Александр Филиппенко: «Филатов вечно подбирал на улицах щенков»
За свою не очень долгую жизнь Леонид Филатов успел многое. Он запомнился зрителям ролями в Театре на Таганке, блистательно сыграл плейбоя в первом отечественном блокбастере «Экипаж», героя-любовника в «Забытой мелодии для флейты» К тому же Филатов автор едкой, уморительно смешной сказки «Про Федота-стрельца», создатель и ведущий телепередачи «Чтобы помнили», сценарист и режиссер фильма «Сукины дети». Леонид Алексеевич умер осенью 2003-го, а до этого десять лет мужественно боролся с тяжелой болезнью. В канун 65-летия актера о нем вспоминают друзья и коллеги.
Александр Пороховщиков: «Ленька без остатка отдавался своей профессии, а такие люди мало живут»
— Леонид Филатов — яркая индивидуальность, замечательный человек, умница, с хорошим чувством юмора, — говорит актер Александр Пороховщиков.- А наличие юмора говорит о глубоком уме. То, что Леня талантлив, бесспорно. Он замечательный литератор, его произведения совершенно изумительные. Как актер больше проявил себя в кино, в театре это было не так заметно. Видимо, кино его больше увлекало. Когда мы были в Колумбии и снимались в фильме Сергея Соловьева «Избранные», довольно много общались. И в театре я с ним работал. Он умел радоваться успехам других актеров. Если у кого-то что-то получалось хорошо, Леня воспринимал это как собственный успех. Сложности есть у всех, но Леня свои никогда не показывал. Я ни разу не слышал, чтобы он жаловался. При встрече всегда восклицал: «Сашенька! Шурочка! Как ты?» Не могу сказать, что мы очень уж дружили, но при встрече обнимались. Горько, когда такие люди уходят.
Однажды продюсер сделала нам вроде как подарок. По окончании съемок Сережу Соловьева, Таню Друбич, Леню Филатова и меня отправили в Перу на четыре дня. Мы с Леней гуляли по столице страны Лиме, по окрестностям. А в предместье Лимы грязь просто жутчайшая — полно бумаги, мусора. Мы с Леней идем, я пнул ногой какую-то бумагу — и вдруг что-то зазвенело. Смотрю — часы «Сейко» с браслетом. Он бросился к ним, а я говорю: «Стоп, Леонид! Это мои часы, я первый их заметил!» Леня говорит: «Сдаюсь!» Так мы нашли хорошие часы, по тем временам вообще супер.
Однажды я понял, что Филатов движется к обрыву жизненному. Я приехал на съемки в Колумбию последним, вся группа была уже там. В Боготе мы остановились в отеле «Америка», и когда я зашел в номер Лени, он сидел на полу, а кругом штук шесть маленьких чашечек из-под кофе. Тут же стояла пепельница, полная окурков, а Леня был в каком-то состоянии странном. Я спросил: «Что с тобой?» — «Ничего, Шура, пройдет. Кофейку, кофейку надо!» Курил без конца и кофе пил, а подобное сочетание — просто ужас для организма. Ведь он всегда худеньким был, не могу сказать, что обладал гигантским здоровьем. Когда я попробовал Ленин кофе, у меня чуть сердце не разорвалось. Кофе был колумбийский, невероятно крепкий. Тогда почему-то я подумал, что Леня не на верном пути. Так, к сожалению, и произошло, он просто себя подорвал. Слишком много работал, буквально сгорал. Ленька без остатка отдавался своей профессии, а такие люди мало живут, к сожалению. У него внутри, видимо, происходили сложные процессы художника, которые его мучили, не оставляли в покое. Он себя просто истязал.
Филатов уважительно относился к товарищам, коллегам. Был по-детски немножко эпатажным, ходил с вечно засученными рукавами. Рад, что мне довелось работать с таким замечательным человеком и прекрасным актером. Наверняка, у Лени были завистники, но я никогда не видел, чтобы это проявлялось открыто. Конечно, и Лене Филатову, и Володе Высоцкому завидовали, но талантливый человек изначально обречен на зависть.
Лев Дуров: «Я уговаривал его не курить, а Леня отвечал: «Ну вы мне тогда вообще все запретите!»
— Я был в прекрасных отношениях с Театром на Таганке, дружил с Высоцким, Филатовым, другими ребятами, очень любил их и уважал, — рассказывает актер Лев Дуров. — Мне было известно, что Леня пишет грандиозные эпиграммы и на поэтов, и на своих коллег-артистов. Он был одним из лучших эпиграммистов. Позже встретился с Леней в двух картинах. В фильме «Успех» он играл главную роль. Лента хорошая, но во многом она зависела от Лени Филатова и Алисы Фрейндлих. Они сыграли просто блистательно. А следующая наша совместная картина называлась «Великий человек». Работать с Леней мне безумно нравилось.
Когда Леня болел, я часто бывал у него дома. Уговаривал его не курить, а он, прикуривая одну сигарету от другой, говорил: «Ну вы мне тогда вообще все запретите!» Ни в какую не хотел бросать. Он был человеком упрямым, но очень остроумным. У Лени был такой прикол, назывался «пальцетык». Подойдет, пальцем ткнет под ребра и говорит: «Дуров, это такая проверка — пальцетык!» Было это совершенно глупо, но невероятно смешно. Это его любимый жест, причем, кажется, только по отношению ко мне.
*Леонид Филатов жил недалеко от Театра на Таганке, поэтому на работу всегда ходил пешком
Вообще, Леня был серьезный. И когда в периоды съемок доводилось с ним сидеть, болтать, я понимал, какой это глубокий человек. Остро разбирался во всем, многое знал. Ну, Таганка! Артисты же дружили с крупнейшими учеными, писателями, у них был очень широкий круг замечательных людей: Капица, Флеров, Алферов, Вознесенский, Белла Ахмадулина
Рядом с таким человеком, как Леонид Филатов, плохим быть невозможно. Плохие люди рядом с ним начинали чувствовать себя, мягко говоря, неудобно. Уход Леонида Филатова для театра и для кино очень большая потеря.
По-моему, до съемок в «Экипаже» он был в списке отрицательных героев, находился под запретом для кино, ведь сумасшедшая советская власть в этом отношении могла погубить кого угодно. И только настойчивость режиссера Александра Митты вывела Леонида Филатова на экран. Леня и сам оказался замечателен как кинорежиссер. Его картина «Сукины дети» авторская. Он досконально знал то, о чем снимал, ведь сам из этого клана. Мне фильм очень понравился. Картина достаточно острая, но правдивая.
Леня героически вынес все болячки, которые на него обрушились совершенно незаслуженно. Они, к сожалению, не щадят никого, даже таких замечательных людей, как Леонид Филатов. Что тут поделаешь?.. Мы с Володей Качаном приезжали к нему, сидели, беседовали с ним, с Ниной. Нина Шацкая — замечательная женщина, которая всячески поддерживала Леню. Большую часть жизни она посвятила ему, из-за него фактически ушла со сцены. Это подвиг.
«Филатов был фанатом и организатором экскурсий в «Госфильмофонд», где мы смотрели новинки мирового кинематографа»
— Театр на Таганке в 70-х годах прошлого века был на пике популярности, — рассказывает актер Александр Филиппенко. — За билеты на спектакль «Гамлет» можно было получить всякие недоступные в ту пору вещи, в частности, иностранные фильмы. Дирекция давала нам билеты на спектакль, местком заказывал автобус, мы брали с собой бутерброды и отправлялись на весь выходной день за 50 километров от Москвы, в Белые Столбы, в «Госфильмофонд». Леня Филатов был фанатом и главным организатором этих экскурсий. Смотрели новинки мирового кинематографа, которых не было в советском прокате. «Доворовывали» современное искусство.
Хочу рассказать об одной стороне его жизни, о которой, может быть, не всем известно. Помимо того, что Леня любил театр, кинематограф, поэзию и литературу, человечество в целом, он еще невообразимо любил собак. Вечно подбирал на улицах щенков и к кому-то их пристраивал. Кажется, и кошки в его жизни имели место. Однажды он поведал нам такую историю.
Был холодный зимний вечер. Леонид Алексеевич, закутавшись в свою коротенькую дубленочку, мелкими перебежками торопился со спектакля домой. Слава Богу, жил недалеко от театра. Уже вбегал в свой двор, как его внимание привлекла маленькая собачка — не то пуделек, не то болонка. Собачка, дрожа и поджавши хвостик, ходила по заледеневшему двору. У Лени сердце защемило от этого зрелища. Он героически размотал свой шарф и, схватив собачку, обернул несчастную, засунул к себе за пазуху и помчался домой. Но тут из соседнего подъезда выбежал злобный мужик с криками: «Стой! Сволочь! Отдай собачку!» Это был хозяин собаки, который выпустил своего питомца на улицу, а сам, чтобы не мерзнуть, грелся в подъезде. Трудно было Лене объяснить свои благие намерения, хозяин так ему и не поверил и, отобрав собачку, чертыхаясь, ушел, пообещав более крутые меры «перекупщику с птичьего рынка».
Сергей Соловьев: «Мы с Леней постоянно хохотали, причем без всякого повода»
— В какой-то период времени мы с Леней были очень близки, — говорит кинорежиссер Сергей Соловьев. — Помню, что мы постоянно ржали буквально до колик, причем непонятно по какому поводу. Умирали от хохота. Смотрели друг на друга и смеялись. Потом Леня Филатов и Коля Губенко уговорили меня поставить спектакль «Чайка» в театре «Содружество актеров Таганки», и я согласился. Они серьезно все определили: «Значит, старик, приходи завтра к одиннадцати, будешь рассказывать труппе суть и прелесть этого спектакля». Я до этого никогда ничего труппам не рассказывал. Пришел и говорю: «Ребята! Вчера я перечитал «Чайку». И знаете, что мне пришло в голову? Ее нужно играть
без антракта. Разом. Как в кино. Вышли, сыграли и ушли». Пауза возникла совершенно жуткая. Я спрашиваю: «Ну, как вам эта идея?» Все молчат. Обращаюсь к Филатову: «Леня, ну ты же меня сюда звал. Не молчи, скажи что-нибудь». Он говорит: «Идея хорошая
Только тут очень важно, чтобы зритель
не обосрался». Это была вершина теоретической мысли, которую я слышал от Лени. И нынче страшно, потому что все эти годы мне очень не хватает теоретического гения Лени в области искусствоведения.
Дальше мы стали репетировать «Чайку», Леня играл Тригорина. Играл грандиозно! Хотя он не любил Чехова, Антон Павлович его раздражал. Тем не менее Леня по-товарищески согласился и великолепно играл. Он сидел в лодке, объяснялся с Ниной, кругом настоящая вода, и я говорю ему: «Леня, давай лезь в воду». И он берет руками свою ногу и перетаскивает ее через борт лодки. Я сделал замечание: «Леня, ты эту красочку убери на фиг! Тригорин не такой уж и старый, он еще крепкий, мощный мужик, который сто лет проживет. Именно поэтому на него так бабы кидаются». На что Леня, стоя почти по колено в воде, сказал: «Тригорин, может, и крепкий, а у меня чудовищно болит нога, и я по-другому не могу вытащить ее из лодки». Я возмутился: «Ты что, Леня, офигел? Почему это ты не можешь ногу вытащить?!» На что он сказал: «Да. Я офигел, но ногу вытащить не могу
» И вот с этого момента начался весь кошмар последних лет его жизни. Это пришло совершенно неожиданно, потому что Леня был здоровый, веселый человек, рассчитанный на сто пятьдесят лет жизни. Но вот в один момент он вдруг «офигел» и не смог вытащить ногу из лодки.
Читайте нас в Facebook