ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер Ева Нейман: «Для Екатерины Голубевой роль в моем фильме стала последней»

8:00 1 декабря 2012
режиссер Ева Нейман
В Таллине на 16-м Международном кинофестивале «Темные ночи» Гран-при, а также награду за лучшую операторскую работу получила украинская картина «Дом с башенкой»

Кинофестиваль «Темные ночи» является одним из крупнейших кинособытий Северной Европы. В этом году на нем было представлено 600 киноработ из 66 стран мира, в том числе 270 полнометражных картин.

Имя 38-летней Евы Нейман ассоциируется с известным писателем Фридрихом Горенштейном — автором сценариев «Соляриса» Андрея Тарковского и «Рабы любви» Никиты Михалкова. Рассказы писателя «Старухи» и «Разговор», написанные в 60-е годы минувшего столетия, легли в основу сценария первого художественного фильма Евы «У реки». Новая лента украинского режиссера «Дом с башенкой» создана по автобиографическому рассказу Горенштейна.

«В дороге мать мальчика умирает, а он продолжает свой путь к дому с башенкой»

— После окончания Берлинской академии кино и телевидения вы стажировались на Одесской киностудии, на съемках фильма Киры Муратовой «Второстепенные люди». Вас можно называть ее ученицей?

— С Кирой Георгиевной у нас добрые отношения. Она — благородный человек, помогала, когда все от меня отвернулись и было тяжело. Тогда Муратова приняла самое активное участие в моей творческой судьбе. Естественно, я очень признательна Кире Георгиевне. Муратова — мэтр кино, у нее, конечно же, есть чему учиться. Не скрою, мне льстит быть соратницей, единомышленницей Киры Муратовой. Вместе с тем я стремлюсь идти своей дорогой.

РЕКЛАМА

Учителей у меня наберется много: и немецкие преподаватели, и практики из ряда европейских стран. И муж, мой коллега, давший мне очень и очень многое для подлинно творческой работы в кино. Хотя сам он считает, что все дала ему я.

— Снятые вами документальные киноленты «Пути Господни» и «Все по-старому» отмечены на Роттердамском кинофестивале имени Г. Балса и международном фестивале документальных фильмов «Контакт». Почему же решили снимать художественное кино?

РЕКЛАМА

— Прочитав произведения Фридриха Горенштейна, поняла: это мое. Фильм «Дом с башенкой» я мечтала снять в течение десяти лет. Речь в ленте идет о том, как мать с сыном пытаются освободить или хотя бы увидеть арестованного отца. Им ничего не удается, и, потеряв надежду, мать решает вернуться домой. Однако началась война, и поезд по переведенным стрелкам направился на восток, в эвакуацию. В дороге мать поняла, что может погибнуть, поэтому единственная ее цель теперь — сохранить жизнь сыну. Женщина все время пытается объяснить маленькому мальчику, что ему следует делать, если с ней что-то случится. Она многократно повторяет, что он должен попасть на улицу, на которой они всегда жили, и найти там дом с башенкой... На неизвестном полустанке их снимают с поезда, поскольку у женщины тиф. Она вскорости умирает, а мальчик остается один на один со своим горем. Среди чужих людей. Доверившись незнакомцам, паренек продолжает путь домой, к тому самому дому с башенкой...

*Для роли больной тифом мамы мальчика Екатерина Голубева побрила голову. Кадр из фильма «Дом с башенкой»

РЕКЛАМА

— Московские киношники нередко приезжают снимать в Украину, вы же пригласили в свою картину российских актеров Марину Полицеймако, Альберта Филозова, Екатерину Голубеву...

— Не ставила целью сосредоточиться на именах. Просто всегда хочется, да и интереснее работать с профессионалами. Ведь на площадке желательно иметь дело с единомышленниками. Одна из старейшин Театра на Таганке, супруга Семена Фарады Марина Полицеймако — личность творческая, но очень послушная. Она делала на площадке намного больше, чем изначально задумывалось. Словом, мы работали на одной волне.

Очень убедительно сыграл инвалида один из наиболее ярких украинских актеров Виталий Линецкий. Этого персонажа (как, впрочем, и всех остальных героев картины) воспринимаешь не через его реплики, а прежде всего по молчанию, мимике. Суть рассказывается без слов, что стало возможным благодаря прекрасной актерской игре.

«Я долго искала мальчика с глубоким и взрослым взглядом. Наконец встретила воспитанника интерната Диму Кобецкого»

— Отыскать профессионала на главную роль, наверное, было просто нереально?

— Вы абсолютно правы. В поисках подходящего претендента мы объехали много школ, интернатов. Не скрою, просмотрели много деток, включая тех, кто снимался и у Киры Муратовой. Пробовались и ребята из Белоруссии, например, из Минска. Я долго искала мальчика, у которого был бы от природы глубокий и взрослый взгляд. И в конце концов встретила такого — девятилетнего Диму Кобецкого. Он, как и его герой в фильме, обделен судьбой — воспитывается в интернате. Как-то сразу поняла, что мы можем сработаться, и спросила: «Хочешь сниматься в кино?» Дима буквально остолбенел, нужно было в тот момент видеть его глаза!

Мальчик, герой которого в фильме потерял маму, в действительности видит свою мать нечасто. На премьере Диму сопровождал дедушка. Давая первое в жизни интервью, Дима сознался: «Так хотелось позвонить бабушке и сообщить, что меня взяли в кино, но на телефоне денег не хватало». Он очень забавный, откровенный парнишка. Как-то сказал: «Раньше я думал, что работа актера совсем простая, легкая. Сейчас понял, что это не так, но мне все равно нравится. Люблю ходить в гриме перед камерой». Помимо Димы, в фильме снимаются еще двое детей: шестилетний одессит, который играет девочку, и маленькая киевлянка Кира, снявшаяся в роли внучки дворника.

Для этих ребят съемки в картине стали первыми, а вот для Екатерины Голубевой — исполнительницы роли Диминой матери — последними. Актрисы не стало спустя несколько месяцев после окончания съемок. Для образа смертельно больного человека в кино 44-летняя актриса даже побрила голову. Почему, будучи еще совсем молодой, Голубева ушла из жизни, неизвестно. Возможно, роль в картине стала знаком судьбы...

Особенность актерского мастерства актрисы заключалась в том, что она не «надевала маску» своего персонажа, а буквально физически вживалась в роль. Фатальность ее героини в ленте «Дом с башенкой», наверное, не прошла мимо личной судьбы Екатерины.

— Как вам удалось отыскать «натуру» старой Одессы?

— Собирали, можно сказать, по кусочкам. Съемки проходили в Интернациональном переулке, Грековке (художественное училище имени Грекова. — Авт.), Глазном госпитале на Успенской и в старом рыбном корпусе Нового рынка. Заброшенные здания снимали на одном из местных заводов. Санаторий «Черное море» и Дюковский парк превратили в железнодорожную станцию. Этот парк также «сыграл роль» Привокзальной площади, где стоит тот самый дом с башенкой...

1427

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров