Николай Катеринчук: «Мы ехали через бездонное болото по колышущейся трясине»
В начале июля 2011 года в Украине проходил международный трофи-марафон по маршруту Киев- Шацк. За семь дней участники соревнований по экстремальному вождению самой разнообразной техники — от автомобилей-внедорожников до квадроциклов — прошли 1200 километров по полному бездорожью. В отличие от автогонок, результат которых зависит от скорости прохождения маршрута, задача участника трофи-рейда — уложиться в зачетное время и успешно преодолеть все спецучастки.
О подробностях этой многодневной экстремальной гонки «ФАКТАМ» рассказал народный депутат Украины Николай Катеринчук, уже несколько лет участвующий в трофи-рейдах на квадроцикле Kawasaki 750.
«За те дни, что длилась гонка, никто так и не смог толком высохнуть»
— Николай Дмитриевич, в этом году погода не баловала любителей экстрима. Под каким девизом ехали? Танки грязи не боятся?
— Грязи действительно было многовато. А еще сырость, довольно прохладные ночи, проливные дожди… У меня сложилось впечатление, что за все дни гонки никто так и не смог толком высохнуть. Зато оводы, мошкара и комары доставали меньше. А мероприятие получилось очень интересным, масштабным и, пожалуй, самым сложным. Несколько лет назад все начинала небольшая группа энтузиастов, а в нынешних гонках участвовало почти 200 единиц техники, среди них 50 квадроциклов, из которых до финиша дошли лишь пятнадцать.
*Николай Катеринчук: «Трасса была очень сложной, некоторые препятствия приходилось преодолевать при помощи лебедок и двух пар рук. Из 50 квадроциклов, участвовавших в трофи-рейде, до финиша дошли лишь пятнадцать«
— Вам удалось это сделать?
— Нам с Андреем Лопушанским — мы катаемся в паре уже много лет — посчастливилось добраться до финиша. Хотя и с большими трудностями. То, что гонка будет весьма непростой, стало понятно еще на этапе пролога — так называется квалификационный отбор. Кто лучше его пройдет, тот будет стартовать раньше, а это хороший бонус. Ведь после того как по трассе проедет сотня машин… можете себе представить, во что она превратится!
На прологе участникам предстояло на время пройти два круга подготовленной трассы. Организаторы постарались на славу: ям нарыли, воды туда накачали. А прямо перед стартом еще и ливень начался. И если сначала воды в ямах было сантиметров по тридцать, то дождь долил до полутора метров. Первый круг мы с напарником прошли удачно, а на втором попали в «очередь» из тех, кто еще не одолел и первый. Так что мы уже практически не ехали, а коллегам с буксующими машинами помогали. В этом виде спорта очень важен дух не столько соперничества, сколько взаимопомощи. Трасса была очень сложной, некоторые препятствия приходилось преодолевать, что называется, вручную — при помощи лебедок и двух пар рук. А потом у Андрея оборвалась лебедка, квадроцикл перевернулся, и топливная система отключилась…
— В лужу шлепнулись?
— Да мы из них практически не вылезали! (Смеется). После пролога, который нам устроили на глинистой почве, у многих начала отказывать техника. Глина забила радиаторы, двигатели начали перегреваться… А у нас в первый же день гонок — мы стартовали в Ворзеле под Киевом — случилась поломка, которая сразу же перечеркнула все надежды занять призовое место. У квадроцикла Андрея лопнула ступица и отвалилось заднее колесо. На ремонте мы потеряли часа три и, финишировав позже зачетного времени, заработали кучу штрафных очков. Так что перед нами стояла лишь одна задача — дойти!
Запомнился участок, проходивший через бездонное болото. Нам пришлось ехать по трясине. Мягкий, колышущийся под ногами травяной ковер напомнил мне кадры из фильма «А зори здесь тихие…». Дашь чуть больше газу — колесо прорвет это покрытие и машина запросто может уйти в трясину. Некоторые участки болота мы проходили пешком, ведя квадроциклы. Бывало, ноги чуть проваливались, и тебя сразу начинало засасывать…
— Не страшно было?
— Страшновато (смеется). Но тот, кто боится, с нами не ездит. А еще у моего напарника постоянно перегревался мотор. Мы, конечно же, по ночам пытались его чинить, но не всегда удавалось хоть что-нибудь сделать. То запчастей не хватало, то людей, способных нам помочь.
«Праздник Ивана Купала просто… проспали»
— Да, вашего напарника просто рок какой-то преследует. Помнится, в 2009 году у него, первого заместителя главы «Нефтегаза», посреди трассы… закончился бензин.
— Странная, конечно, ситуация, но нам постоянно не хватало горючего! Впрочем, всегда находились какие-то «добрые самаритяне», продававшие нам топливо по спекулятивной цене (смеется). Некоторые экипажи сопровождали машины техпомощи, что не запрещено правилами трофи-рейда. Помню, мы помогли пробраться через трясину ребятам из Луганска. А когда у нас закончился бензин, они предложили воспользоваться их запасом. В одной из канистр случайно оказалась… солярка! И, конечно, именно ее Андрей залил в свой квадроцикл. Техника вышла из строя, и я тянул напарника на тросе километров 30. Потом мы всю ночь чистили топливную систему…
— Похоже, что отдохнуть вам удавалось далеко не всегда…
— Спали мы мало, но крепко. Даже праздник Ивана Купала просто… проспали (улыбается). Зато местные жители, собравшиеся в нашем лагере, повеселились на славу. Они и через костер прыгали, и песни пели, и фольклорные группы слушали… Знаете, практически каждое село готовило какую-нибудь культурную программу. И участники гонок, среди которых были и иностранцы, с удовольствием смотрели эти концерты. А еще жители окрестных сел нас вкусно кормили. На импровизированных лотках можно было купить всю местную продукцию: сыры, колбасы, сметану, а также готовые домашние блюда. В конце гонки мы побаловали себя жареной рыбой и варениками с ягодами. Но обычно готовили еду сами. Завтрак очень простой — кофе со сгущенкой и бутерброды. В обед обходились водой и шоколадками, но на ужин обязательно готовили суп, а на второе — мясо. Организм, проведя часов пятнадцать за рулем, отчаянно требовал калорий.
— А самогонку местную дегустировали?
— Алкоголь во время гонок был практически исключен. Уже ближе к концу мероприятия, когда основательно утомились, могли позволить себе вечерком выпить граммов по сто красного вина или водки — в качестве легкого расслабляющего. Бывало, несмотря на усталость, не получалось уснуть. А как иначе, если ты пятнадцать часов находишься в состоянии полустресса, понимая, что можешь или разбиться, или утонуть в болоте…
— Николай Дмитриевич, в этом году не только погода была неблагосклонна к участникам гонок, но и экологи выступили категорически против того, чтобы трассы проходили через заповедные территории…
— И мы с ними абсолютно согласны! В этой ситуации хорошо сработали организаторы, проложив трассу вне заповедных зон. Участники тоже следили за чистотой, после нас на местах стоянок не оставалось даже клочка бумаги. Если же экологи, сопровождавшие гонку, замечали непорядок, его тут же устраняли. А знаете, что мы увидели в лесах? Большое количество охотников, хотя сезон еще не открылся, незаконную вырубку, браконьеров на озерах. Видимо, наше появление стало для них неожиданностью и вряд ли приятной…
«Во время гонок стараемся абстрагироваться от политики»
— А как к вам отнеслись жители близлежащих населенных пунктов? Не бурчали, мол, понаехали тут…
— Совсем наоборот. Мне бы хотелось выразить огромную благодарность всем жителям сел, через которые мы проезжали. Нас очень радушно встречали, помогали как могли. Помню, перевернулся джип, так местные его и на колеса поставили, и крылья выровняли, и первую помощь ребятам оказали. Для меня, честно говоря, было неожиданностью, что гонка проходила мимо населенных пунктов, куда редко ступала нога постороннего…
— … политика?
— И политика тоже. Поразило большое количество детей в селах. Когда у гонщиков случалось свободное время, они катали местную ребятню. Каждая стоянка становилась настоящим событием и для участников трофи-рейда, и для местных жителей. Они надевали красивые вышиванки и подходили к нам пообщаться. Я, пользуясь случаем, проводил социологическое исследование, интересовался у людей, что они думают о ситуации в стране. Конечно же, не представляясь. Да и кто бы меня узнал в очках, кепке и прилично отросшей бороде (смеется). О политике селяне говорили весьма неохотно, об экономике отзывались, мягко говоря, нелестно. Чувствовалось, что они ждут принятия закона, который разрешил бы продажу земли сельскохозяйственного назначения.
Ну и, конечно же, все знали, что в гонках участвует сын Президента. Люди видели, что много сотрудников ГАИ подстраховывают участников трофи-рейда. Но все вели себя достаточно корректно по отношению к местному населению. Так что особого ажиотажа не наблюдалось. Разве что среди журналистов… Они как-то слишком сосредоточились на Викторе Януковиче-младшем. (Кстати, экипаж младшего сына Президента победил в самой сложной категории трофи-рейда — TR 3. В ней принимали участие гонщики на переделанных или специально изготовленных внедорожниках и с минимальными ограничениями тюнинга. Приз — 30 тысяч гривен — Виктор Янукович-младший и его напарник Эдуард Карбовский передали Шацкому заповеднику. — Авт.).
Вообще, на подобных мероприятиях мы стараемся абстрагироваться от политики. Сын главы государства появился в нашей компании года четыре назад, когда его отец был в оппозиции. И никто никаких вопросов ему не задавал. Он совершенно нормальный парень! Помню, как-то в Крыму я перевернулся и получил серьезную травму. Виктор помог добраться до места, где мне оказали медицинскую помощь. Абсолютно нормальная ситуация, из которой никто не делает никаких сенсаций.
Нашему экипажу, кстати, тоже от ваших коллег досталось. Сообщили, что мы где-то пропали и нас искали с вертолетами… А нам даже в голову не пришло, что потерялись! Все-таки опыт — большое дело! (Смеется).
— Николай Дмитриевич, вы отсутствовали в столице целую неделю. Пропустили массу интересного: принятие пенсионной и налоговой реформ, закрытие очередной парламентской сессии, матч «Шахтер» — «Динамо» (Киев)…
— Мы начали готовиться к гонке еще три месяца назад. Тогда сложно было понять, будет ли прошедшая неделя сессионной. На самом деле ничего важного я не пропустил. Пенсионный законопроект урегулировал вопросы, связанные с возрастом выхода на пенсию. Это одно из требований Международного валютного фонда. Что касается Налогового кодекса, то мы отработали свои предложения в комитете. Технически было понятно, что мой голос ничего не решит. Но, заметьте, свою карточку для голосования я никому не отдал! (Смеется). Посмотреть футбол тоже не удалось. Но по накалу страстей среди болельщиков поняли, что игра была интересной. Очень удивил результат — победа «динамовцев». Рано еще списывать киевлян со счетов!
— Кроме экстремальных гонок, вы еще и рыбалкой увлекаетесь. Открывали сезон в этом году?
— В этот раз мы выезжали на природу интернациональной командой — с друзьями из Франции. Они тоже любят и рыбалку, и охоту. Мне удалось поймать сома. Он, правда, был небольшой, килограмма на три. Удивительно, что поймал я его на блесну, такое случается достаточно редко. Погода нас тогда не баловала — стояла очень серьезная жара. Поэтому и рыба неохотно клевала. Что поделаешь, если она после нереста очень уж неохотно сотрудничает с рыбаком (смеется).
946Читайте нас в Facebook