией это была сильнейшая моральная поддержка.
Операция подарила Олялину несколько лет жизни. А тем, кто любил его, — несколько лет радости.
В свое время именно Олялин во время съемок «Дней летных» придумал вместо фразы «Царствие небесное» вырезанную при монтаже крылатую фразу, через годы подхваченную Леонидом Быковым в знаменитой картине «В бой идут одни «старики», — «Будем жить!»
2097Читайте нас в Facebook