«Нам под силу изготовить микроскопическую — длиной одна десятая миллиметра — «подводную лодку», которую можно пускать по кровеносным сосудам»
В столице состоялась презентация совместного проекта Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и одного крупного частного киевского предприятия. На деньги этой фирмы коллектив ученых под руководством кандидата физико-математических наук Сергея Лебедя построил установку с уникальными возможностями — сканирующий ядерный микрозонд.
«Микрозонд способен работать, например, с клетками крови, — говорит Сергей Лебедь (на фото). — Покажу результаты одного из исследований. В данной клетке крови железо распределено неравномерно: в одной части его больше, чем в другой. Мы можем провести анализ практически любого вещества. Если в килограмме присутствует всего десятая часть грамма какой-либо примеси, мы эту примесь зафиксируем. Теперь работать на нашей установке будут и студенты Института высоких технологий (созданного в 2009 году для особо одаренной молодежи при университете имени Тараса Шевченко. — Авт.)«.
— Совместно с частным предприятием мы открываем учебно-научную лабораторию, — рассказывает ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Леонид Губерский. — Мы благодарны генеральному директору фирмы Николаю Толмачеву за то, что он согласился на этот проект.
— Часть прибыли наше предприятие вкладывает в научные разработки, — объясняет Николай Толмачев. — Микрозонд позволяет, не разрушая объекты, получать о них массу полезной информации.
— Подобных установок в мире около ста, но наша уникальная, ведь в ней воплощены несколько ноу-хау, — говорит Сергей Лебедь. — Ключевые части микрозонда, придуманные мной, в три раза дешевле, чем зарубежные аналоги. Вначале я построил подобный аппарат в Кракове, затем в Киеве. Сферы применения таких зондов самые разные. Приведу пример из зарубежного опыта. В один музей принесли старинный чайничек для заварки чая. Исследование показало, что вещь действительно антикварная, а вот ручка — современная. Человеку, продававшему музею чайник, пришлось признаться: «За целый предмет должны были дать больше денег, поэтому я отнес его к реставратору, и тот приклеил ручку».
С помощью нашего микрозонда я уже провел несколько исследований. К примеру, проверил, какие вещества появились в моей шевелюре после использования лечебного шампуня от перхоти. Оказалось, что волосы напитались значительным количеством серы, а также хлором, кремнием, алюминием.
Еще я изучил, что накапливается на бытовых фильтрах водопроводной воды. Больше всего на них собирается алюминия, затем идут сера, хлор, титан, железо, медь, цинк и даже мышьяк в малых количествах. Эти анализы мы проводили в Киеве, набрав воду в доме на улице Гонгадзе (бывшая Машиностроительная, Соломенский район). Такие исследования нужно провести во всех районах столицы, чтобы подобрать многоступенчатую систему фильтров для воды в конкретной части города. Важно также учесть: с загрязненных после долгого использования фильтров могут откалываться микрочастицы, в которых содержится большое количество вредных веществ. Глотнешь с водой такой осколочек — и отравишь свой организм. Поэтому в системе фильтров должен быть особый картридж для улавливания фрагментов фильтра.
*В открытии лаборатории приняли участие ректор Института высоких технологий академик Олег Третяк (крайний слева), ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Леонид Губерский (в центре) и меценат Николай Толмачев (третий справа)
То и дело вскрываются факты, когда торгуют фальсифицированными лекарствами, пытаются завезти в страну продукты питания (зерно, фрукты, овощи) с высоким содержанием тяжелых металлов, химикатов, канцерогенов. Наш сканирующий ядерный микрозонд способен даже по микроскопическому образцу определить подлинность лекарств, качество продуктов.
Сейчас мы закупаем оборудование для того, чтобы протонным микропучком сканера вырезать неимоверно малые изделия. Скажем, нам будет под силу сделать «подводную лодку» размером в одну десятую миллиметра. Такие «лодки» можно запускать по кровеносной системе, чтобы они доставляли к тромбам лекарства, разрушающие эти образования. Можно также будет делать особые фильтры, которые способны улавливать больные клетки крови, например, при малярии. Подобные фильтры несколько лет назад создали японские ученые.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
1337Читайте нас в Facebook