Сергей Тимченко: «Больше не нужно «ходить по кадастр» и разрываться между кабинетами чиновников»
«В стране искусственно создавался информационный вакуум о земельных участках»
— Сергей Михайлович, начиная с 1999 года в Верховную Раду Украины законопроекты о земельном кадастре подавались восемь раз, и только нынешняя редакция закона была принята. Чем не устраивали предыдущие семь вариантов закона и что такого особенного в данной редакции?
— Ответ очень прост. Земельная сфера у нас одна из самых коррумпированных. В стране искусственно создавался информационный вакуум о земельных участках. Эти процессы лоббировались так называемыми земельными баронами и другими аферистами, особенно в 2000-х годах, когда цены на землю росли головокружительными темпами. Секретность и отсутствие информации способствовали теневым схемам, многим было не выгодно показывать точные границы участков и знать их собственников.
Но так вечно продолжаться не могло. На это повлияло два фактора. Во-первых, появилась жесткая политическая воля государства положить этому конец, а во-вторых, технический прогресс свел на нет секретность информации — сегодня каждый пользователь сети интернет может посмотреть на любой земельный участок, например, через приложение «Google Earth».
Принятие Закона «О Государственном земельном кадастре» обеспечило правовую основу для создания в Украине единой автоматизированной системы кадастра, где абсолютно все возможные сведения об абсолютно всех земельных участках страны будут храниться в одном защищенном месте, в электронном виде и едином формате. Больше не будут повторяться случаи «случайных» поджогов, пропажи архивов, теневой продажи бланков, изменения границ участков одним росчерком пера…
— Что такое «кадастр» и какую именно информацию он будет в себе содержать?
— В современном понимании — это единая автоматизированная геоинформационная система точных достоверных сведений обо всех земельных участках в Украине. Кадастр имеет геодезическую и планово-картографическую основу.
Если кратко, то кадастр — это паспорт земельного участка как объекта права собственности. Именно кадастр является одним из тех факторов, которые обеспечивают прозрачность земельных отношений, так необходимую при введении рынка земли.
— Сергей Михайлович, закон о государственном кадастре решил, будем надеяться, проблему коррупции на внешнем уровне. А как же бороться с внутренней коррупционностью вашего ведомства: бесконечные очереди, непонятные процедуры выдачи документов в неопределенные сроки, хождение по многим инстанциям…
— Вот как раз в этом и состоит его так называемая революционность. Законом вводится ряд новшеств, регламентирующих работу земельных органов, которые сводят коррупцию фактически к нулю, упрощают многие процедуры и повышают комфорт обслуживания граждан.
Важнейшая составляющая земельной реформы — искоренение коррупции и наведение порядка в органах земельной сферы. Это моя первоочередная задача как главы Госземагентства, я несу персональную ответственность за это и лично отчитываюсь перед Президентом за успешность данного направления.
«Мы установили четкие сроки регистрации участков, ввода и выдачи информации»
— Расскажите подробнее, как именно закон о кадастре сможет упростить жизнь простым гражданам, а главное, сберечь их драгоценное время и деньги.
— Первое. Я не устаю повторять, что в борьбе с коррупцией делаю ставку на технический прогресс. Мы автоматизировали все процессы, а это значит, что личное общение чиновника и заказчика услуг будет минимизировано.
Второе. Мы установили четкие сроки регистрации участков, ввода и выдачи информации. Регистрация — 14 дней с момента подачи документов, выдача выдержек — в день обращения, выдача другой информации — в течение десяти дней. Это моментально уберет очереди.
Третье. Мы вводим комфортное обслуживание граждан по принципу единого окна. При оформлении документов больше не нужно «ходить по кадастр» и разрываться между многими кабинетами чиновников районных и областных структур Госкомзема и Центром государственного земельного кадастра. Отныне человек вообще не будет приходить в ГЗК. Функции регистрации передаются районным отделам Госкомзема. Человек в одном кабинете подает все документы и в четко регламентированный законом срок получает ответ.
*Сергей Тимченко: «Важнейшая составляющая земельной реформы — искоренение коррупции и наведение порядка в органах земельной сферы. За это я несу персональную ответственность и лично отчитываюсь перед Президентом Украины»
— А в чем разница? Раньше «договаривались» с представителями ГЗК, а теперь будем — с местными чиновниками Госкомзема?
— Это исключено! Кадастровые функции становятся сугубо персонифицированными. Все действия, связанные с ведением государственного земельного кадастра, внесением и предоставлением кадастровой информации, будут осуществляться государственными кадастровыми регистраторами. Они — процессуально независимые (даже от своих начальников) государственные служащие, которые будут иметь соответствующие удостоверения и собственные именные печати. Вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, а также граждан в деятельность государственного кадастрового регистратора запрещается.
Регистратор несет персональную ответственность за точность внесенных и выдаваемых данных, а также за соблюдение сроков осуществляемых процедур. За совершение противоправных действий регистратор привлекается к административной ответственности в виде штрафа от 20 до 50 необлагаемых минимумов, штрафы увеличиваются в десять раз если нарушение повторяется еще раз в течение года.
— В таком случае какие функции остаются у Центра государственного земельного кадастра?
— С нового года Государственное предприятие «Центр ГЗК» будет выполнять исключительно функцию технического администратора, осуществляя лишь мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного земельного кадастра, отвечая за техническое и технологическое обеспечение, сохранность и защиту данных.
— Раз мы уже заговорили о Центре ГЗК, прокомментируйте недавний скандал, связанный с закупкой межевых знаков на сумму пять миллиардов гривен у ТОВ «Инвестеко», имеющего оффшорное происхождение. Насколько нам известно, именно вы стали инициатором расторжения договора.
— История этого вопроса уходит еще в 2003 год, когда был принят Закон Украины «О землеустройстве», обязывающий устанавливать специальные знаки, определяющие границы участка. Напомню, что в то время прозрачного кадастра не было, процветали теневые схемы захвата земель, и, чтобы хоть как-то урегулировать этот вопрос, было принято, пусть и примитивное, решение об обязательной установке таких знаков. С введением прозрачной системы кадастра и появлением возможности привязывать границы к системе координат земельные споры можно решать более современным и цивилизованным путем. В сентябре будут внесены изменения в закон, межевые знаки станут необязательными, соответственно, отменятся и штрафные санкции за их отсутствие.
Но, главное, что меня смутило в той истории, несомненно, высокая цена колышек — 118 гривен за штуку. А таких кольев нужно минимум четыре, что является непосильным финансовым ударом по самым незащищенным слоям населения — крестьянам.
«Первый и основной недостаток нового закона — это то, что Киеву разрешили иметь собственный кадастр»
— Сергей Михайлович, предусматривается ли законом о кадастре изменение процедуры регистрации земельного участка?
— Законом изменяется порядок присвоения кадастрового номера. Отныне земельному участку при формировании изначально присваивается кадастровый номер, а потом производятся все остальные операции. Это очень важно, например, при предоставлении участка в собственность или аренду по решению местных советов. Сейчас это происходит с точностью до наоборот: сначала принимается решение выделить человеку участок в таком-то населенном пункте, а потом этот человек имеет массу проблем с идентификацией участка и оформлением документации на него.
Ну а самое главное изменение — это отмена государственных актов на право собственности с 2013 года.
— А что же теперь делать со старыми актами? Какой документ будет выдаваться взамен? И чем вообще объясняется такое нововведение?
— Хочу успокоить владельцев земельных участков — все госакты, даже самого старого образца, не теряют своей силы и будут действительными всегда. С 2013 года вместо госакта специальный уполномоченный орган — Укргосреестр при Минюсте — начнет выдавать свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество. В течение 2012 года государственная регистрация прав в Госреестре будет осуществляться параллельно с выдачей государственных актов.
Вместе с госактами в прошлое отойдут теневые схемы продажи бланков, а также отменится зачастую небесплатная необходимость получения подписи местного председателя.
— Законом предусматривается открытость и публичность кадастра. С 2013 года кадастровую информацию можно будет просматривать в интернете. Вся ли информация будет открытой и бесплатной?
— Действительно, уже с 1 января 2013 года все сведения Государственного земельного кадастра, кроме секретной информации и персональных данных землевладельцев и землепользователей, подлежат опубликованию в он-лайн режиме на официальном сайте Госземагентства. Поиск, просмотр, копирование и распечатка этих сведений осуществляется на основе распространенных веб-обозревателей без каких-либо ограничений.
Бесплатно можно просмотреть такие сведения, как кадастровые номера земельных участков, границы, целевое назначение, форма собственности, ограничения в использовании, данные количественного и качественного учета земель.
Платной будет более углубленная информация, необходимая для использования банками, нотариатами, землеустроительными организациями. Это сведения о нормативной денежной оценке, земельные угодья, части участка, на которые распространяется действие сервитута или договора субаренды, координаты поворотных точек границ объектов кадастра, бонитировка почв, недра и так далее.
Благодаря единой автоматизированной системе человеку при оформлении сделок уже не придется обращаться в органы земельной сферы для получения выдержек и других справок. Нотариус сам сможет зайти в базу данных и скачать все необходимые документы.
— Вы перечислили так много преимуществ закона о кадастре. Но всем известно, что идеальных законов не бывает. Какие, на ваш взгляд, его недостатки?
— Первый и основной недостаток — это то, что Киеву разрешили иметь собственный кадастр. О какой прозрачности и единой системе может идти речь, если столице позволили вести собственную игру до 2020 года. Этот вопрос не закрыт, и мы будем предпринимать все возможные меры для его решения, в частности, вносить изменения в сам закон.
— Вы рассказали о правовом обеспечении кадастра, а как обстоят дела непосредственно с самой системой и ее наполнением?
— Госземагентство ведет колоссальную работу по наполнению кадастра еще с 2004 года, когда от Всемирного банка был получен заем в размере 89 миллионов долларов США. На эти деньги уже фактически создано программное обеспечение и закуплено необходимое оборудование, а самое главное — до середины 2012 года будет завершена аэрофотосъемка всей территории Украины, которая обеспечит планово-картографическую основу кадастра.
До 2013 года мы закончим первый этап наполнения кадастра — перенесем всю имеющуюся информацию и оцифруем бумажные архивы. Стопроцентное наполнение кадастра планируется к 2020 году.
Украина — последняя страна в Европе, которая внедряет единую автоматизированную систему кадастра, а это означает, что наш кадастр будет самым современным и самым лучшим в Европе. Мы сможем учесть успешный иностранный опыт и воспользоваться новейшими техническими разработками.
Читайте нас в Facebook