«В Европе такие уникальные старинные часы на башне сохранились только во Львове и Вене» (фото)
— Работы по ремонту башни продлятся до октября, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Львовского горсовета. — Из городского бюджета на эти цели выделили пока 1,2 миллиона гривен, а, согласно проектно-сметной документации, стоимость полной реконструкции составляет три миллиона гривен. Будут заменены конструкции крыши самой башни, проведены ее внешняя реставрация и реставрация шпиля. Смотровую площадку для посетителей временно закрыли.
«Часовой механизм изготовил в 1504 году монах Григорий, за что получил немалую по тем временам сумму в четыре золотых червонца»
Очень сложная работа предстоит при реставрации четырех циферблатов и двухметровых стрелок главных городских часов на башне. Часовой механизм изготовил в 1504 году монах Григорий, за что получил немалую по тем временам сумму в четыре золотых червонца. Сильнейшие пожары
*150 лет назад магистрат города не поскупился и купил часы на венской фабрике Вильгельма Штелля (фото автора)
Но главным городским часам не везло: башня, на которой они были установлены, то падала, то разрушалась от ядер вражеских пушек во время войн, то снова горела. Лишь около 150 лет назад львовскую Ратушу вновь украсили огромным циферблатом: магистрат не поскупился и купил часы на венской фабрике Вильгельма Штелля.
Смотритель львовских часов пользовался у горожан и в магистрате огромным уважением. Согласно записям, сохранившимся в книге затрат, часовщику столицы Галичины предоставлялись служебная квартира, разнообразные льготы, преподносились богатые подарки к праздникам, а если он женился, городские власти присылали бочонок хорошего вина.
— Остается только жалеть о тех добрых временах, — шутит нынешний часовщик Ратуши Тарас Бас. — Сколько себя помню, всегда возле этих часов крутился. До меня многие годы за сложным механизмом присматривал мой отец, а его, в свою очередь, обучал предыдущий мастер. Все эти знания потом отец передал мне...
«Попробуйте подтянуть на высоту 65 метров три огромные гири!»
Часовой механизм располагается в отдельной комнате: несколько больших зубчатых шестеренок, барабаны со стальными тросами, циферблат с латинским шрифтом, рычаги, противовесы, вертушки...
— Главные городские часы порой непредсказуемы, как человек, — объясняет Тарас Бас. — То идут нормально, то вдруг закапризничают. Разбираюсь, запускаю механизм. Только возвращаюсь домой — звонок из горсовета: часы стоят! Нужно снова отправляться к Ратуше.
*Мастер Тарас Бас: «Часы у меня нежные и порой непредсказуемые, как человек»
При перепадах температуры часы то забегают вперед, то отстают. Приходится постоянно быть начеку. Нелегко и заводить их. Попробуйте подтянуть на высоту 65 метров три огромные гири!..
Состояние часов Тарас оценивает на «отлично» — за ними всегда хорошо ухаживали.
— За столько лет уже научился на слух воспринимать, как они работают, — продолжает мастер. — Заходишь в комнату, прислушаешься — убеждаешься, что все в порядке. А чтобы оценить состояние уникального механизма, часы надо остановить и полностью разобрать.
Часы действительно уникальные. Остается только восхищаться, ведь их делали, когда не было ни токарных, ни фрезерных станков! В Европе такие старинные механические часы сохранились только во Львове и Вене — все давно перешли на электронику.
2184Читайте нас в Facebook