Около полудня 27 декабря в один из корпусов Черновицкого медуниверситета зашел пожилой мужчина, и сразу же в холле… прогремел взрыв. Оказалось, у мужчины при себе была граната. К счастью, в тот момент шли занятия, и никто серьезно не пострадал. Сам подрывник погиб на месте. Уже вечером сотрудники милиции установили личность погибшего и выдвинули предварительную версию произошедшего: скорее всего, пенсионер пришел, чтобы свести счеты с одним из преподавателей, с которым давно конфликтовал.
И вот стали известны подробности этой истории.
«Это чудо, что в момент взрыва шли занятия и в холле не было привычного столпотворения»
Когда в здании университета на улице Кобылянской прогремел взрыв, не все даже поняли, что произошло.
— Внезапно мы услышали сильный грохот, будто упало что-то очень тяжелое, — рассказала «ФАКТАМ» студентка университета Ирина. — Я находилась в аудитории, у нас шла лекция. Кто-то в коридоре закричал, что произошел взрыв… Когда мы выбежали из кабинета, в холле уже собралось много людей. Одни вызывали милицию, другие звонили в МЧС. Холл был задымлен. Издалека наблюдая за происходящим, я не сразу разглядела, что на полу у входа лежит человек. А потом к нему подошла женщина и громко закричала: «Господи, помилуй! Он взорвался!».
— Это чудо, что в момент взрыва шли занятия и в холле не было привычного столпотворения, — качает головой сотрудница университета. — Иначе наверняка были бы жертвы. Немного пострадали студент и наша сотрудница, проходившие мимо. К счастью, повреждения оказались незначительными. Их отвезли в больницу, но госпитализация не потребовалась. По словам дежурного на вахте, подорвавшийся мужчина никому не угрожал. Он просто попытался зайти в помещение, а когда охранники его не пустили, остановился в холле и… взорвался.
На вопрос о том, кто этот мужчина, в пресс-службе вуза ответили, что не имеют ни малейшего понятия. Дескать, в университете этот человек не работал.
Вечером того же дня в пресс-службе Черновицкой областной прокуратуры уточнили: подрывником был
— Мы провели тщательный обыск по месту жительства и месту работы погибшего мужчины, — рассказал Александр Демидов. — Ни гранат, ни оружия не нашли. Поэтому утверждаю, что это была случайная смерть, а не террористический акт. Раньше пожилой мужчина был председателем одного из садовых товариществ в Черновцах.
Интересно, что накануне ЧП один из преподавателей Черновицкого университета (именно тот, с которым, по версии правоохранителей, конфликтовал погибший) обратился в милицию с заявлением, якобы ему угрожают. По этому поводу бывшего председателя садового товарищества Петра Кожемякина пригласили на беседу в райотдел.
— Ему назначили встречу на 14.00 27 декабря, — сказал Александр Демидов — Но за два часа до этого мужчина пошел в университет к своему оппоненту, где случайно смертельно травмировался от гранаты. Милиция не успела оперативно среагировать на жалобу преподавателя, потому что у нас таких заявлений зарегистрировано больше шести тысяч. Невозможно отреагировать на все мгновенно…
«Он оставался членом садового кооператива и занимался адвокатской деятельностью, защищая людей, у которых возникали проблемы с землей»
По словам Александра Демидова, погибший хотел незаконно вывести земельный участок из садоводческого фонда и перевести в жилой. С этим вопросом его направили к преподавателю медицинского университета, поскольку тот на добровольных началах является новым председателем садового товарищества. Однако преподаватель якобы объяснил, что в полномочия председателя товарищества это не входит. Для вывода участка необходимо решение сессии городского совета. С тех пор, по версии милиции, у пенсионера с преподавателем начался конфликт, который перерос в нешуточную вражду.
— Неприязненные отношения между ними продолжались около десяти лет, — добавил прокурор Черновицкой области Петр Коваль. — Сейчас проверяется деятельность преподавателя в качестве председателя садового товарищества. Мы опросили ряд свидетелей, которые также являются членами этого товарищества. Следствие продолжается.
При этом правоохранители уверены, что бывший пограничник (несмотря на опровержения погранслужбы, мужчина, по словам прокурора Черновицкой области, раньше таки служил в пограничных войсках) не хотел приводить гранату в действие, а взял ее только для того, чтобы напугать преподавателя. Где пенсионер раздобыл гранату, в милиции не сообщили, сославшись на тайну следствия. Уже известно, что такая граната была принята на вооружение советской армией в 1954 году. Дальность поражения составляет тридцать метров. Это наступательная граната, которая использовалась в сухопутных войсках.
— Мужчина пронес гранату за поясом, — уточнил начальник областной милиции Александр Демидов. — Об этом свидетельствуют травмы живота. Вследствие взрыва погибшему вырвало грудную клетку и разорвало брюшную полость, оторвало часть левой руки.
У пенсионера остались
Что же могло спровоцировать пенсионера на столь радикальный поступок? И действительно ли взрыв был случайностью? Разбираясь в этой непростой истории, корреспондент «ФАКТОВ» связалась с другом Петра Кожемякина Олегом.
— Честно говоря, поступок Петра Фомича всех поверг в шок, — говорит Олег. — Это был один из самых честных и порядочных людей, которых я знал. Он не был импульсивным, наоборот, всегда действовал четко и обдуманно. И терпеть не мог несправедливости. Именно из-за этого у него и начался конфликт с нынешним председателем садового кооператива Григорием Жарковским. Петр Фомич даже написал об этом несколько книг. Наверное, сказалась военная привычка писать рапорты, отчитываясь о каждом своем действии. В этих книгах Петр Фомич подробно описывал все, что с ним происходило последние несколько лет. Писал и о Григории Жарковском.
— В милиции сказали, что их конфликт длился десять лет.
— Это действительно давняя история. Все началось, когда Петр Фомич еще был председателем кооператива и поднял вопрос об исключении из его состава одного пенсионера. Это было справедливо, потому что пожилой мужчина забросил свой участок и не реагировал на замечания. Но узнав, что его исключают, пенсионер начал просить, чтобы участок ему оставили. Тут же стал приводить свою землю в порядок, объяснил, что не мог ухаживать за землей из-за болезни. Петр Фомич решил пойти на уступки и возобновить дедушку в членах кооператива. Но не успел — в тот момент на его место пришел преподаватель медуниверситета Григорий Жарковский. Петр Фомич попросил Жарковского вернуть тому мужчине землю. Даже собрал подписи других членов кооператива. Но Жарковский не захотел и, увидев, что дед не оставил свой участок, направил к нему наряд милиции. Милиционеры, по словам Петра Фомича, не стали церемониться — сразу пустили в ход кулаки и дубинки. Старенького дедушку избили и обвинили в захвате чужой территории. Петра Фомича этот случай выбил из колеи. Как я уже говорил, он терпеть не мог несправедливости, а тут избили пожилого человека…
«Дача Кожемякина загорелась… из-за прямого попадания солнечных лучей»
— Петр Фомич пытался поговорить с Жарковским, но слова не действовали, — продолжает Олег. — Он начал поднимать вопрос о защите прав дедушки на собраниях кооператива. Даже попросил меня помочь ему подготовить документы в суд. Я говорил ему не принимать все так близко к сердцу, но Петр Фомич не мог по-другому. Конечно, Жарковскому это не нравилось. «Он пытается давить на меня, — рассказывал Петр Фомич. — При всех унижает, показывает, что я здесь никто. Однажды сказал, что сделает мою жизнь невыносимой. Какое он имеет право так обращаться со мной и с этим стариком?» Конечно, все это выматывало его. Но Петр Фомич всегда держал слово. Так и здесь: он пообещал человеку вернуть его участок, вот и продолжал бороться. У него не было никакой личной выгоды: ведь у самого — прекрасный приватизированный участок, место в кооперативе. Он хотел защитить старика.
В результате Петру Фомичу подожгли дачу. Возгорание произошло на рассвете, это был явно поджог. Он просил расследовать случай, но все закончилось тем, что сотрудники МЧС дали справку: дом загорелся… из-за прямого попадания на него солнечных лучей. Петр Фомич прекрасно понимал, чья это работа. Ему не раз передавали приветы от Жарковского, больше напоминавшие угрозы.
Вернуть землю дедушке не получалось. А Жарковский, по словам Петра Фомича, всеми способами выживал его из кооператива. В какой-то момент Петр Фомич уже сам был готов уйти. Но для него было важно организовать собрание, на котором он, по всей видимости, хотел рассказать, почему уходит. Жарковский всячески пытался этому воспрепятствовать. Доведенный до отчаяния Петр Фомич в своей последней книге написал: «Возьму гранату, обниму тебя и выдерну чеку». Он прямо писал, что адресует эти слова Жарковскому. И тот подал заявление в милицию об угрозах. Если бы сотрудники милиции подошли к этому заявлению основательно, возможно, трагедии не произошло бы. Да что там говорить, всем нам нужно было серьезнее к этому отнестись. И милиционерам следовало не вызывать Петра Фомича на допрос (а все мы знаем, как в райотделах относятся к тем, кого допрашивают), а прийти к нему, поговорить. Уверен, его удалось бы успокоить. А новость о том, что его вызывают на допрос как какого-то преступника, Петра Фомича только добила. И он пошел на радикальные меры.
Не думаю, что взрыв был случайностью. Я тоже неплохо владею оружием и знаю: привести в действие такую гранату не так-то просто. А Петр Фомич на нее лег. Он сделал это специально, чтобы никого не травмировать осколками. Зачем? Одному Богу известно. Думаю, это был знак протеста и отчаяния, но ни в коем случае не теракт. Ему надоели унижения со стороны Жарковского, плюс ситуация с поджогом дачи, невозможность что-то кому-то доказать… Петр Фомич не привык так жить. Он был уверен, что все и всегда должно быть честно. Я не раз говорил ему, что так не бывает, но он и слушать не хотел. Даже когда он ходил в суды по поводу того дедушки с земельным участком, я иногда предлагал ему: мол, скажите в суде так-то и так-то, вам так будет выгоднее. О чем разговор?! Петр Фомич наотрез отказывался что-либо додумывать, говорил только правду. Однажды ему нужно было объехать по делам город, и он занял у меня двести гривен. Таксист дал ему двадцать гривен сдачи. Так Петр Фомич на ночь глядя, добираясь маршрутками и троллейбусами, поехал возвращать мне эту сдачу.
«ФАКТЫ» попытались связаться с Григорием Жарковским, но в университете нам ответили, что этот человек у них больше не работает. В садоводческий кооператив мы не дозвонились — никто не брал трубку.
— Я так понял, Жарковского уволили задним числом, — сказал друг погибшего Олег. — Потому что когда Петр Фомич взорвал гранату, Жарковский был в университете, вел занятия. А после этого случая как в воду канул. С тех пор ни в кооперативе, ни в университете его не видели.
Читайте нас в Facebook