90(!)-летний ужгородец обратил в бегство 30-летнего двухметрового грабителя
Глядя на мое изумление, Михаил Федорович Кемень улыбается: «А вы, наверное, Илью Муромца ожидали увидеть?» Невысокий, примерно 165 сантиметров, дедушка и впрямь не похож на супергероя. Хотя, немного подумав, я вспомнил, что по легенде русский богатырь Илья Муромец тоже не был особо рослым. Зато что с врагами своими творил!
— Я всю жизнь проработал учителем, — рассказывает Михаил Кемень. — После войны время трудное было, преподавателей не хватало. А тут я подвернулся. Английский язык знаю, на латыни спокойно разговариваю. По истории книжку могу написать. Так что какие надо было предметы, такие и преподавал.
* «Я решил, что так просто грабителя с картинами моего друга не отпущу», — говорит Михаил Кемень, сохранивший в своем возрасте боевой задор молодости. Фото автора
Чтобы продемонстрировать свои знания, дед Миша начинает называть различные части тела на латыни. Память у него, несмотря на возраст, отменная. Узнав, что родители назвали меня в честь русского поэта Михаила Лермонтова, собеседник оживился: «Это мой любимый поэт». И тут же без запинки с выражением прочитал одно из стихотворений классика.
В родном Ужгороде Михаил Федорович в одночасье стал знаменитостью. На днях в его дом средь бела дня наведался грабитель. Хотел украсть ценные картины. Да не на того напал! Полчаса спустя изумленные горожане видели убегающего в ужасе со двора деда Михаила здоровенного двухметрового детину.
— И что, картины на самом деле такие ценные? — интересуюсь у дедушки.
— А как же! Правда, их стоимость пока никто не определял. Но за одну из этих картин мне уже предлагали 15 тысяч долларов.
— Ого! Какие-то знаменитые художники рисовали?
— Адальберт Мартон. Знаете такого? Лет семь назад умер в Венгрии. Он был старше меня, но мы с ним дружили. Мартон входит в плеяду таких знаменитых закарпатских художников, как Эрдели, Бокшай. Знаю, что за его картинами охотятся. В Ужгороде существует три основных вида воров. Те, что по подвалам лазят, те, что квартиры обчищают, и воры по картинам. Вот у меня в течение недели побывали сначала «подвальные», а потом и «картинные» воры.
Справка «ФАКТОВ»:
Мартон Адальберт Александрович,
1913-2005 гг. Украинско-венгерский живописец. Мастер закарпатского пейзажа и натюрморта. Родился 3 марта 1913 года в г. Клертон, США. В 1936 году окончил художественно-промышленную школу в г. Габлонци, Чехословакия. Педагоги: К. Май, Р. Флейснер, И. Прохазка. С 1937 года жил и работал в Ужгороде. С 1957 года участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Украины, России, Венгрии, США, Канады и Японии. На аукционах его картины продавали по цене от тысячи до 15 тысяч долларов. В 1972 году художник переехал в Венгрию, где и умер.
Захожу в маленький домик деда Михаила. Обстановка простая, даже бедная. Картин на стенах, кстати, нет.
— Милиция изъяла, — опережает мой вопрос Михаил Федорович. — Оценку будут делать.
— Так как к вам попали работы Адальберта Мартона?
— Перед отъездом в Венгрию он передал мне несколько своих полотен. Сказал, что, если надо, могу их продать. Но мне совсем не хочется продавать память о друге.
Чтобы как-то разрядить обстановку, дед Миша предложил выпить с ним по стаканчику спирта.
— Очень крепкий, — предупредил сразу. — Вообще-то, я почти не пью, но в лекарственных целях всегда пригодится, — и, смакуя, выпил полстаканчика неразведенного спирта.
— Да, здоровье у вас на зависть! — с уважением замечаю я.
— Да какое там здоровье в 90 лет! Уже не то. Но я вот выработал для себя одно правило. Если из рук что-то упадет — надо обязательно тут же поднять. Как для зарядки. Хотя другой на моем месте сказал бы, наверное: «А, потом подберу!» Не могу без дела сидеть. Я постоянно чем-то занят. Движение — это жизнь.
Незадолго до визита незваного любителя живописи воры обчистили подвал дома, в котором живет дед Миша.
— Все вынесли! — сокрушается дедушка. — Инструменты — дрели, молотки... Эх, для меня-то это все бесценно. Ведь постоянно в ходу. А они же на базаре даром все отдадут! Зато с того момента я стал более бдительным. Ворота металлические с шипами закрываю на замок. Если в подвал спускаюсь — входные двери запираю.
Михаил Федорович вспоминает, что незваный гость пришел к нему в три часа дня.
— Я на кухне был. Вдруг слышу — в двери: ба-бах! Раза три сильно ударили, и дверь повисла на одной петле. Я подумал, что это мой внук пришел, и говорю: «Роби! Зачем ты так шумишь?» Смотрю, а это совсем не Роби! Молодой парень лет тридцати, высокий, в спортивном костюме, метра под два ростом. Вошел на кухню и смотрит на меня. Наверное, он думал, что дома никого нет, и поначалу даже немного растерялся.
— А вы испугались при виде непрошеного гостя?
— Я уже и не помню! — лукавит дед Миша. — Может, и испугался. Но решил воспользоваться его замешательством и первым перешел в наступление. Говорю: «Тебе кто дал право врываться в мой дом?» Смотрю, он немного успокоился и перчатки надевает рабочие. «А я и не врывался, — говорит. — Там открыто было, и я вошел!» «Так дверь же с петель сорвал! Думаешь, так тебе обойдется?» «Не ломал я дверь! — уперся незнакомец. — Так и было!» «Нет, не было! — не отстаю я. — Дверь поломал! Кто мне теперь ее ремонтировать будет?» Смотрю, непрошеный гость начинает деньги отсчитывать. Пять гривен по одной бумажке. Думал, наверно, что я совсем слепой. Говорю: «Этих денег мало! Надо раз в десять, а то и в двадцать больше!»
— Ну и ну! — удивляюсь я. — Перед вами грабитель, в три раза моложе вас и выше на две головы, а вы с ним о поломанной двери торгуетесь?
— В тот момент я украдкой поглядывал на часы. Было три часа дня. В пять ко мне должен был прийти мой друг. Вот я и решил всеми правдами и неправдами время тянуть. Надеялся: друг придет — спугнет грабителя. Эх, пришел бы пораньше! Я что, думаете, не понимал, кто передо мной?
— А дальше-то как дело было?
— Гость начал самовольно расхаживать по дому. Я за ним по пятам хожу. Мол, по какому праву тут хозяйничаешь? А он ходит, все высматривает и мобильный телефон у уха постоянно держит, кому-то что-то говорит. Я ему: «С кем ты там все время по телефону говоришь?» А он: «С родственником твоим. Он сказал, что ты, дед, котел металлический продаешь». «Что за родственник? — спрашиваю. — Внук Роби, что ли?» «Точно! — обрадовался незнакомец. — Твой внук Роби!» — «Так дай с ним поговорить». Незнакомец спокойно протянул мне телефон.
Я в трубку: «Роби, это ты?» И слышу: «Да-да! Это я, Роби!» Но голос-то измененный и тихий. Не совсем на внука похож. Тогда я спрашиваю: «Внучок, а как твоего папу зовут? Я что-то подзабыл!» На том конце промолчали. Тогда я вернул бандиту телефон и спрашиваю: «Зачем обманываешь? Это не с моим внуком ты говоришь!» А гость в ответ: «Случайно, дом свой не продаешь?»
— Я думаю, что грабитель сразу же пришел ко мне за картинами, — говорит дед Миша. — Ума не приложу: может, кто навел его, а может, сам через окно заметил. У меня ведь занавесок нет, и если вечером включен свет — видно, что картины на стенах висят.
Прошел он, как хозяин, дальше в комнату, снял со стены самую маленькую картину, вытащил ее из рамки и за пазуху себе сует. Говорю: «А ну положь, где взял!» Как ни странно, послушался, но тут же начал снимать со стены картину, что побольше. «Продашь? — спрашивает меня. — Вот, смотри, даю задаток». И снова те самые пять гривен начинает отсчитывать. Когда понял, что не собираюсь ему ничего продавать, разозлился и ударил меня ногой в грудь. Я упал и ударился обо что-то головой. Ну, думаю, смерть моя пришла, сейчас ведь убьет! Что ему стоит? Подумал только: если убьет, то пусть сразу, чтобы я не остался калекой.
Увидев, что я зашевелился, бандит еще несколько раз ударил меня ногами по голове, по туловищу. Я, кажется, на какое-то время потерял сознание. Но совсем ненадолго.
— И кинулись за ним вдогонку?
— Решил, что так просто его с картинами моего друга не отпущу. Вы знаете, у меня телохранитель есть: Архангел Михаил. Я ему помолился. Вообще-то, меня даже
— Вот этот? — спрашиваю, указывая на топорик, валяющийся у меня под ногами.
— Нет, другой. Топоры у меня везде. Я их, можно сказать, коллекционирую. Чтобы когда понадобится — не ходить за ним далеко. Так я с топориком и вышел на улицу. Правда, бандит его не увидел — я руку за спиной спрятал.
Этот парень стоял около запертой на замок калитки. Две мои картины он держал в руках. Я понял, что грабитель ждет, когда за воротами меньше народу будет, чтобы перепрыгнуть через забор с добычей.
Увидев меня, бандит удивленно произнес: «Ты что, живой? Ну ты, дед, и оборзел!» Только повернулся спиной — я его топориком, еле до шеи ему достал. Но хорошо врезал. Кровь брызнула, картины заляпала... Парень словно с ума сошел. Как заревет, словно раненый зверь. Снова ногой меня в грудь ударил. Потом еще пару минут молотил меня лежащего ногами. Думал, что теперь прикончил. А я глаза открываю и начинаю снова вставать. Тут у него, видно, нервы не выдержали. За топор схватился. Мелькнула мысль: сейчас точно убьет. Но бандит вместо того, чтобы добить меня, перепрыгнул через забор и так, весь в крови, с топором, и побежал через дорогу. А там его напарник ждал. Судя по всему, цыган. Вместе куда-то удрали.
И тут я вспомнил этого длинного! Ведь он неделю сидел в кустах возле магазина, что напротив моего дома, и следил за мной!
— Кто милицию вызвал?
— Соседка увидела, как меня бьют во дворе моего дома, и позвонила. Да я и сам тоже позвонил. Правда, с перепугу попал к теще своего внука: «Меня чуть не убили, — кричу. — На помощь!» Ну и она тоже наряд вызвала.
Милиция приехала минут через пять. А часа через три обоих грабителей — и того, что у меня дома был, и того, что в кустах с телефоном сидел, — задержали в каком-то кафе.
— Они признали свою вину?
— Нет. В милиции говорят, что даже показания давать не хотят. А адвокат того, что меня бил, вообще заявление на меня накатал. Что я, мол, покупателя картин чуть топором не прикончил.
— Вы были на опознании грабителя?
— Был, да вот в лицо не узнал. Вижу-то я не очень хорошо. Показывают мне троих высоких мужчин. А они для меня все одинаковые. Говорю: «В лицо никого не узнаю. Но у того, кто ко мне врывался, на шее моя метка должна быть». Так и есть. У одного из этих мужчин на шее шрам оказался.
— Подозреваемых задержали по горячим следам. Помогли свидетели, — сообщила «ФАКТАМ» начальник пресс-службы Ужгородской городской милиции Людмила Феер. — Оказывается, главный подозреваемый — тот самый, что избивал деда Мишу, — живет в том же районе. Его местные жители узнали. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
— А что вы можете сказать о стоимости картин?
— Видимо, грабитель особо в живописи не разбирается, вот и взял то, что попалось под руку. На первый взгляд эти картины большой ценности не имеют.
— Но Михаил Федорович говорил, что ему предлагали за работу Мартона 15 тысяч долларов...
— Я знаю, что Мартон — знаменитый закарпатский художник. Возможно, в коллекции у дедушки есть и более ценные картины. Но, еще раз повторюсь, именно те полотна, которые хотел унести с собой грабитель, не имеют большой ценности. Настоящую оценку этим и другим работам даст искусствоведческая экспертиза.
Для кого именно воровались картины, официально пока не сообщается. Однако, как стало известно автору этих строк, на подозрении у милиции руководитель одной из общественных организаций Ужгорода.
Между тем для Закарпатья кражи картин не редкость. Пропажей одного-двух полотен тут уже никого не удивишь. Так, несколько лет назад в селе Монай Ужгородского района из дома
Читайте нас в Facebook