Татьяна Ткач: «На съемочной площадке Владислав Дворжецкий постоянно... вязал. Прекрасные вещи получались»
![актриса Татьяна Ткач](http://fakty.ua/photos/article/16/44/164497w540zc0.jpg?v=181140)
Владислав Дворжецкий словно чувствовал, что его земной век будет коротким, очень спешил жить, работать, любить. Всего за восемь лет, которые актер посвятил кино, он успел сыграть в восемнадцати картинах, среди которых такие любимые зрителями фильмы, как «Бег», «Возвращение «Святого Луки», «Солярис», «Земля Санникова», «Капитан Немо», «Легенда о Тиле». От четырех браков у Дворжецкого родились трое детей, а сейчас уже есть четверо внуков. Когда актер умер на съемках от сердечного приступа, ему было всего тридцать девять лет. А после того, как спустя двадцать лет в таком же возрасте погиб в автомобильной катастрофе младший брат Владислава Евгений, стали говорить о проклятии рода Дворжецких. О Владиславе Дворжецком рассказывает его подруга актриса Татьяна Ткач.
«На съемках фильма «Бег» Влад долго смотрел на меня, а потом сказал: «Я тебя выбрал в подруги. Не возражаешь?»
— Влад — человек, о котором мне хочется говорить и вспоминать бесконечно, — признается Татьяна Дмитриевна. — Когда, перебирая свои архивы, нахожу его фотографию, на душе становится легко, тепло и спокойно.
— Как вы познакомились и подружились с Владиславом Дворжецким?
— Это случилось на пробах фильма «Бег», куда Влад приехал по приглашению режиссеров Алова и Наумова. С первого же взгляда он поразил меня своим видом и поведением — от него шла такая робость и одновременно такая загадочность, что к этому человеку, казалось, невозможно подступиться. Потом выяснилось, что такой ореол вокруг себя Дворжецкий создавал от волнения.
*Роман Хлудов (Владислав Дворжецкий). Кадр из фильма «Бег». 1970 год
Еще он оказался из тех людей, которые предпочитают не говорить, а наблюдать, и сами выбирают себе друзей. Влад долго смотрел на меня, а потом неожиданно сказал: «Я тебя выбрал в подруги. Ты не возражаешь?» Поначалу я опешила, но потом ответила: «Что ты, буду польщена». Была уверена, что это лишь слова, которые он сказал просто так.
— Но оказалось, что Владислав Вацлавович говорил серьезно?
— Мы действительно дружили с ним восемь лет, до самой его смерти. У нас было много общего, даже биографии похожи. Наши отцы — артисты. Мой работал директором дворца культуры, его — везде, даже на строительстве Беломорканала, играл в местных театрах. В 70–80-е годы прошлого века много значили политические взгляды. С одной стороны, их принято было скрывать, с другой — искали точки соприкосновения, выбирая друзей. Помню, как в молодости рассказывала отцу: «Сегодня такой красавец-парень со мной познакомился!» «И что?» — поинтересовался папа. «Представляешь, — говорю, — оказался убежденным коммунистом». Для меня это означало полную невозможность перспектив в плане личных отношений. А с Владом мы и тут совпадали — он тоже не был в восторге от власти. Вообще, с ним дружили очень хорошие люди, он умел их выбирать, у него было какое-то чутье, позволяющее понимать, с кем стоит общаться, а с кем — нет.
— Вы часто виделись?
— Влад много снимался на «Ленфильме». Когда бывал в Петербурге, ему снимали хороший одноместный номер в гостинице неподалеку от киностудии. Но он почему-то приезжал на улицу Марата, где у нас с мужем была одна комната в коммуналке, при помощи перегородки превращенная в две. Во второй комнате (темной, без окон) стоял старый диван со сломанными пружинами, Влад укладывал туда подушки и так спал. «Неужели тебе тут удобнее, чем в гостинице?» — бывало, поражалась я. Он в ответ поднимал на меня невероятные глаза: «Выгоняешь?» Что я могла на это сказать? Позже я поняла, что Влад, который долгое время был бездомным, не любил безликих гостиниц, а дорожил домашним уютом.
Он как будто не хотел со мной расставаться. Когда ему позвонили с киностудии «Молдова-фильм» и предложили главную роль в фильме «Зарубки на память», он ответил, что поедет только в том случае, если на одну из главных женских ролей пригласят меня. Точно такая же история произошла с картиной «До последней минуты», где Дворжецкий согласился сниматься с условием, что жену его героя, писателя Ярослава Гайдая (его прообраз Ярослав Галан), буду играть я. Кстати, за эту роль Влад получил Государственную премию имени Шевченко.
— Какую роль Владислава Дворжецкого вы считаете самой главной в его жизни?
— Наверное, это все-таки Хлудов в «Беге». И не потому, что благодаря этой картине мы с ним познакомились. Во-первых, это пьеса Михаила Булгакова, в то время еще запрещенного писателя. Во-вторых, удивительное совпадение материала и личности актера — Влад обладал такой же ранимой душой, как и Хлудов. Понимаете, один вешает других и при этом спит спокойно и аппетит у него не портится, а другой, будучи человеком тонкой душевной организации, после этого поедом себя ест, в результате чего уходит из жизни по собственному желанию. Хлудова нельзя было просто сыграть, нужно быть таким, тогда и образ убедительный. Как это и получилось у Влада.
«Он не умел ни деньги зарабатывать, ни нужные связи заводить»
— Все, кто знал Владислава Вацлавовича, рассказывают о его невероятной доброте.
— Влад никогда не наслаждался своей славой. Жил он тяжело, страдал от множества жилищных, бытовых и семейных проблем. Практичности у него не было ни капли, он не умел ни деньги зарабатывать, ни нужные связи заводить, ни приспосабливаться, ни просить — в общем, большой добрый ребенок. Прибавьте к этому обостренное чувство справедливости, он старался всем помочь, за всех заступиться.
Влад мог броситься на помощь совершенно незнакомому человеку. Как-то Владик помог вернуть зрение осветителю. Все началось с того, что к Дворжецкому, который на съемочной площадке все время вязал (было у него такое хобби, прекрасные вещи получались), подошел молодой парень и бесхитростно сказал: «Как хорошо у вас выходит. Знаете, я видел свитер с оленями — такой красивый!» Влад тогда никому ничего не сказал. А пару месяцев спустя мы с Владом и его женой Ирой пришли к осветителю в гости. Это было во Львове, парень, имени и фамилии которого я сейчас, конечно, уже не помню, жил на окраине города в маленьком глиняном домике. Старых построек в том районе почти не осталось, их разрушали, а на освободившемся месте строили новые хорошие дома, но эта хатка еще висела над обрывом. Когда мы зашли внутрь, в нос ударил затхлый, гнилостный запах — в общем, бедность ужасная. И Влад вдруг достал из пакета роскошный свитер с оленями и подарил парню. Мы разговорились, и Дворжецкий заметил, что осветитель как-то странно смотрит. «Что у тебя с глазами?» — спросил. Парень замялся, стал говорить о запущенной болезни. Влад сказал, что у него есть знакомый в институте Федорова и пообещал договориться о лечении, а если надо, то и об операции. И осветителя вылечили. Влад был человеком невероятной душевной щедрости.
— А как относился к поклонникам, которых у него, наверное, было великое множество?
— Очень ценил их внимание, хотя люди, которые его не знали, иногда думали, что он мрачный и даже обижались за это. Бывало, сидим после съемки в ресторане (питаться-то нам на выезде, далеко от дома, больше негде) голодные, уставшие, даже на то, чтобы поддерживать обычную застольную беседу, сил нет. Но люди-то этого не понимают. Для них факт, что артист находится рядом, уже само по себе большое событие. Влад же был необычайно популярен, к нему подходили постоянно не только женщины, но и мужчины, которые при этом часто говорили: «Вы так нравитесь моей жене». Владик в таких случаях просил: «Ну проявите же хоть какую-то деликатность, дайте нам поесть!» Многих это обижало.
— С его отцом, Вацлавом Дворжецким, вы встречались?
— Владик всегда мечтал нас познакомить. И вот однажды, когда Дворжецкий, его отец и Люся Гурченко летели из Питера в Москву, Влад сказал: «У нас есть несколько часов до самолета, я хочу познакомить вас со своей подругой». И привез всю эту компанию ко мне домой. Вацлав Янович произвел на меня тогда колоссальное впечатление. Согласитесь, человек такой тяжелой судьбы (Дворжецкий-старший полжизни просидел в сталинских лагерях), который при этом не озлобился, а остался добрым и интеллигентным, достоин уважения и восхищения.
«Дворжецкий сам вызвал себе скорую помощь, но врачи уже ничем не смогли ему помочь»
— Разве возможна дружба между мужчиной и женщиной?
— Дружба всегда сродни любви, если же друзья мужчина и женщина, все подозревают, что тут дело нечисто — примешивается любовный момент. Мы с Дворжецким дружили семьями, я хорошо знала его третью жену Иру. Она была манекенщицей, к сожалению, ее уже тоже нет в живых. С последней, Натальей, мы знакомы не были, но я знаю, что она очень любила Влада и продлила ему жизнь на полтора года, поэтому безумно ей за это благодарна.
Будучи трогательным, вдумчивым, ранимым и закрытым человеком, Владик при этом рассказывал мне сокровенные вещи о своем детстве и юности. Признавался: «Знаешь, мне трудно обсуждать эту тему с женами и близкими друзьями, а с тобой говорить легко». Например, о том, что в школе из-за отца его дразнили сыном врага народа, о том, как после окончания Омского медицинского училища работал фельдшером-акушером. Позже, когда я была беременной, он через день звонил в Ленинград и расспрашивал, как я себя чувствую. Убеждал пойти к его тете, преподававшей гимнастику для беременных, и записаться в ее группу. Так что никакой двусмысленности в наших отношениях не было. После его ухода из жизни я встречала множество разных мужчин, некоторые из них были ко мне неравнодушны, но таких чистых и трогательных отношений, такой бескорыстной дружбы, как с Владиком, у меня больше не было. Дворжецкий, наверное, самый дорогой и душевно близкий мне человек.
— Насколько я знаю, вас многие мужчины любили бескорыстно?
— Почему-то в этом плане особенно отличилась картина «Бег». Такой же ни на что не претендующей любовью в меня были влюблены Коля Олялин и Владимир Заманский. Володя, приезжая в Петербург, звонил мне, приглашал к себе в номер. Я приезжала, и мы с ним просто сидели и разговаривали — о кино, о театре, о жизни. Много вы знаете случаев, когда мужчина и женщина уединяются, чтобы пообщаться? Это были какие-то особенные люди. Возможно, кто-то скажет, что все дело в целомудренном времени, но, поверьте, нахалов хватало и тогда.
Вообще «Бег» и все, что с ним связано, самый счастливый период в моей жизни. Может быть, потому, что на эту роль меня утвердила вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна? Когда ей показывали очередные актерские пробы, она всегда говорила: «Пойду посоветуюсь с Мишей», хотя Михаила Афанасьевича уже давно не было в живых. Вернувшись после моих проб, она сказала: «Миша считает, что Люську должна играть именно Ткач». У этой героини был реальный прототип — губернаторская дочь, которая сбежала со своим любовником-генералом и стала его ППЖ — походно-полевой женой. Булгаковы встретились с ней в поезде (эта женщина ехала в соседнем купе), и она рассказала им историю своей жизни.
— Владислав Вацлавович не предчувствовал своего раннего ухода из жизни?
— Он будто все время жил с этим ощущением. Не умел, как другие, радоваться жизни, его терзала какая-то внутренняя грусть — казалось, он ежедневно и ежеминутно прощается с жизнью и с теми, кто ему дорог. Вот сейчас говорю и вижу его необыкновенные глаза, в которых всегда были любовь и доверие. Когда он смотрел на тебя, создавалось впечатление, что обогревает своим светом святой или представитель высшего, инопланетного разума, на время посланный из космоса к нам на Землю. Влад был уникальным, совершенным человеком.
— Как вы узнали о его смерти?
— От знакомых актеров. Такие известия очень быстро распространяются — в народе говорят, что у них длинные ноги. На съемках в Гомеле в гостинице ему неожиданно стало плохо. Влад вроде бы сам вызвал скорую помощь, но врачи уже ничем не смогли ему помочь...
7688Читайте нас в Facebook