ПОИСК
Культура и искусство

Внучка художника Михаила Нестерова: «Когда вхожу во Владимирский собор, на глазах появляются слезы»

7:30 16 мая 2013
художник Михаил Нестеров
В Третьяковской галерее открылась выставка известного живописца, на которой представлены эскизы к росписям знаменитого киевского храма

Около трехсот произведений Михаила Нестерова из 24 музеев России, Украины, Белоруссии и десяти частных коллекций представлены в Третьяковской галерее на выставке, которая посвящена 150-летнему юбилею художника. В экспозиции можно увидеть эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве, церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Троицкого собора в Сумах, а также знаменитые полотна «На Руси (Душа народа)», «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею».

*Одна из знаменитых работ Михаила Нестерова, которую можно увидеть во Владимирском соборе, — «Святая Ольга»

Необычайно интересна и галерея портретов, в которой после революции Михаил Нестеров запечатлел цвет советской интеллигенции: художника Виктора Васнецова, физиолога Ивана Павлова, скульптора Веру Мухину, архитектора Алексея Щусева...

Многие произведения экспонируются впервые после проведения сложнейших реставрационных работ. Ряд ценных живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова художнику кино Ирине Шретер и семье архитектора Алексея Щусева, друга и соратника Михаила Нестерова.

РЕКЛАМА

В эти же дни в Москве на предаукционной выставке аукционный дом MacDougall’s представил уникальное полотно Михаила Нестерова «Странники. За Волгой» — последнее из остававшихся в частных руках из знаменитого цикла «Путники». В начале 1920-х годов Михаил Нестеров создал целую галерею образов Спасителя, идущего по свету в виде простого путника. Опасаясь за судьбу полотен, созданных вразрез атеистической идеологии строителей коммунизма, художник прятал их за высокой спинкой старого дивана...

О судьбе Михаила Нестерова «ФАКТАМ» рассказала его внучка Мария Титова.

РЕКЛАМА

«Мама положила бездыханного младенца к иконе. Молилась, и ребенок... ожил»

— В Киеве Михаил Васильевич прожил двадцать лет — с 1890-го по 1910 год, — рассказывает Мария Ивановна. — И очень любил этот город, куда приехал по приглашению Адриана Прахова (профессор, историк искусства и археолог. — Авт.) расписывать Владимирский собор. Вот как описывал свои впечатления от увиденного во время первого визита: «Подъезжая к Днепру, устремился к окну и увидал действительно прекрасную картину: высокий берег Днепра был покрыт садами; среди этих южных садов, пирамидальных тополей то там, то здесь сверкали золотые главы монастырей, их называли мне мои спутники. Вот Выдубицкий, вот Лавра, ее собор, знаменитая лаврская колокольня, вот там — пещеры, а дальше еще какие-то церкви. Проехали мост, начались окраины, разные Соломенки, Демиевки и прочие. А вот там ряд синих куполов: это новый Владимирский собор. Я жадно впиваюсь в него, ведь он-то и был целью моей поездки. В нем сейчас совершалось великое дело: там Виктор Васнецов творил своим огромным талантом чудеса».

Михаил Васильевич был глубоко верующим человеком. Искусство росписи соборов он постигал в Италии, куда поехал на деньги, полученные от Третьякова за несколько своих полотен. Флоренция, Равенна, Рим оставили неизгладимые впечатления. В Киеве работал с большим вдохновением. Его известные работы во Владимирском соборе — «Рождество», «Воскресение Христово», «Святая Ольга», «Святая Варвара», которую он писал с Лели Праховой — дочери Адриана Прахова, и многие другие. И после завершения росписи Михаил Васильевич продолжал жить в Киеве, где обрел много друзей. В частности, очень подружился с Адрианом Праховым и Виктором Васнецовым. Приятельствовал и с Михаилом Врубелем. Дружба с Виктором Васнецовым продолжалась и после переезда в Москву. Нестеров написал портрет Васнецова перед смертью Виктора Михайловича на фоне икон в его доме. В Киеве Михаил Нестеров, кстати, создал знаменитую свою картину «Святая Русь». Жил и мастерскую имел на нынешней улице Банковой.

РЕКЛАМА

— Внучатая племянница Виктора Васнецова рассказывала мне о чудесном спасении ее деда. Сорвавшись с лесов во время работы под куполом Владимирского собора, он чудом зацепился холщовой курткой за металлический крюк. Вспоминая об этом случае, говорил, что его хранил Господь. А в жизни Михаила Нестерова случались чудеса?

— В детстве (было ему около года) он заболел и находился при смерти. Как описывал в своих воспоминаниях, матери его вдруг показалось, что он уже не дышит. Даже поехали заказывать на кладбище могилку. Мама, очень религиозная женщина, положила бездыханного младенца к иконе, которая была у них дома. Молилась, и ребенок... ожил: задышал и очнулся. Это было настоящее чудо. Ведь все дети в семье умирали в младенчестве.

— Трагически ушла из жизни и первая жена художника...

— Марья Ивановна, которой было 23 года, умерла через три дня после родов. Накануне, как описал Михаил Нестеров в своей автобиографической книге, они отпраздновали его успех — получение Большой серебряной медали, были полны надежд, гуляли с женой в Сокольниках.

Рождение дочери Ольги стало, по его словам, самым счастливым событием в жизни.

«Я бродил, помню, по набережной Москва-реки, не веря своему полному, абсолютному счастью, упиваясь им, строя в своем восторженном состоянии планы один другого счастливее, радостнее», — писал он. А утром узнал, что за ночь у Марьи Ивановны появились тревожные признаки — родовой сепсис. Жена умирала на глазах, и помочь ей никто не мог. Ее не стало в Троицын день.

*Полотно Михаила Нестерова «Странники. За Волгой» было выставлено на аукционе MacDougall’s за несколько миллионов долларов (фото предоставлено аукционным домом MacDougall’s)

«Я остался с моей Олечкой, а Маши уже не было, не было и недавнего счастья, такого огромного, невероятного счастья. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Наступило другое, страшное, непонятное. Как пережил я эти дни, недели, месяцы? Похоронили мою Машу в Даниловом монастыре, на той дорожке, где лежал другой дорогой мне человек — учитель мой В. Г. Перов. Еще на Пасхе мы с Машей были здесь у Перова, сидели, говорили, а теперь вот и она тут лежит... Так все скоро, так все неожиданно, страшно», — вспоминал Михаил Васильевич.

Малышку Ольгу забрала на время старшая сестра Михаила Васильевича Александра. Он много писал образ покойной жены, которую очень любил. Говорил, что именно после ее смерти родился как художник. Ольга Михайловна — моя тетя. Она, кстати, училась в киевском институте благородных девиц. А ее классная дама стала второй женой Михаила Васильевича. Они поженились в 1902 году. В этом браке родилось несколько детей, в том числе моя мама — Вера Михайловна.

«Сталинскую премию Михаил Нестеров получил за серию портретов, — в первую очередь, за портрет физиолога Ивана Павлова»

— Каким вы запомнили своего знаменитого деда?

— Мне было пять лет, когда он умер. Но помню его хорошо. Он был замечательным дедушкой, очень любящим. Хотя я была маленькой, запомнила его наставления — учиться и жить по христианским заповедям. Мечтал, чтобы я стала врачом, приводя в пример жену Васнецова. Так и получилось. Михаил Васильевич очень уважал врачей — не случайно создал целую галерею их портретов: физиолога Павлова, хирурга Юдина...

— Какие подарки дарил вам в детстве?

— На Новый год для нас устраивалась елка. Она всегда украшалась красивыми игрушками. А когда Михаил Васильевич получил Сталинскую премию (в 1941 году. — Авт.), нам с сестрой, своим внучкам, купил на Рождество кроватки для кукол со всеми принадлежностями. Они были достаточно большие — такие, что мы могли в них поместиться сидя. А на матрасиках написал «Таня» и «Маша», чтобы не ссорились, где чья кроватка.

— Расскажите об укладе жизни в семье.

— В доме всегда были иконы, в том числе написанные дедушкой. Всегда праздновали Пасху. Пекли куличи, красили яйца. Михаил Васильевич очень любил расписывать писанки. Освещать куличи обязательно ходили в церковь. Когда в 1942 году Михаил Васильевич умер, дома его отпевал протоирей Константин Всесвятский.

— Чем увлекался художник, кроме живописи?

— Чтением и музыкой. Обожал оперу, очень нравилось ему творчество Шаляпина — выступлений певца старался не пропускать. Михаил Васильевич общался со многими интересными людьми, писал их портреты: писателя Льва Толстого, архитектора Алексея Щусева, с которым они были кумовьями, физиолога Ивана Павлова, Максима Горького, с которым познакомился еще до революции. Такое общение было отрадой и счастьем.

Кстати, Сталинскую премию он получил за серию портретов — в первую очередь, за портрет Ивана Павлова, который был лауреатом Нобелевской премии. Кстати, Михаил Васильевич обладал и писательским талантом, был принят в члены Союза писателей СССР.

«Своей мастерской в советское время Михаил Васильевич не имел»

— Известно, что Виктор Васнецов на деньги, полученные за роспись Владимирского собора, построил в Москве дом, где находится сейчас его музей, а на средства, полученные от Третьякова за эскизы, купил имение Ваньково.

— У Михаила Нестерова имения не было, квартиры в Москве он снимал. Своей мастерской в советское время не имел. Не предлагали, а просить и требовать он не любил — был человеком гордым. Машины тоже не имел. Иногда его подвозили, а чаще ездил на троллейбусе или трамвае, много ходил пешком — и нужно сказать, передвигался очень быстро. В воспоминаниях Михаил Васильевич пишет, как, приехав откуда-то, нанял на вокзале мальчика — за деньги, естественно, чтобы тот помог донести скарб до квартиры.

— За несколько лет до награждения Сталинской премии Михаил Нестеров был арестован и две недели провел в Бутырской тюрьме. Какая причина ареста?

— Думаю, философские взгляды Михаила Васильевича. Тогда многих арестовывали. Выслали философов Ильина и Бердяева, Сергея Булгакова. К слову, религиозную живопись Михаил Васильевич не оставлял и в советское время.

— Михаил Нестеров был лично знаком со Сталиным?

— Нет.

— От чего умер художник?

— Ему должны были делать операцию, он так волновался, что случился инсульт.

— Что вы испытываете, когда переступаете порог храмов, где видите работы своего деда?

— В Киеве во Владимирском соборе я была лет десять назад. Когда вхожу, у меня всегда на глазах появляются слезы. То же происходит и в Москве в Марфо-Марьинской обители, и в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Это чувство какого-то религиозного умиления и радости...

3628

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров