Самое дорогое сало в Украине: семья полтавчан придумала, как зарабатывать на стратегическом национальном продукте
Почему это сало такое дорогое? Почему его нет в больших магазинах? В какой стране оказалось больше всего ценителей украинского национального продукта? Об этих и других нюансах ведения сального бизнеса «ФАКТЫ» расспрашивали успешных полтавских предпринимателей — Марину и Виталия Мостовых, которые смогли наладить международный бизнес, имея всего 300 гривен на банковской карте.
Хотите наесться сала — идите на базар
Уже ровно два года, как Виталий и Марина Мостовые из Полтавы, владельцы бренда «Золотая сота», настойчиво и довольно успешно прививают миру «генетический код нации», а именно — любовь к украинскому салу. За это время супружеская пара предпринимателей на свое фирменное сало подсадила многих жителей Европы, США и Канады. Кстати, больше всего ценителей этого продукта в Финляндии. Немало их также в Австрии и даже на каких-то экзотических островах, название которых Мостовые не запомнили. В Украине чаще всего их товар заказывают киевляне, днепряне, одесситы и львовяне.
В нынешнем году полтавские предприниматели расширили линейку своей продукции под торговой маркой «Самое дорогое сало в Украине» (с припиской «генетический код нации») и недавно получили международный сертификат качества.
Их сало действительно дорого стоит: 290 гривен за 350 граммов. То есть 828 гривен за килограмм.
— Почему оно самое дорогое в Украине? Потому что это сало какой-то особой породы свиней, которым давали особые корма? — сразу же спрашиваю предпринимателей.
— Мы используем только отборную подчеревку и белое сало, — объясняет Марина Мостова. — Покупаем в одной из торговых сетей, куда фермеры сдают свою продукцию. Покупать у них напрямую не получается, поскольку им нужно сдать на реализацию всю тушу, а не кусочками. Иметь собственную ферму для нас — непозволительная роскошь. Поэтому мы заключили контракты с директорами магазинов этой торговой сети, и с определенной партии завоза продавцы отбирают лучшие подходящие для нас куски. И даже из них в банки идет 30—40 процентов, а некондиция — в отходы. Обычно мы ее раздаем своим сотрудникам и пускаем на благотворительность, поскольку перерабатывающего производства нет.
Минимальная себестоимость одной баночки такого сала составляет более 200 гривен. В цену закладывается работа поваров, которым мы платим достойную зарплату, оригинальные пластиковые баночки и крышки, расходы на полиграфию, рекламу. Ну и конечно, стоимость натуральных ингредиентов для маринования, а также наша прибыль.
Когда мы только представили свое сало в соцсетях, поднялся хайп: почему так дорого? Мы сначала объясняли, а затем решили снять все вопросы названием продукта. В конце концов каждый может повторить наш опыт и снизить цену. Но у нас до сих пор нет ни партнеров, ни конкурентов. А тем, кто нас критикует, отвечаем: хотите наесться сала — сходите за ним на базар.
— Мечтаем познакомить с нашим салом весь мир, — вполне серьезно говорит Виталий Мостовой. — Накормить не удастся, потому что это продукт не для ежедневного потребления. Наше сало не едят — им лакомятся. Да и свиней в Полтавской области столько не наберется.
Сам 43-летний предприниматель, в прошлом торговый представитель, каждое утро обязательно завтракает салом. Его любимое — традиционное. А вот его 32-летняя жена, по специальности бухгалтер и парикмахер-стилист, вообще безразлична к этому продукту.
Искусству продавать нужно учиться
Мостовые рассказывают, что идея с засолкой сала в банках возникла после того, как знакомая, собираясь в Америку, попросила их нарезать тоненькими кусочками украинский национальный продукт в пол-литровую банку, чтобы он выглядел прилично. Впоследствии они увидели, что их знакомый расфасовывал соленые орешки и разливал холодный кофе в оригинальную пластиковую тару. И Виталий с Мариной решили «соединить» подчеревку с такой тарой.
— Это было в прошлом году перед Пасхой, — вспоминает Виталий. — Знакомый разрешил нам воспользоваться его автоматом для закатывания крышек, и мы сделали пробную партию — двадцать баночек. Целый месяц их продавали! Следующие несколько месяцев сбыт держался на этой цифре, тем более что в теплое время года сало продается слабо. Уже была мысль отказаться от идеи. В то же время я собирался освоить профессию программиста, чтобы работать онлайн. С началом большой войны появилось понимание того, что в любой момент бизнес может быть уничтожен или релоцирован. Поэтому нужно иметь план «Б». Но учиться на программиста было очень долго и дорого. Так что решил научиться продавать товары через соцсети. Воспользовался многомесячными платными курсами по интернет-продажам известного блогера. И в нашем бизнесе произошел прорыв. Теперь мы ежемесячно покупаем 300−500 килограммов подчеревка и сала для переработки и отправляем покупателям по 1000 баночек маринованной подчеревки и сальной намазки. Могли бы больше, но возможности наших фермеров ограничены.
Кухня, на которой наемные работники предпринимателей создают кулинарные шедевры, небольшая, но вместительная: каких только технических приспособ здесь нет! Одно из последних приобретений — машинка для закатывания сала стоимостью 1000 долларов. Здесь уже несколько лет Виталий с Мариной снимают короткие видео о технике приготовления различных блюд, которые затем выкладывают в соцсети.
Чтобы получить самое дорогое сало в Украине, отборную подчеревку мелко нарезают на тонкие кусочки и засаливают. Затем маринуют в разных специях. Традиционное сало — с сушеными укропом, петрушкой, зеленым луком и чесноком; пикантное — с сушеными томатами и базиликом; классическое — со смесью молотых перцев; фирменное — с копченой паприкой. В этом году предприниматели расширили линейку своих продуктов. Новинки сезона — запеченное сало, сало с медом и горчицей, которое любят даже дети, сало в соусе терияки. Кстати, запеченное стоит еще дороже — 350 гривен за 300-граммовую баночку.
В ассортименте появился еще один вид сальной намазки — «Закуска острая», с добавлением горького перца. «Казацкая закуска» из молотого сала с чесноком и укропом, которую удобно намазывать на хлеб и она отлично подходит к первым блюдам, давно стала хитом продаж.
— А почему в наших крупных магазинах нет вашей продукции? — обращаюсь к совладелице бизнеса.
— Вы покупаете в наших магазинах мед, например? — спрашивает Марина в ответ. — Нет! Потому что натурального меда там нет. Поэтому вы идете за ним на базар. Если бы мы продавали наше сало в торговых сетях, то к нему было бы, наверное, такое же отношение, как к искусственному меду. Для крафтового производства это смертельно.
К тому же большая часть населения настолько привыкла к розовому цвету переработанного мяса, который достигается благодаря разным химическим добавкам, что темный цвет мясных прожилок в подчеревке воспринимают как признак испорченности. Хотя это как раз признак натуральности. Мы не используем нитритов, только природные ингредиенты.
— Сейчас наша команда работает над тем, чтобы «Самое дорогое сало в Украине» было представлено в ресторанах, кафе, крафтовых магазинах, на базах отдыха и АЗС по всей стране, — добавляет Виталий. — И будем расширять линейку товаров. Вот на днях принимали участие в агрифуд-событии New Food Summit, организованном онлайн-изданием AgroPortal.ua при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Украине. К нашей продукции было особое внимание. Мы реализовали почти 30 килограммов фасованного сала: что-то пошло на дегустацию, остальное — на продажу или подарки. А посетители выставки спрашивали, есть ли у нас копченое сало. Мы с Мариной загорелись идеей и теперь вот думаем, как лучше сделать: добавлять копченую соль в продукт или, может, вообще коптить сало.
Мостовые продают свой товар преимущественно через Интернет и трижды в неделю отправляют заказ адресатам. Обычно по 1000 баночек в неделю. За границу передают через перевозчиков, которые едут к западным границы Украины, откуда его забирают оптовые покупатели. «Самое дорогое сало в Украине» еще можно приобрести в магазинах крафтовых товаров в Киеве и Львове.
Начали бизнес, имея 300 гривен на банковской карте
— Мы уже восемь лет вместе и столько же ведем семейный бизнес. Я только сейчас немного отъелся, — улыбается Виталий, вспоминая прошлое. — Предпринимательством начинали заниматься, имея 300 гривен на кредитной карте. Купили на них продукты для борща и плова и занялись развозом комплексных обедов на заказ. Клиентов находили через созданную в Viber группу. Выкладывали меню, принимали заказы. Очень быстро набрали собственную клиентскую базу. Потом начали готовить полуфабрикаты и предлагать полтавчанам замороженные галушки, голубцы, блинчики… Также торговали шашлыками.
Потом к Марине и Виталию стали обращаться крупные компании: заказывали фуршеты, банкеты. Чтобы расширяться, приходилось вкладывать больше средств, чем могли заработать. На свой первый банкет, кстати, одолжили у одних друзей скатерть, у других — бокалы, еще у кого-то — термобокс, слайсер … Влезали в кредиты, прогорали. Было такое, что за счастье была только тюлька на столе.
— Часто к родителям ходили в гости, чтобы у них поесть, — продолжает воспоминания Марина. — А вот на дни рождения друзей не ходили года три, потому что не за что было купить подарки. Они считали, мы возгордились, когда занялись бизнесом. Но на самом деле нам было неудобно признаться в том, что не можем заработать денег. Наша дочь, кстати, которой сейчас шесть лет, выросла в одежде, которую мне отдавали подруги от своих детей.
В настоящее время основной вид деятельности фирмы «Золотая сота», которой владеют Мостовые, — кейтеринг. Многие полтавчане именно им заказывают организацию банкетов, фуршетов, свадеб. Параллельно супруги ведут еще несколько бизнес-направлений. Имеют две усадьбы в пригородном селе Петровка, развивают экотуризм, занимаются пчеловодством. Организовывают экскурсии на пасеку, проводят мастер-классы по изготовлению галушек, росписи медовых пряников, приготовлению борща… Кстати, фирменный борщ семьи Мостовых — с медом, лимоном и самогоном — стал известен далеко за пределами Украины. К ним приезжают гурманы, чтобы попробовать это кулинарное произведение искусства и просто отдохнуть душой!
Недавно начали фасовать в тару из пищевого пластика десерты — тирамису и торт «Наполеон». В ближайших планах — запустить самогоноварение и пивоварню…
— Возможностей для предпринимательства очень много, было бы желание им заниматься, — убежден Виталий. — Некоторые из знакомых говорят, что мы с Мариной такими родились, что на всем зарабатываем. Хотя, думаю, нужно лишь внимательно следить за мировыми тенденциями и, возможно, повторить чей-то опыт, добавив что-то свое.
Впрочем, не скрывает, задатки коммерсанта у него были еще с детства: уже в седьмом классе приторговывал сигаретами. Ребятам лень было бегать на перемене в киоск, а он не ленился заранее запастись сигаретами, чтобы иметь навар.
Читайте также: Что бывает, когда военный берется за яйца: участник украинско-российской войны создал одну из самых больших гусиных ферм в Украине
— А не было желания бросить бизнес, когда он не шел? — интересуюсь.
— Я несколько раз порывался это сделать, — говорит мужчина. — Хотел устроиться дальнобойщиком, чтобы ездить за границу и иметь постоянный заработок. Но жена не сдавалась и меня всегда убеждала еще немного потерпеть — она видела в нашей коммерции перспективу.
— Не надо лениться, — объясняют Мостовые феномен своего успеха.
Сало должно мариноваться не менее суток
И все же снова возвращаемся к салу.
— Какой вид продукции пользуется наибольшим спросом у покупателей? — спрашиваю Марину.
— 80 процентов покупают сразу если не все, то несколько видов. Оптовикам мы делаем отличные скидки. В Европе наше сало продают не менее чем за 11 евро.
— Можно рецепт смесей для маринования?
— Это секрет фирмы. Пропорции были подобраны путём экспериментов. Скажу только, что сало должно мариноваться не менее суток. В конце концов каждый может сделать это по собственному вкусу.
— Каков срок годности этого фирменного продукта?
— Сало будет стоять и два, и три месяца в холодильнике без изменения вкусовых качеств. Мы это тестировали. Хотя рекомендуем употребить в течение трех недель.
— «Самое дорогое сало в Украине» будет и дальше дорожать?
— Точно не будет дешеветь. Ведь само сало дорожает, типографские услуги дорожают, цена рекламы растет. Единственное, что нам стало дешевле, — закупать пет-банки и крышки под нашу сальную продукцию. Это потому, что одна одесская фирма запустила их изготовление специально под наш бизнес, — с удовольствием отвечает владелец «Золотой соты».
Чтобы привлечь еще больше покупателей, Мостовые запустили партию сальной продукции в баночках, которые вполовину меньше, соответственно, на столько же дешевле.
В то же время они вовсю помогают фронту. Из каждой партии расфасованного сала 20 процентов отдают для ВСУ, что эквивалентно почти 20 тысячам гривен ежемесячно. А из воска, полученного на собственной пасеке, делают свечи, которые отправляют своей родственнице в Японию. Вырученные там средства направляют на помощь воинам и внутренне перемещенным лицам. Могли бы и сами уехать за границу, поскольку у Виталия шейная травма и мобилизации он не подлежит. Но они большие патриоты. И миссию семьи видят в том, чтобы своим трудом укреплять и менять Украину.
Ранее полтавчанка Оксана Лозовьягина, мама троих детей, рассказала в интервью «ФАКТАМ», как начала свой бизнес по изготовлению полезных вкусностей.
Фото предоставлены Мариной и Виталием Мостовыми
304416Читайте нас в Facebook