Борис Гребенщиков: «Перед концертом я не знаю наверняка, что именно буду играть»
В Коктебеле отгремел 9-й Международный джазовый фестиваль. За четыре дня на трех сценах выступили более трех сотен музыкантов из США, Аргентины, Великобритании, Польши, Чехии, Испании, Италии, Франции, России и Украины. Среди них как начинающие артисты, так и знаменитости мирового уровня. По словам куратора фестиваля и его ведущего Алексея Когана, форум уже давно вышел за рамки джазового. Здесь звучит разная музыка. Фестиваль становится многогранным и более насыщенным. Приверженцы джаза по традиции собрались у Волошинской сцены. На остальных — приветствовались любые эксперименты. Что и продемонстрировала acid-jazz-группа «Red Snapper». Музыканты играли не только на гитарах и барабанах, но и активно пользовались на сцене «болгарками» и дрелями. Такую музыку без ущерба для психики может вынести не каждый слушатель.
Некоторые гости Коктебеля не обременяли себя одеждой на городских пляжах
В этом году на фестивале побывали около двадцати тысяч зрителей не только из Украины, но и других стран СНГ. Одна девушка добиралась на фестиваль автостопом из Сахалина!
— Я люблю путешествовать спонтанно, ничего не планируя и не покупая билетов, — призналась «ФАКТАМ» Юлия. — Просто выхожу на дорогу, и она сама ведет. По пути познакомилась с ребятами, вместе и решили махнуть в Коктебель, а тут как раз фестиваль. Мы почти месяц добирались автостопом.
Таких туристов в Коктебеле, как и тех, кто предпочитает ночевать прямо под открытым небом, много. Сюда, спасаясь от стереотипов, едут за свободой, красивой природой и музыкой. Некоторые не обременяют себя одеждой не только на пляжах для нудистов, но и на городских, где полно детей. Набережная Коктебеля превратилась в торговые ряды с китайскими сувенирами, лотками с шаурмой, разливным вином, тортами с масляным кремом и прочей сомнительной снедью, продаваемой в 30-градусную жару прямо на улице. Воздух становился еще теплее из-за стоящих прямо на тротуаре мангалов, где готовили шашлык, и огромных казанов с пловом. Когда все это начинало дымить, жариться и париться, пройти по улице становилось весьма затруднительно.
Но, видимо, сама атмосфера Коктебеля привлекает в этот город с каждым годом все больше и больше туристов. В том числе и тех, кто едет сюда послушать качественную музыку под открытым небом. На одной из сцен свою программу представил сын Таисии Повалий Денис. В Коктебель он приехал с девушкой и ее мамой. Вместе они были замечены на вечерней прогулке.
Днем нежился на пляже, а вечером зажигал на большой сцене солист группы «Де фаз» Карл Фриерсон. Причем известный певец выходил на сцену два вечера подряд. Пел и за себя, и за написавшего музыку для фильмов Люка Бессона «Пятый элемент», «Леон-киллер» и «Жанна Д'Арк» Эрика Серра, которого прооперировали накануне фестиваля, из-за чего он не смог приехать в Коктебель. Фриерсон — бессменный гость «Джаз-Коктебеля» уже шестой год.
Олег Скрипка закрывал фестиваль в качестве джаз-рок-диджея. А главным героем праздника музыки стал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. Как признались организаторы фестиваля, приезд музыканта до последнего момента был под угрозой. Борис Борисович не любит выступать на открытых площадках, да и гонорар ему не предлагали. Тем не менее рокер согласился приехать в одно из своих любимых мест, чтобы представить песни из нового альбома «Архангельск» и спеть старые хиты. Борис избавился от бородки и косички на ней, оставив небрежную небритость, немного похудел и отказался от алкоголя.
«В Украине публика более требовательная, чем в России»
— Коктебель я открыл для себя еще в начале восьмидесятых, — рассказал музыкант на встрече с журналистами. — Часто приезжали сюда компаниями. Но в этот раз толком не успел ничего увидеть. Прошелся до сцены по пляжу. Вода пахнет неприятно. Такое место красивое, а люди совершенно о нем не заботятся.
— Правда, что вы не хотели ехать в Коктебель?
— Не люблю выступать на открытых площадках. В первую очередь из-за качества звука. Да и атмосферу, которая возникает в зале, здесь создать не удастся. Выступление в Коктебеле для меня эксперимент. Перед концертом не знаю наверняка, что именно буду играть. Первым делом нужно увидеть публику. А здесь зритель замечательный. Мой. Мы исполнили несколько композиций из нового альбома «Архангельск». Вообще-то он должен был называться «Хроники священной коровы». С этим названием уже и обложку сделали. Но потом все перевернулось с ног на голову.
— Вы рок-музыкант, как чувствуете себя на джазовом фестивале?
— Рок-н-ролл умер, когда Элвиса Пресли призвали в армию. А джаз в чистом виде перестал существовать в середине шестидесятых. Жизнь, ее восприятие и настроение в обществе изменились. А то, как музыкальные жанры называются сейчас, мне до лампочки.
— Какую же музыку играете вы?
— Об этом не мне говорить. Впрочем, как хотите, так и называйте. Главное, что она живая. Пусть критики напрягаются по этому поводу. Сейчас, как мне кажется, мы подготовили самый крепкий альбом за всю историю существования «Аквариума». И еще есть куча материала. Вот бы закрыться года на два в студии, поработать, оформить новые песни.
— Сколько лет вам было, когда начали сочинять?
— Я был окружен музыкой с детства. А писать начал с первого класса. Помню, тогда как раз была политическая оттепель, по телевизору передавали концерт из Мариинского театра. Выступали все известные в то время барды, кроме Владимира Высоцкого. Я послушал слова и так восхитился. Решил, что тоже смогу, как они. Сел и сходу написал четверостишие. С того времени и пошло. А музыка возникала у меня в голове. Как только научился ставить пальцы, чтобы взять аккорды на гитаре, начал сочинять песни.
— Аллу Борисовну слушаете?
— Боже упаси! (Крестится.)
— С каким авто себя ассоциируете?
— Исключительно с пешеходом, который ходит по тропам и маршрутам, известным только ему одному.
— А водить любите?
— Я за рулем с 1991 года. До этого был уверен, что под капотом сидит черт! Но когда его открыл, мои подозрения не подтвердились (смеется). Мне все равно, на чем ездить, главное, чтобы комфортно и можно было в дороге слушать музыку. Не важно, какую — кроме шансона. Заметил, что все приятное моему уху идет из Украины. В России как-то туго. Вот послушал на днях, как играет Шнур, голый и красивый. Мне показалось, что это больше похоже на забивание гвоздей, чем на музыку. Вот это и есть состояние рока в России. У вас больше чувств и музыкального шарма, да и публика более требовательная.
— Что бы хотели изменить в своей жизни?
— Вот в году так 1975-м мне очень пригодился бы профессиональный продюсер и аранжировщик. В то время у нас было много просчетов в записях альбомов.
— Несмотря на это, поклонников у вас с каждым годом прибавляется.
— Не скрою, для меня это очень важно и приятно. Чем больше внимания ощущаю, тем с большим азартом работаю и выхожу на сцену. Это взаимосвязано. Талант должен быть востребован.
Сразу же после выступления в Коктебеле Борис Гребенщиков с группой отправился в Киев, где выступил с программой «Огни Вавилона». В октябре снова обещал вернуться в столицу Украины с концертами. И не исключает возможности выступить на юбилейном (десятом) фестивале «Джаз-Коктебель». Его соорганизатор — торговая марка «Коктебель» — приоткрыл тайну будущего феста. Команда работает над тем, чтобы привезти в Коктебель певицу Sade и группы «Portishead» и «Muse».
Подробный фоторепортаж о 9-ом Международном джазовом фестивале в Коктебеле смотрите здесь
1190Читайте нас в Facebook