Как правильно требовать у авиакомпании компенсацию за утерянный багаж?
«Я собираюсь в отпуск за границу и мне предстоит авиаперелет. Подскажите, как правильно действовать в случае потери багажа авиакомпанией. Куда в первую очередь обращаться, какие предусмотрены компенсации и как их правильно требовать?»
Николай Потехин, Кировоград
— Чаще всего багаж теряется из-за того, что оторвалась бирка, которая была приклеена к чемодану или сумке во время регистрации на рейс, — отвечает нашему читателю глава общественной организации «Потребительская стража» Тамара Логвинова. — Если это произошло во время транспортировки, то, скорее всего, ваш багаж остался в аэропорту вылета и найти его будет легко. Но если случился сбой в компьютерных системах регистрации или погрузки, чемодан неправильно зарегистрируют и отправят в другом направлении. Багаж может потеряться также из-за ошибки грузчика.
В каждом аэропорту есть специальный отдел потерянного и найденного багажа. В международных аэропортах — это, как правило, офис «Lost&Found», который располагается в зале выдачи багажа. Вам помогут заполнить акт розыска: подробно надо описать цвет, форму, вес чемодана или сумки, количество ручек и колесиков, а также данные именной бирки. Акт составляется в двух экземплярах: один для вас, другой — для руководства авиакомпании. Кроме того, надо предъявить сотруднику аэропорта отрывной талон на багаж, наклеенный на обложку билета или загранпаспорта. Поэтому всегда сохраняйте эти документы в течение полета. Если у вас попросят отдать оригинал талона, вежливо откажитесь, потому что он может понадобиться в случае судебных разбирательств.
Запишите контактные телефоны «Lost&Found», чтобы можно было контролировать поиски вашего чемодана. Хотя при наилучшем развитии ситуации вам позвонят сами сотрудники этой службы. Скорее всего, за багажом придется ехать самостоятельно, хотя уважающие себя авиакомпании могут доставить его, куда удобнее вам.
Кстати, потерянные чемоданы находят довольно часто, но предварительно они могут облететь полмира. Поэтому не стоит перед авиаперелетом паковать в сумку или чемодан спелые авокадо, заворачивать в белоснежный сарафан стеклянную бутылку красного вина. Ведь при погрузке ваши вещи будут бросать и не один раз.
Если в течение 21 дня багаж не обнаруживается, он считается официально утерянным. В таком случае авиакомпания обязана выплатить пострадавшему пассажиру компенсацию. Материальный ущерб возмещается из расчета 20 долларов за каждый килограмм веса, но не более чем за 35 килограммов. Общий вес определяется по багажному талону.
Если багаж был потерян во время зарубежной поездки, и вам пришлось покупать предметы личной гигиены и одежду, полагается дополнительная компенсация до 250 долларов. Ее выплатят при наличии чеков на покупки, причем они должны быть датированы днем прилета. Но стоимость одежды возместят только на 50 процентов.
Когда с багажом потерялись документы, драгоценности или дорогая техника, авиакомпания вам ничего не компенсирует. В правилах всех перевозчиков указано: такие вещи должны перевозиться только в ручной клади. Вместе с тем за потерю дорогой одежды или обуви возможна выплата компенсации. Для этого необходимо подать жалобу в течение 18 месяцев с момента пропажи. Если авиакомпания заботится о своей репутации, то она заплатит вам компенсацию на сумму до 5 тысяч долларов. В противном случае придется обращаться в суд. Иск может быть принят в течение двух лет со дня пропажи багажа.
Некоторые рассеянные пассажиры теряют ручную кладь в зале ожидания или даже в салоне самолета. В таком случае советую обратиться к стюардессам. Возможно, они сумеют отыскать вашу сумку. Если вы уже прошли зону контроля, обратитесь в офис «Lost&Found». Сотрудники аэропорта составят акт розыска ручной клади и свяжутся с персоналом самолета или аэропорта вылета.
Любая ручная кладь всегда оценивается в 400 долларов. Эту сумму должна заплатить авиакомпания. Если она отказывается это делать — обращайтесь в суд.
Подготовила Ирина РЫБИНСКАЯ, «ФАКТЫ»
17991Читайте нас в Facebook