ПОИСК
Интервью

Зинаида Кириенко: «В кино настрадалась, зато жизнь мне улыбалась»

6:30 9 июля 2013
Зинаида Кириенко
Сегодня известной советской актрисе исполняется 80 лет

Сыграв Наталью в «Тихом Доне», Зинаида Кириенко сразу вошла в число самых красивых актрис Советского Союза. Она и сейчас потрясающе выглядит, несмотря на возраст. На недавно закончившемся Московском кинофестивале Зинаида Михайловна блистала на красной дорожке в ярком наряде и кружевном розовом кепи. Зинаида Кириенко уже несколько лет не снимается, но зрители ее любят и помнят по фильмам, ставшим классикой советского кино: «Сорока-воровка», «Поэма о море», «Судьба человека», «Любовь земная».

К юбилею Зинаида Михайловна стала готовиться за несколько месяцев. Правда, отметит его не дома, а на кинофестивале в Ярославле, куда приглашена в качестве звездной гостьи. Кириенко признается, что по-прежнему мечтает о большой роли в кино. А еще очень тоскует по Украине и любимому Киеву. «Хочу вновь прогуляться по вашему замечательному бульвару Тараса Шевченко и выйти на Крещатик — одну из самых моих любимых улиц. Прошу вас передать, что я очень люблю Украину», — сказала актриса «ФАКТАМ» накануне своего 80-летия.

— Ой, даже не спрашивайте, как я себя чувствую накануне юбилея, — начала разговор Зинаида Кириенко. — Во-первых, жара страшная стоит у нас в Москве, во-вторых, очень хлопотно. Много звонков, предложений, записи на телевидении. Хотя, с другой стороны, это хорошо. Значит, меня помнят и любят. Хуже, если бы никто не вспомнил. Так что не жалуюсь. Еще бы от жары избавиться...

— Мы с помощью кондиционера спасаемся, а вы как?

РЕКЛАМА

— У меня кондиционера в квартире нет. Я живу в самом центре Москвы, в сталинском доме с толстыми стенами. Вроде не должно быть жарко, да и окна выходят в тенистый двор. Но все равно трудно дышать, видимо, годы дают о себе знать. Думаю, может, отдышусь в Ярославле. Впервые за многие годы день рождения встречу вне дома. Еду на кинофестиваль, в рамках которого состоится мой вечер. А после него с друзьями и рюмку подниму за свое здоровье. Это обязательно!

— Вы счастливая женщина?

РЕКЛАМА

— Начинаю нервничать, отвечая на подобные вопросы. Наверное, все-таки счастливая. Хотя счастье мое такое же, как у всех. Со своими радостями, а иногда и горестями. Но, по большому счету, в моей жизни сложилось все так, как хотела. Смотрите, ведь сколько лет уже не снимаюсь, как говорится, не формат, а зрители меня помнят.

— Да потому, что вы — настоящая.

РЕКЛАМА

 Ценности у нас раньше были другие, работали, отдавая все силы. Так получилось, что в кино я настрадалась, а жизнь мне улыбалась. У всех моих героинь, начиная с Натальи в «Тихом Доне», трагическая судьба. А я ведь их жизнь пропускала через свое сердце. Иначе ничего бы не получилось. К тому же прошла одну из самых лучших школ ВГИКа. Моими учителями были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. По характеру они совершенно разные. Макарова очень сдержанная, иногда даже отстраненная. Сергей Аполлинариевич мог и выдать по первое число, и возвысить до небес.

— Известна история о том, как вы, будучи студенткой, однажды осмелились покрасить волосы, за что были изрядно наказаны.

— Это был единственный раз, когда Сергей Аполлинариевич обрушился на меня всей силой своего гнева. Шла репетиция сцены проклятия из «Тихого Дона». Я вложила в нее полную гамму своих чувств: со стонами, криками, падением. Мне казалось, вот сейчас будет похвала. По сюжету Наталья срывает с головы платок, «падает лицом на сухую неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдает. Потом она вскочила и, повернувшись лицом на восток, прокричала свои страшные проклятия...»

— Вы помните весь текст наизусть?!

— Конечно, слово в слово. Так вот, я сорвала платок, совершенно не думая о крашеных волосах. Герасимов посмотрел сцену, сказал: «Все свободны» — и я подумала, слава Богу, он не заметил цвета моих волос. Но Сергей Аполлинариевич вдруг добавляет: «А ты, Зинаида, останься». Тут-то он мне выдал по первое число. Накричал, а я, совершенно не ожидавшая такого поворота, тоже взорвалась. Начала в ответ выговаривать: «Ну и не нужна мне ваша Наталья, Москва, ВГИК!» Забилась в истерике и упала на стол, обливаясь слезами. Сергей Аполлинариевич испугался, подошел ко мне, погладил по голове и сказал: «Ну что ты, что ты. Будешь играть Наталью, молодец. Только голову приведи в порядок». На следующее утро я побежала в парикмахерскую и вернула свой натуральный цвет волос.

— Кстати, сцена проклятия Натальи в «Тихом Доне» считается одной из самых сильных в картине.

— А ведь я ее репетировала только один раз. Прошло около года после репетиции, когда мы приступили к реальным съемкам сцены проклятия. По сюжету Наталья проклинала неверного ей Гришку Мелехова, стоя под проливным дождем. А лето, когда снимался «Тихий Дон», было очень засушливое. Мы приехали на бахчу, где должны были работать над сценой, и увидели, что земля буквально крошится в руках. Прямо все как у Шолохова. Герасимов сказал: «Не надо репетировать, только повторите про себя текст». На следующий день синоптики пообещали грозу. Это было, как чудо. Небо неожиданно и очень быстро заволокло черными тучами, раздался гром. Операторы поставили две камеры, подъехали четыре пожарные машины. Мы сняли только один дубль. Я настолько вжилась в роль Натальи, что не чувствовала воды, хлеставшей мне по лицу из брандспойтов, не видела молний, не слышала гром. Помню, упала на мокрую землю, а встать не могу. Герасимов подошел ко мне и тихо сказал: «Это было гениально». Не помню, как меня подняли с земли, посадили в автобус. Только мы отъехали с поля, как хлынул настоящий ливень.

*Наталья (Зинаида Кириенко) и Григорий Мелехов (Петр Глебов). Кадр из фильма «Тихий Дон». 1958 год

— Рассказывают, что до Элины Быстрицкой роль Аксиньи репетировала Людмила Гурченко.

— Все это чепуха. У Герасимова до Быстрицкой действительно была одна претендентка на главную роль, но она не тянула на красавицу Аксинью даже внешне. А потом внезапно в картине появилась Элина Быстрицкая. Она кинулась в работу, как сумасшедшая. Не было у нее никаких разногласий с Петром Глебовым, актером, сыгравшим Гришку Мелехова. Это сейчас выдумывают всякие небылицы о том, что у них были сложные отношения. Тогда нам было не до «глупостей». Съемки проводились очень закрыто для посторонних. К нам ни разу не приезжал Михаил Шолохов. Герасимов говорил, что он ему сразу сказал: «Я писатель и вашей киношной кухни не понимаю».

— Зинаида Михайловна, вы ведь и железнодорожный техникум закончили, и в сельскохозяйственном институте учились. А в актрисы-то вас как занесло?

— В генах у меня творчество. Моя родная тетя была известной цирковой артисткой. Старшая мамина сестра жила в Москве. Поэтому, когда я решила ехать учиться в столицу, вопрос с жильем вроде бы был решен. Но не все оказалось так просто. Ведь я поступала во ВГИК дважды. В первый год курс набирал Юлий Райзман и принял меня с испытательным сроком. Мол, если докажу свою состоятельность как актриса, останусь. Стипендию мне не платили и общежитие не давали. А когда я приехала в Москву, оказалось, что у тети родилась внучка и жить мне негде. Села я на ступеньках возле ВГИКа и задумалась: что делать? И тут подошла Тамара Макарова, спрашивает: «Ну что вы, Зинаида, решили?» А потом продолжает: «Знаешь что, поезжай-ка ты домой, подготовься и возвращайся в следующем году. Мы с Герасимовым будем набирать мастерскую, будешь сдавать экзамены нам». Так судьба моя и решилась. Уже позже я поняла, что Сергей Герасимов давно искал среди студентов шолоховские типажи. Когда я училась на втором курсе, Тамара Федоровна мне сказала: «Читай „Тихий Дон“ и готовься к роли Натальи». У меня даже проб не было.

— После «Тихого Дона» все актеры, снявшиеся в картине, стали очень популярны. Финансовое благополучие она вам принесла?

— О чем вы говорите, я об этом даже не думала. Получала 90 рублей в месяц, копейки. Это все сказки о том, что однажды мы проснулись знаменитыми. Сначала премьера прошла в Доме кино, и мы стали узнаваемы среди кинематографистов. Так происходило практически со всеми советскими актерами. Помню, студентами мы посмотрели в Доме кино «Анну на шее», и Ларионова стала для нас звездой. Выглядывали в окна ВГИКа, когда она — холеная красавица — поднималась по ступенькам института, приезжая с Киностудии имени Горького. Конечно, такая слава нам только снилась. Потом известность пришла ко многим из нас, я тоже не была лишена внимания зрителей. И не только...

— Вы имеете в виду неприятную историю, которая на долгие семь лет закрыла для вас возможность сниматься в кино?

— Именно ее. Увы, наше кино не было коммерческим. Когда я закончила ВГИК, за плечами у меня уже было пять главных ролей. В Голливуде была бы обеспечена на всю жизнь, никто не дал бы мне сидеть без дела. Но в моем случае произошло по-другому. В конце 60-х в актерском отделе вдруг появился список нежелательных персон. В нем была и моя фамилия. Это означало, что меня могли приглашать на эпизоды, небольшие роли, но главную не давали. Дело в том, что я очень приглянулась человеку, от которого в то время зависело художественное кино, но имела «наглость» отказать ему во взаимности. О том, что существовал подобный список, мне рассказал Станислав Ростоцкий, но сделать я ничего не могла. Прошло семь лет, прежде чем судьба свела с Евгением Матвеевым, который вывел меня из тупика, пригласив в картину «Любовь земная».

— А вы — девушка с характером!

— Еще с каким! Иначе сегодня не смогла бы смотреть прямо в глаза своим близким. В тяжелый период, когда практически не снималась, очень сильно поддержала семья: супруг, двое сыновей. Хотя муж никогда не заставлял меня заниматься домом. Все заботы взял на себя, за что я ему очень благодарна. По образованию он был экономист, но пожертвовал своей карьерой ради семьи. Я была добытчиком. Моталась по стране с пленками под мышкой. Возила картины, рассказывала о съемках. Подобными концертами в Советском Союзе занималось бюро пропаганды, были разработаны целые маршруты, которые охватывали всю страну. Актеры любили такие поездки, потому что они существенным образом отражались на материальном благополучии.

— Говорят, ваш супруг был на десять лет моложе?

— Так и есть, свою судьбу я нашла на съемках в Грозном. Валерий участвовал в массовке, и в Москву я вернулась уже не одна. Ему было тогда 17 лет, а прожили мы вместе 44 года. Но разницу в возрасте я никогда не ощущала. Наверное, потому, что и сама всегда выглядела молодо. Спасибо родительским генам. Никаких особых процедур никогда не делала. Умываю лицо с мылом, потом накладываю крем. Вот и все мои секреты. Очень важно, чем человек живет. Мне чужда злобность, я никогда никому не завидовала, не мстила. Вот если бы все были такие, мы бы давно жили при коммунизме. А чем плохо? И вам тоже было бы хорошо.

7784

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров