Сделки с недвижимостью по-новому: право собственности лучше зарегистрировать заранее
Новый год начался с масштабных изменений в порядке перехода и регистрации прав собственности на недвижимость и землю. «ФАКТЫ» уже сообщали о некоторых новшествах и проблемах, с которыми столкнулись люди. Так, в последнее время в редакцию все чаще звонят читатели и жалуются на сложности с оформлением договоров купли-продажи или дарения домов и квартир. Например, житель Одессы рассказал, что после новогодних праздников продавал дом. Сделка состоялась, но продавец с покупателем провели у нотариуса чуть ли не весь рабочий день, пока нотариус оформил необходимые документы и осуществил процедуру регистрации. И таких жалоб довольно много.
О том, как теперь проводится оформление перехода права собственности на недвижимость, «ФАКТАМ» рассказала нотариус, член методического совета Нотариальной палаты Украины Людмила Шандыба.
— Я не могу сказать, что нотариусы были в восторге от новых функций регистратора прав собственности. Ведь это не только большой объем работы, но и очень высокая ответственность, — отметила Людмила Шандыба. — Если раньше на оформление сделки уходил примерно час, то удостоверение первого договора в нынешнем году заняло около трех часов. Осложнения были вызваны техническим сбоем в процессе доступа к базе данных реестра, нам пришлось вызвать инженера. Многое зависит и от количества участников сделки. Например, на второй договор, в котором указывались только один продавец и один покупатель, мы потратили полтора часа. А на днях сделку, в которой участвовали три продавца, завершили за два с половиной часа, так как право собственности каждого из них фиксируется отдельным документом.
Но есть в нынешней ситуации и явные преимущества. По словам одного из продавцов квартиры, не надо теперь в пять утра занимать очередь в БТИ или платить за место в очереди. Не приходится стоять целый день в узких коридорах, а можно удобно сидеть в приемной у нотариуса. Покупатель же, который по завершении сделки получил на руки правоустанавливающие документы, не мог поверить, что больше никуда не нужно идти и отдельно регистрировать бумаги. Теперь покупатель, выходя из кабинета нотариуса, уже является полноправным владельцем недвижимости. А раньше между подписанием договора и регистрацией права собственности проходило несколько дней, и это, конечно, создавало ряд неудобств.
— Что делать, если продавец имеет все правоустанавливающие документы на квартиру, но в реестре информации о ее собственнике нет?
— Еще до оформления сделки сведения об объекте недвижимости и владельце обязательно должны быть в едином реестре. К сожалению, пока далеко не все объекты внесены в эту базу данных. И во время заключения сделки купли-продажи нотариусу приходится тратить немало времени на то, чтобы сначала внести в реестр информацию о собственнике квартиры, то есть продавце. Поэтому я советую людям, планирующим в будущем продавать, дарить или завещать недвижимость, заранее обратиться в территориальное отделение Укргосреестра и зарегистрировать свое право собственности. Особенно в случае завещания, поскольку у наследников могут возникнуть проблемы с оформлением недвижимости.
— Как теперь выглядит процедура сделки купли-продажи недвижимости?
— Сделку можно условно разделить на три фазы. Первая — внесение информации о продавце в реестр прав собственности на недвижимость. Сначала продавец пишет заявление с просьбой внести данные в реестр и оплачивает эти услуги. Нотариус заполняет и распечатывает карточку приема заявления и решение о госрегистрации. Затем проверяет, не находится ли квартира под арестом, и только после этого регистрирует право собственности продавца.
Вторая фаза — заключение договора купли-продажи квартиры или дома. Третья — внесение в реестр информации о новом владельце, то есть о покупателе, и выдача ему выписки, подтверждающей его право собственности. Все это делается последовательно, но в один день, за один прием. Пока нотариус выполняет первую фазу, продавец и покупатель знакомятся с проектом договора купли-продажи.
Но не забывайте, что нотариус проводит и подготовительную работу. Когда к нам приходят продавец и покупатель недвижимости, мы первым делом проверяем паспорта участников сделки. Затем — все документы на квартиру, выясняем, сможем ли приступить к оформлению договора, и при необходимости делаем запрос в БТИ.
Приведу несколько примеров. На днях ко мне пришел дедушка, который хотел подарить своему внуку квартиру, полученную от застройщика. Поскольку это новое жилье, информация о собственнике в реестре уже была и дедушка имел выписку из реестра. Поэтому первую фазу мы пропустили, быстро подписали договор дарения и внесли в базу информацию о новом собственнике. Все заняло около часа.
В другом случае продавалась квартира, свидетельство о праве собственности на которую было выдано в 1997 году в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда». Ни о каком электронном реестре тогда еще и речь не шла. В документе не было указано ни количество комнат, ни размер жилой площади. В таких свидетельствах записывалась только общая площадь квартиры. Поэтому возникла необходимость получить более подробную информацию о жилье. Я сделала запрос в БТИ и рекомендовала оформить новый технический паспорт. Следует отметить, что за БТИ осталась функция проведения технической инвентаризации. Оказалось, что уточненные параметры, на основании которых я затем составляла договор купли-продажи, существенно отличались от тех, что фигурировали в свидетельстве на право собственности.
Зачастую нотариус делает запрос в БТИ даже в том случае, если у продавца есть на руках правоустанавливающие документы. Объясню почему. Допустим, когда-то свидетельство о праве собственности на квартиру было потеряно. Владелец получил дубликат и зарегистрировал его в БТИ до 1 июня 2010 года, то есть до запуска электронного реестра. Учтите, что после выдачи дубликата свидетельства о праве собственности оригинал становится недействительным. А теперь представьте, что к нам приходит продавец с оригиналом договора, который уже недействителен, но из-за отсутствия информации в реестре нотариус об этом не знает. То есть возникает огромный риск как для покупателя, так и для нотариуса, несущего материальную ответственность. Именно поэтому я считаю, что в тех случаях, когда документы о праве собственности продавца не внесены в электронный реестр БТИ, целесообразно убедиться, не зарегистрирован ли за это время дубликат правоустанавливающего документа. Тем более что закон позволяет нам требовать дополнительные документы при сделках купли-продажи недвижимости, право собственности на которую оформлялось до 1 января 2013 года.
— Может покупатель проверить, была ли сделана перепланировка приобретаемой квартиры, и вообще получить техническую информацию о жилье в момент нотариального заверения сделки? Ведь техпаспорт на квартиру уже не обязательно предъявлять и обновлять.
— Да, без БТИ вопрос перепланировки проверить невозможно. Поэтому теперь за этим должен следить сам покупатель и либо настаивать на предоставлении соответствующего документа, либо самостоятельно проверять состояние квартиры. Но нужно помнить, что после подписания договора купли-продажи все претензии, в случае выявления факта перепланировки, будут предъявлены новому владельцу, то есть покупателю. Это обязало нотариусов дополнительно внести в договор пункт о том, что в квартире не проводились самовольное переоборудование или перепланировка.
— Людмила Ивановна, сегодня часто можно слышать нарекания, что помощники нотариусов не умеют работать с единым реестром. Они не проходили обучение?
— Обучение проходили все нотариусы, а для помощников проводились специальные семинары. Кроме того, еще несколько месяцев назад на наши компьютеры была установлена учебная программа для работы с реестром. Она почти не отличается от полноценной версии, и ее осваивали и нотариусы, и их помощники. Однако коды доступа к базе данных имеют, как правило, только нотариусы. Нотариус может входить в реестр исключительно в связи с совершением нотариального действия. Например, для получения выписки или изменения собственника на основании нотариально заверенного договора. То есть каждый вход в реестр должен быть обоснован документально, и это контролируется Минюстом. Следовательно, обратиться с вопросом о регистрации права собственности на недвижимость (без продажи квартиры) можно только в региональное отделение регистрационной службы.
— Сколько придется платить за нотариальное оформление сделки и регистрацию прав собственности?
— Если в сделке участвует один продавец и один покупатель, то первый платит по квитанциям 310 гривен, а второй — 322 гривни (с учетом услуг банка). Кроме того, оплачиваются услуги нотариуса. Сумма зависит от многих фактов. Например, стоимость нотариальных услуг по удостоверению договора с тремя участниками составляет около 1 тысячи 500 гривен. Бывают сделки, при которых плата за услуги вовсе не взимается. Но в среднем она составляет около тысячи гривен.
Хочу отметить, что новый порядок оплаты тоже заметно продлевает процедуру оформления сделки. Раньше нотариус имел право принимать все платежи на месте, а потом раз в месяц перечислять средства на соответствующие счета. Теперь оплата регистрации должна быть произведена в тот же день, когда осуществляется сама регистрация права собственности. То есть и продавец, если его право собственности регистрируется до сделки, и покупатель обязаны через учреждение банка внести госпошлину и оплатить услуги по получению информации из госреестра.
— Как вы считаете, введение нового порядка регистрации недвижимости положительно скажется на защищенности прав владельцев?
— Время покажет. Давайте к этому вопросу вернемся через полгода или год. Как говорится, практика покажет. Станут возникать вопросы, на них будут находиться ответы. Конечно, ко всему новому люди обычно относятся настороженно. Да и в работе реестра есть шероховатости. Он пока только наполняется. Но я думаю, что в ближайшее время будут учтены ошибки и возникшие проблемы удастся решить. Главное, что теперь вся процедура перехода права собственности осуществляется в одном кабинете и людям не приходится бегать по разным инстанциям и стоять в очередях.
Должна сказать, что департамент нотариата Минюста и Нотариальная палата Украины постоянно мониторят режим работы госреестра, изучают недостатки в программе. Закон уже действует, и следует его выполнять, а не обсуждать, и совместными усилиями с Минюстом и Нотариальной палатой делать все возможное, чтобы работа с госреестром была комфортной и для нотариусов, и для посетителей.
137710Читайте нас в Facebook