Наталья Белохвостикова: «Когда мне говорят: «Все, надежды нет», — я пру напролом»
Отмечать дни рождения Наталья Белохвостикова не любит. Вчера рано утром она вместе с супругом, известным режиссером Владимиром Наумовым улетела в теплые страны. Говорит, что не любит лишний раз напоминаний о своем возрасте. Впрочем, несмотря на годы, выглядит Белохвостикова потрясающе. Она по-прежнему стройна, использует минимум косметики. И голос у Натальи Николаевны совсем не изменился: тихий, немного печальный, с хрипотцой, как у ее мадам Мари из фильма «Тегеран-43»…
«Роль 75-летней Марии Ульяновой я сыграла, когда мне было всего лишь 13»
— Интересно, какие же драгоценности вам подарил супруг на юбилей?
— Драгоценности?! Подарки?! Да я вообще ни о чем таком и не мечтала. И муж прекрасно об этом знает. Я стремлюсь к совершенно другому. И, слава Богу, в канун моего юбилея практически все мои желания сбылись. У меня есть новая роль, дело, которое я люблю, — в октябре в Москве уже в восьмой раз пройдет благотворительный фестиваль «Я и семья». У меня замечательная дочь, сын идет во второй класс…
— Кирилл уже такой взрослый?
— Представьте, время бежит очень быстро. Мы усыновили его, когда ему было четыре года, а сейчас я не представляю свою жизнь без этого человечка. Он очень добрый, душевный и мужественный мальчик. Знаете, есть вещи, которым я даже учусь у него. Помню, Кирюша был с нами на премьере Володиного фильма «Джоконда на асфальте». Мероприятие затягивалось, малыш себя не очень хорошо чувствовал, и я предложила ему вернуться с няней домой. На что Кирилл в свои четыре с небольшим ответил мне очень серьезно: «Нет, я буду с вами до конца. Ну и что, что мне тяжело. Надо терпеть…» Знаете, такой себе маленький философ. С тех пор как только в моей жизни наступают какие-то трудности, я часто повторяю ту его фразу: «Надо терпеть». А вы спрашиваете, какие подарки. Да вот он, самый большой мой подарок в жизни!
* «Владимир Наумович потрясающе умный, интеллигентный и тонко чувствующий мужчина, — говорит актриса о своем муже, режиссере Владимире Наумове. — Он стал для меня первой и последней любовью»
— И вы всегда были столь сдержанны?
— Мне кажется, все это благодаря моим родителям. Я выросла в семье дипломата. Детство провела в Лондоне, потом родители переехали в Стокгольм. Моя мама всегда была очень сдержанна и невероятно красива. Я до сих пор помню, как она великолепно выглядела, собираясь в Лондоне на коронацию Елизаветы. Мне было тогда всего два года, но ее стройную фигуру в длинном роскошном платье я запомнила на всю жизнь. Родители особо меня не баловали. Я была тихой, молчаливой и достаточно упитанной девочкой.
— Вы — упитанной?
— Представьте себе! Я любила покушать и из-за того, что мои розовые щечки лежали буквально на плечах, даже получила прозвище Запасной Черчилль. Помню, еще совсем маленькой мама часто брала меня с собой на просмотр картин, которые в большом количестве привозили в советское посольство в Лондоне. Конечно, многое я тогда не понимала, но красивые дядечки и тетечки на большом экране меня буквально завораживали. Вообще, по жизни меня всегда сопровождали особые «знаки судьбы».
— Как, например, роль 75-летней Марии Ульяновой, которую вы сыграли в отрочестве? Сколько вам тогда было лет?
— Всего лишь 13! Это случилось в Стокгольме, где на тот момент работали мои родители. Помню, я приехала к ним на каникулы, а в это же время в Швеции Марк Донской снимал картину о Ленине «Сердце матери». Для небольшого эпизода ему нужна была массовка. Он пришел в посольство присмотреть кого-то из сотрудников. В это время на глаза ему попалась я. Решение было принято буквально за пару минут. В результате в картину вошел эпизод, где я, загримированная под старушку в образе матери Ленина, катаюсь по Стокгольму на пролетке.
— Правда, что знаменитого режиссера Сергея Герасимова, ставшего вашим первым учителем, вы покорили своей длиннющей русской косой?
— Ну я не думаю, что именно она стала причиной того, что со мной случилось (смеется). Хотя, конечно, Сергею Аполлинариевичу очень нравился мой образ девочки с косой до пояса и высоким лбом.
— Вы ведь попали к нему на знаменитый курс, еще не закончив последний класс образовательной школы?
— Да, мне было всего 16 лет. Опять же виноват случай. На киностудии имени Горького, куда я с мамой по приглашению Марка Донского пришла на просмотр картины о Ленине, мы случайно встретились с Сергеем Герасимовым. Именно Марк Донской и отрекомендовал меня Сергею Аполлинариевичу, сказав, что я через год буду поступать во ВГИК. Тогда Герасимов еще посетовал, мол, курс он уже набрал. Представьте, каково же было наше удивление, когда вечером дома раздался звонок и меня пригласили 1 сентября прийти во ВГИК.
«На съемках фильма «Тегаран-43» Ален Делон напевал на ломаном русском «Очи черные»
— Вы-то сами мечтали стать актрисой?
— Первое время я как дочь дипломата собиралась поступать в институт международных отношений, благо английским в совершенстве владела с малых лет. Но распорядилась судьба. И когда я пришла 1 сентября к Сергею Герасимову, увидела своих будущих сокурсников — Наташу Гвоздикову, Колю Еременко, Вадима Спиридонова, Наташу Аринбасарову, — конечно, мне стало немного не по себе. Поддержал меня отец, который сказал, что любое начатое дело надо доводить до конца. В общем, я таки показалась Герасимову и была зачислена на этот «звездный» курс.
— Более того, именно для вас через пару лет был написан сценарий удивительно лирической картины Герасимова «У озера».
— Это все лишь разговоры. Я около полугода репетировала роль Лены. Сергей Герасимов хотел добиться полного совпадения наших с героиней характеров. У меня даже появилась на лбу характерная морщинка. Кстати, она так и не прошла… Да какая разница, не в красоте счастье.
— А в чем?
— В совершенно других вещах. Сегодня могу с полной уверенностью сказать: я счастливая женщина. У меня есть любимая работа, дети, любящий супруг. В конце концов, у меня есть любимый конь.
— Настоящий?
— Еще какой! Он стал моим партнером по картине «Год Лошади: созвездие Скорпиона», которую снимала моя дочь Наталья Наумова. Я играла роль бывшей наездницы, а Володя продюсировал картину. Но главный персонаж — конь. Чтобы его найти, Наташа объездила около ста конюшен. В конце концов, конь появился на съемочной площадке. Его зовут Сенечка. Он белый с длиннющими ресницами и печальными, почти человеческими глазами. Я его обожаю! Со времени съемок он поселился на московском ипподроме, и я вижусь с ним по нескольку раз в неделю. Знаете, мне кажется, что даже грешно в моем случае сетовать на судьбу.
* «У Алена Делона не было никакой звездности», — вспоминала Белохвостикова о совместной работе с французской кинозвездой (кадр из фильма «Тегеран-43». 1981 год)
— По крайней мере, немногим удалось сняться в таком количестве легендарных советских картин: «Красное и черное», «Стакан воды», «Тегеран-43», «Легенда о Тиле». Я что-то еще забыла?
— Мне кажется, на мою судьбу хватило бы и пары из всех этих картин. Один «Тегеран-43» стоил мне и моему супругу, ставшему режиссером фильма, больших душевных затрат. Съемки были тяжелыми, но как для меня, актрисы, очень познавательными. Кстати, в картине тогда снялась и наша пятилетняя дочь Наташа. Я же, конечно, была в восторге от того, что мне предстоит играть с самим Аленом Делоном. Французского я не знала, но помню, что, когда мы ехали с ним в машине, он напевал на ломаном русском «Очи черные». Вообще, у Делона не было никакой звездности. Он настолько вошел в роль комиссара полиции, что, по-моему, даже не делал перерыва на обед. Кстати, недавно мы виделись с Аленом на одном из кинофестивалей. Кажется, он стал еще красивее, чем прежде.
— Супруг вас не ревновал к нему?
— Владимир Наумович потрясающе умный, интеллигентный и тонко чувствующий мужчина. Когда мы познакомились, мне казалось, что я знаю его всю жизнь. Это было в аэропорту, мы вместе летели на кинофестиваль в Белград. Володя потом признавался, что влюбился в меня сразу. Я же… Он стал для меня первой и последней любовью. И больше мне нечего добавить.
«Когда нужно, я ведь могу даже самолет остановить»
— Вы потрясающе выглядите, при этом никогда не прибегали к услугам пластических хирургов. Волшебные диеты?
— Никогда в жизни не ходила в спортивные залы и не соблюдала диеты. Все, что вы видите, — это старания матушки-природы. При этом поедаю тоннами горький шоколад. Думаю, что я бы и не смогла сидеть на диетах — не в моем характере. Когда мне что-то запрещают, я обязательно должна сделать наоборот. Это касается не только питания, но вообще всего в моей жизни.
— Внешне вы мало похожи на женщину со сложным характером.
— Внешность бывает обманчива. И это как раз мой случай. Несмотря на мой, казалось бы, инфантильный вид, характер у меня боевой. Так было всегда. В сложные минуты жизни, которые наступают у каждого человека, я могу собраться в одну секунду. И когда мне говорят «Все, надежды нет», внутри меня как будто включается обратный отсчет. Я пру напролом. Мне даже кажется, что это мое качество с возрастом усугубляется. Я считаю, что если человек может брать на себя ответственность и отвечать за совершенные поступки, то это одно из лучших качеств, которые его характеризуют. Жизнь разная и часто, увы, тяжелая. Я проходила через испытания не раз и в большинстве случаев побеждала.
— Все эти качества более присущи мужчинам.
— Просто случаются обстоятельства, перед которыми многие в этой жизни пасуют. И мужчины в том числе. А во мне, наоборот, просыпается какое-то бешеное ощущение того, что я это сумею. И тогда могу свернуть горы.
— Вы когда-нибудь голос повышаете?
— Да, даже накричать могу. Но это опять же касается каких-то критических ситуаций в жизни. Я сразу становлюсь резкой, громкой и совершенно не похожей на ту тихую даму, с которой вы разговариваете сейчас. Просто я понимаю, что иногда в нашей жизни только малоприятные тексты, подчас весьма резкие, могут дать результат. И это очень печально. В моей практике почему-то такие критические моменты были связаны в основном с медиками. Тогда я пыталась докричаться. Обидно. Потому что на самом деле это не мой характер, а просто осознание того, что если не я, то никто другой не докричится. Знаете, я ведь могу даже самолет остановить.
— Самолет?
— Представьте себе. Как-то мы летели в Париж на премьеру картины, и одному из пассажиров стало плохо. А мы уже выехали на взлетную полосу, и самолет приготовился взлетать. Я, видя, что ситуация почти безнадежная, вскочила со своего места, подбежала к кабине пилота и стала колотить в нее изо всей силы, крича, что надо немедленно остановиться. Экипаж был французский, стюардессы и летчики выскочили, начали успокаивать меня. Но потом, видимо, решив, что все русские сумасшедшие, таки остановили самолет. Мы вернулись к терминалу, где высадили меня и того человека, которому стало плохо. Знаете, говорят, русские женщины особенные, они «и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут». Так вот, не все. Но я искренне желаю, чтобы таких «отчаянных», как я, у нас было больше…
1554Читайте нас в Facebook