«у нас есть примета: чтобы старт ракеты с плавучего космодрома прошел успешно, нужно Поймать акулу»
Даже среди специалистов были люди, считавшие фантастической идею запуска ракет с плавучего космодрома. Тем не менее десять лет назад она стала реальностью. Тогда победу праздновала интернациональная команда украинцев, россиян, американцев и норвежцев — представителей стран, вошедших в беспрецедентный проект «Морской старт».
«Морских хищниц ловили не на спиннинг, а корабельным краном»
Уже во время первого исторического запуска в океане ракеты «Зенит 3SL» появилась традиция — обязательная ловля акул накануне старта ракеты.
- Она появилась благодаря норвежской команде моряков, — говорит участник первых семи запусков ракет с плавучего космодрома, заместитель генерального конструктора Государственного предприятия КБ «Южное» имени Михаила Янгеля Анатолий Агарков. — В том месте океана на экваторе, откуда предстояло запустить нашу совместную с россиянами ракету «Зенит 3SL», оказалось много рыбы, в том числе акул. Норвежцы вместо удочек или спиннинга использовали корабельный кран. Надели на крюк внушительный кусок мяса, крови в воду плеснули (акулы за несколько километров улавливают кровь). Ну и поймали хищницу метра два длиной. Капитан лично разделал ее на палубе. Это было накануне первого старта, успешно проведенного 28 марта 1999 года. Перед запуском второго «Зенита», который тоже прошел успешно, снова выловили акулу. А нужно сказать, что мы, ракетчики, народ суеверный. Так что обратили внимание на некую «связь» между удачей в рыбалке и стартами ракет. Когда пришло время запуска следующего «Зенита», уже специально просили друзей-норвежцев добыть акулу. Вот только на этот раз с рыбалкой не заладилось: мясо нормальное, кровь в воду вылили, акулы приплыли, а на приманку не клюют. И старт ракеты получился неудачным. Как после такого не верить в приметы?
С тех пор «капитанская рыбалка» накануне пуска стала традицией. Из акульего мяса для участников запуска готовятся шашлыки и суп. Правда, мне эти блюда не очень нравятся — у акулятины привкус специфический. А суп из плавников (он считается деликатесом) кок готовит только для капитана — это тоже своего рода традиция.
- Сколько людей задействовано в запуске ракеты?
- В морской поход из американского города Лонг-Бич, что на берегу Тихого океана, к месту запуска на экваторе отправляется человек триста. Задействованы специальный корабль, где находится центр управления пусками, а также плавучий цех для сборки ракет, ну и наши каюты, спортзал, бар, бассейн, кинотеатр Рядом плывет гораздо больший по размерам корабль «Одиссей» — это плавучий космодром. Он создан на базе морской буровой платформы для добычи нефти и газа.
Дорога из Америки к месту старта занимает около двух недель. В заданной точке на подготовку к пуску уходит еще трое суток. На заключительном этапе все сотрудники переходят с плавучего космодрома на командное судно. Корабли расходятся на безопасное расстояние — пять километров. Пуск «Зенита» проводится дистанционно.
Первый старт был самым важным — мы тогда впервые в мире на деле доказали, что ракеты можно отправлять в космос не только с тверди, но и с океана. На борт плавучего космодрома сразу после старта отправилась комиссия, чтобы осмотреть основные системы. Вернулась на командное судно с хорошими новостями — «Одиссей» выдержал все нагрузки, связанные с запуском ракеты. В своем поздравлении по поводу успешного пуска генеральный конструктор — генеральный директор нашего КБ Станислав Конюхов — поздравил партнеров по проекту «Морской старт»: сотрудников «Южмашзавода», американской компании «Боинг», норвежской «Кварнер» и российской ракетно-космической корпорации «Энергия».
«Чтобы первый старт ракеты состоялся, норвежский капитан корабля рисковал карьерой»
- Как отмечали победу?
- Для каждого из нас это был настоящий праздник. Переживали сильнейший душевный подъем, ведь на пути к успешному запуску столько всего пришлось преодолеть. Например, осенью 1998-го во время перехода из Петербурга в американский Лонг-Бич «Одиссей» попал в шторм — сорвало мостовой кран (а это огромная махина). Пришлось проводить ремонт. Затем произошло еще более серьезное ЧП — у другого крана прорвало маслопровод, маслом залило ракету «Зенит 3SL». Комиссия изучила состояние ракеты и решила, что ее следует очистить и вновь выкрасить. А когда шли к месту запуска «Зенита», сломалась опора огромной емкости, где находилось 270(!) тонн жидкого кислорода для заправки ракеты. Эта емкость стоит на борту «Одиссея». Представьте: от качки (разыгрался сильный шторм) махина жутко грохочет и неизвестно, устоит ли она. Ситуация сложилась угрожающая безопасности людей и плавучего космодрома. Провести ремонт в условиях морского похода невозможно. По правилам мореходства, капитану следовало приказать слить кислород и повернуть «Одиссей» обратно в Америку. Но мы с россиянами предложили выход — переместить балласт так, чтобы «Одиссей» накренился под определенным углом. Это и спасло положение — емкость с кислородом перестала грохотать. Однако чтобы решиться на эту операцию, от капитана потребовалось проявить мужество — моряк рисковал карьерой, соглашаясь на наш план.
А как отмечали успех? Организовали праздничный ужин. Норвежские моряки по этому случаю сделали крюшон, выставили пиво. Украинцы и россияне пели песни, а иностранные коллеги старались подпевать. А еще через несколько дней американка российского происхождения Катарина Пейлер-Рождественская организовала женщин из Украины и России, чтобы приготовить наши славянские блюда и угостить американцев и норвежцев. Девчата трудились примерно до часа ночи. Впрочем, борщ готовил мужчина из России, генерал запаса. Мы их, так сказать, поддерживали — приходили снимать пробу. А утром все собрались в зале и угощали иностранцев и своих. Это стало традицией.
После, кажется, второго пуска, когда мы вернулись в Лонг-Бич, нам подсказали, что неподалеку есть русское кафе, где подают родные нам яства — сало, соленые огурчики, блинчики В плавании-то нас кормили норвежские повара, так что по привычным блюдам порядком истосковались. Это кафе теперь регулярно устраивает для нас застолье в базовом порту прямо на причале, когда мы возвращаемся из похода.
- По семьям очень скучали?
- Конечно! В связи с этим запомнился старт, который мы провели в январе 2001 года. Нашим американским коллегам пришлось тогда пойти на своего рода жертву — праздновать Рождество не в кругу семьи, а в плавании. Ну а мы в море отмечали Новый год. Руководство КБ «Южное» приготовило по этому случаю радостный сюрприз: съемочная группа предприятия обошла наши семьи в Днепропетровске и записала на видеопленку сюжеты с поздравлениями. Кассеты втайне от нас передали на корабль перед выходом в море. В новогоднюю ночь нас пригласили в кинозал и стали показывать приветствия родных. Впечатление было сильнейшее — у взрослых мужиков в глазах стояли слезы. В зале присутствовали норвежцы — члены экипажа корабля. Им поначалу пытались переводить, а они говорят: не надо, и так все понятно.
- Все участники пуска должны знать английский?
- Не обязательно. Главное, чтобы ты был толковым специалистом, а в общении с иностранными коллегами помогут переводчики. Впрочем, английским многие из нас владеют.
- Какие бытовые условия на корабле?
- Уютные двухместные каюты, хорошая столовая, еды вдоволь. На палубе — бассейн. Работает бар. Там, кстати, отмечают успешные пуски, разыгрывают чемпионаты по настольному футболу.
«Проект, подобный «Морскому старту», был разработан в Днепропетровске в конце 1970-х»
- Можно ли пить спиртное?
- На корабле действует сухой закон. Но по праздникам капитан может выдать несколько бутылочек. Например, на день именинника. Я, кстати, праздновал свое 50-летие на борту корабля. Американцы из компании «Боинг» подарили мне тогда часы и картину, на которой запечатлен первый пуск ракеты. Кроме того, после пуска заказчики угощают всех шампанским в баре.
- Как проводили свободное время?
- Я уже упомянул о жарких матчах по настольному футболу. Проводятся также турниры по баскетболу. Кроме этого, многие купаются в бассейне, загорают, занимаются в спортзале — спасаются от гиподинамии. Американцы брали с собой рыболовные снасти и им удавалось наловить рыбы. Правда, добыть на спиннинг или удочку небольшую акулу не смогли, хотя мечтали об этом. А наши ребята прихватили с собой особую снасть — кальмароловки. Ловили на них по ночам: направляешь фонарь на поверхность океана, и на свет собираются кальмары. Ты видишь, как они попадают на твою снасть.
Кстати, во время испытаний, которые мы проводили у берегов США, места на корабле всем участникам недоставало. Наняли несколько лодок. Владелец одной из них занимается организацией платной рыбалки. Он, видимо, не разобрал, для чего у него арендуют лодку, и укомплектовал ее снастями и живой наживкой. Так что парни, которые там поселились, имели возможность на досуге развлечься рыбалкой.
На экваторе американцы устраивают праздник Нептуна с посвящением новичков в «морские волки». Все делается по особому сценарию: кто-то один переодевается в Нептуна, еще человек десять — в членов его свиты и даже врачей, девушки — в русалок и медсестер. Для «царя морского» ставят трон. Новичков укладывают на кушетку и вымазывают краской и какой-то грязью. Все это под шутки, смех. Вечером устраивается барбекю. Все это сплачивает интернациональный коллектив, дает хорошую разрядку после напряженной работы.
- Сколько платят за участие в проекте, какова сумма премиальных за успешный запуск ракеты?
- На работе в Днепропетровске нам начисляется обычная заработная плата плюс командировочные — сумма, эквивалентная 50 долларам в сутки. А за успешный пуск приказом генерального конструктора могут поощрить небольшой премией.
- Скажите, почему вообще появился проект «Морской старт». Неужели с океана запускать ракеты выгоднее?
- Мы их пускаем с экватора. Ведь оттуда можно вывести на орбиту груз, на 20 процентов более тяжелый по сравнению с тем, который под силу ракете, стартующей с казахстанского Байконура. Есть еще целый ряд преимуществ, скажем, не нужно отводить земли под размещение космодрома и падение отделяющихся частей ракеты.
В нашем конструкторском бюро проект по запуску космических ракет в океане (он назывался «Плавучесть») разработали еще в конце 1970-х. Но денег на его воплощение тогда не нашлось. Вернулись к нему только после развала СССР. Тогда была закрыта советская программа полетов на орбиту кораблей многоразового использования «Буран» и «Энергия». Специалисты, которые работали с этой программой, предложили американцам совместно заняться «Морским стартом». Вначале рассматривался вариант использования ракеты «Протон», которая ныне доставляет грузы на Международную космическую станцию. Но в конце концов выбор пал на наш «Зенит» — его топливо экологично.
ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»
За десять лет с плавучего космодрома «Одиссей» с помощью украинско-российских ракет «Зенит 3SL» на орбиту выведено 26 спутников. Самый тяжелый из них — американский «Спейс уэй» (»Космический путь») — весит 6,1 тонны.
413Читайте нас в Facebook