ПОИСК
Культура и искусство

Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Сняв „Ах, водевиль, водевиль“, мы с Пуговкиным ушли в запой. Прогуляли чуть ли не все деньги»

7:45 11 июля 2013
Михаил Пуговкин
Народному артисту СССР, королю второго плана Михаилу Пуговкину исполнилось бы 90 лет

Всего одной картины не хватило Михаилу Пуговкину для того, чтобы его послужной список закончился на сотне. Больше половины сыгранных актером ролей за 60-летнюю творческую жизнь не были главными. Пуговкина называли королем второго плана. Он украсил все знаменитые комедии Леонида Гайдая и сказки Александра Роу. Блистал в «Свадьбе в Малиновке», «Шельменко-денщике», «Девчатах», «Девушке с гитарой»...

Михаил Пуговкин обожал Ялту и на десять лет поселился в этом крымском городе, но потом все же вернулся в Москву. Говорил, что без работы не может жить. Последние годы Михаил Иванович страдал от обострения сахарного диабета. Он почти не вставал, вся забота об актере легла на плечи его третьей супруги Ирины Константиновны. Несмотря на здоровье, Михаил Иванович до последних дней мечтал еще поработать. Вместе со своим другом, режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, обсуждал новый сценарий и строил планы на ближайший год... Михаил Пуговкин умер пять лет назад. Через 12 дней после того, как ему исполнилось 85.

«У Михаила Ивановича был удивительный талант выглядеть реально в любом образе»

— До начала съемок картины «Ах, водевиль, водевиль» в конце 70-х я не был лично знаком с Михаилом Пуговкиным, — вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (на фото). — Но всегда был поклонником блистательного таланта этого актера. По несколько раз пересматривал картины Леонида Гайдая, в которых снимался Михаил Иванович. Кассеты с «12-ю стульями» и «Операцией «Ы» были моими любимыми. Я решил сам позвонить Пуговкину по телефону и пригласить в свою новую картину. Оказалось, заочно мы следили за творчеством друг друга. Пуговкин воскликнул: «Как же! Я вас отлично знаю, вы сняли мой любимый фильм «Опасные гастроли».

Мне уже тогда было известно о том, что Михаил Иванович снимается обычно у режиссеров, с которыми хорошо знаком. Когда услышал его приветливый голос, у меня сразу отлегло от сердца. Я тут же продолжил: «Вы мне необходимы!» Рассказал Пуговкину о том, что собираюсь снимать водевиль по собственному сценарию. Решил, что в фильме будет мало актеров, но каждый из них — бриллиант. Пуговкин сразу поинтересовался: «А кто еще будет сниматься?» Я назвал Олега Табакова, который к тому времени уже снялся у меня в «Трех мушкетерах», Галину Беляеву («Мой ласковый и нежный зверь»). «Очень интересно», — ответил Михаил Иванович и попросил сценарий. При этом добавил: «Я должен подумать».

РЕКЛАМА

— Рассказывают, что это была одна из любимых фраз Михаила Пуговкина в ответ на предложение о работе.

— Меня об этом предупредил Леонид Гайдай. Приглашая Михаила Пуговкина в свои картины «Операция „Ы“ и „12 стульев“, слышал в ответ: „Я подумаю“. Свое согласие сниматься Пуговкин давал не раньше, чем через две недели после предложения. Он всегда знал себе цену. После того как я отдал сценарий Михаилу Ивановичу, прошло уже несколько недель, и я позвонил ему вновь. Пуговкин вдруг неожиданно заявил: „Вы знаете, я ничего не понял“. На что я ответил: „Ну и не надо“. „Тогда я согласен“, — сказал актер. Затем мы встретились, и к этому времени я переписал сценарий, отталкиваясь от того, что главную роль актера Михаила Лисичкина сыграет Пуговкин. У него был удивительный талант выглядеть реально в любом образе. Только Пуговкин мог моментально переходить от слез к шутке и делать это так гармонично, что у меня аж захватывало дух. Помню, Михаил Иванович тогда спросил: „А где будем снимать?“ Даже показалось, что он немного расстроился, услышав, что над фильмом будем работать в павильонах „Мосфильма“. Актер очень любил выезжать на натурные съемки. Говорил, что в съемочных павильонах ему тяжело дышать.

РЕКЛАМА

*Верочка (Галина Беляева) и ее папенька Михайло Лисичкин (Михаил Пуговкин). Кадр из фильма „Ах, водевиль, водевиль“. 1979 год

— Правда, что в разгаре съемок ваш „Водевиль...“ чуть не закрыли?

РЕКЛАМА

— Действительно, сняли уже половину фильма, когда художественный совет во главе с руководителем творческого объединения „Мосфильм“ Евгением Ташковым затребовал весь материал. Я снимал музыкальный фильм, чего ни до меня, ни после никто на „Мосфильме“ не делал. Это была очень специфическая работа, в которой музыка играет чуть ли не главную роль. Худсовет посмотрел — и разразился скандал. Мне вручили бумагу, где было написано, что я должен полностью переделать картину, дописать монологи, углубить образы и прочая чепуха. Я был в шоке. Очень разозлился и заявил: „Мосфильм“ не устраивает моя работа, ну и не надо. Ничего переделывать не собираюсь».

Затем настоял на том, чтобы материал еще раз посмотрел директор «Мосфильма» Николай Сизов. В то время, когда вокруг бушевали страсти, больше всех меня поддержал Михаил Пуговкин. Помню, он пришел нарядный, в парадном костюме, и с порога заявил: «Юра, идем вместе к директору «Мосфильма». Проявил невероятную для актеров настойчивость. Я тогда тоже сходил домой, переоделся. На прием к Сизову мы пошли вместе. Я с порога заявил, что переделывать ничего не собираюсь, а Пуговкин, вторя мне, воскликнул: «Посмотрите материал, это ведь гениально!»

Сизов решил лично спуститься в просмотровый зал «Мосфильма» и выяснить, из-за чего разразился скандал. С начальником пришла целая свита, в полной тишине более часа шла наша черновая работа. Когда включили свет, Сизов, обращаясь ко всем, спросил: «И в чем дело?» Ему что-то стали объяснять о несоответствии принципам социалистического реализма, но Сизов лишь отмахнулся: «Это потрясающая картина. Мы будем гордиться, что она снята на нашей студии. Не мешайте ему работать и материал больше не смотрите». Я вышел, просто ошарашенный, а Михаил Иванович шутил: «Ну что, марш Мендельсона включать?» И мы, счастливые, пошли в павильон. Заканчивал картину я уже как полный владыка. Никто не смел встревать в нашу работу.

«Цыганка предсказала Пуговкину славу, долгую жизнь и три брака»

— С Пуговкиным легко работалось?

— Мы наслаждались общением. Его фраза: «Я ничего не понял, но ведь это неважно...» стала расхожей. Михаил Иванович оказался очень музыкальным человеком. Рассказывал, как впервые попал в кино. Как-то на репетицию в Московский театр драмы пришел режиссер Григорий Рошаль, снимавший «Дело Артамоновых». Ему нужен был молодой артист, умеющий петь и танцевать. Первым откликнулся на предложение Михаил Пуговкин, хотя не умел ни петь, ни танцевать. Но поскольку обладал талантом от Бога, тут же сымпровизировал перед Рошалем и был принят в картину. После этого режиссеры рассмотрели заводного молодого человека с добродушным лицом и стали приглашать его на подобные роли из картины в картину.

— Михаил Иванович рассказывал, как стал актером?

— Его родители никакого отношения к творчеству не имели. Он самый что ни на есть самородок. Вырос в небольшой деревеньке под Ярославлем, но говорил, что актером мечтал стать с 9 лет. Кстати, у Пуговкина было лишь четыре класса образования. Его родители решили, что большего для сельского парня не надо. Но сам Михаил был совершенно другого мнения. Поэтому, едва попав в Москву (переехал с родителями), сразу записался в самодеятельный театр. А оттуда пошел на прослушивание в Московский театр драмы. Вот так и стал артистом.

— Театральной сцене он предпочел кино.

— Как-то Михаил Иванович признался, что, только стоя перед камерой, по-настоящему ощущает себя актером. Мне казалось, он все-таки лукавил. Актерство у Пуговкина было в крови. Просто в какой-то момент количество предложений сниматься в кино перевесило его занятость в театре. Пуговкин не отрицал того, что имя ему сделали картины Леонида Гайдая. Говорил, что больше всего любит отца Федора в «12-ти стульях». Кстати, разрешение сыграть эту роль просил у своей мамы — очень набожной женщины. И приступил к работе лишь после того, как оно было получено. Еще Пуговкин любил вспоминать о том, как в молодости цыганка гадала ему. Говорил: «Юра, не поверишь, но она предсказала мне славу, долгую жизнь и три брака». Я отвечал: «Отчего же не поверю! Слава и долгая жизнь тебе гарантированы, а насчет третьей жены не знаю». В то время Михаил Иванович был женат второй раз на певице Александре Лукьянченко. Это была очень трогательная пара. Александра ради супруга отказалась от карьеры и полностью занялась Пуговкиным. Они прожили вместе более 30 лет. И когда Александра ушла из жизни, Михаил Иванович признался, что не знает, как дальше существовать...

— Тогда он переехал в Ялту?

— Это было в начале 90-х. Сложное время в судьбе страны и невзгоды в личной жизни Пуговкина. После смерти супруги Михаил Иванович не смог справиться с нашим общим врагом — алкоголизмом. Уехал в Крым для того, чтобы там завязать. В это же время подобная проблема коснулась и меня. Можно сказать, что мы оба были «в завязке». К сожалению, среди людей нашего поколения алкоголизм был довольно частым явлением. Пили Шукшин, Даль, Боярский, Смирнитский, Высоцкий, Яковлев. Жить при социализме нормальный человек не мог. Поэтому наша жизнь строилась из работы и запоев. В театре абсурда, который назывался Советский Союз, иначе выжить было невозможно. Помню, мы сняли «Ах, водевиль, водевиль» и вместе с Пуговкиным ушли в запой. Прогуляли чуть ли не все деньги. Кстати, я выбил тогда Михаилу Ивановичу самый большой актерский гонорар. Он и Олег Табаков получали по 40 рублей в день. Но у нас был закон — до окончания работы не пить вообще. Так что наши жены были очень счастливы, когда начинались съемки.

— Следуя предсказанию гадалки, Михаил Иванович таки был женат три раза.

— Свою третью супругу Ирину Константиновну он встретил в Ялте. Она стала ему другом, администратором, любимой женщиной. Они производили впечатление совершенно счастливой пары. Ира занималась его концертами, ездила с ним по Крыму. Просто не давала ему оставаться одному. Думаю, если бы не ее поддержка и забота, Михаил Иванович не прожил бы счастливо последние годы. Ведь он очень страдал от отсутствия работы. Ему хотелось сниматься в кино, а его не приглашали. Профессия актера сурова. Уехав из Москвы, он выпал из обоймы.

— Говорят, что в работу Пуговкина вернул его большой друг Александр Абдулов.

— Михаил Иванович вновь вернулся в Москву в конце 90-х. Помню, мы тогда созвонились, у него был бодрый голос, он мечтал работать. Рассказывал, что вернуться его заставил Александр Абдулов, который предложил ему роль короля в своей картине «Бременские музыканты & Со». Пуговкин признавался: «Юра, ты не представляешь, как я соскучился по работе...» Он поселился недалеко от меня, в Сокольниках. Мы часто ходили друг к другу в гости, правда, последние годы Пуговкину уже тяжело было передвигаться. Друзья навещали его дома.

— Вы больше так и не работали вместе?

— Не было достойной роли. Но в начале 2000-х я со своим соавтором Марковым написал сценарий специально на Пуговкина. Он должен был играть директора цирка, бывшего клоуна. Время — начало перестройки, герой Михаила Ивановича занимается устройством личной жизни своего сына, в картине много музыки, цирковые номера. Пуговкину идея очень понравилась, и мы начали работать. Но в какой-то момент все застопорились. Сначала у спонсора кончились деньги, а потом Михаилу Ивановичу не хватило жизни...

4345

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров