«мне довелось посидеть в Суперкубке, завоеванном динамовцами киева в 1975 году»
Гордость футбольной истории киевского «Динамо» — Суперкубок, завоеванный футболистами в 1975 году, находился, как и другие призы, в Клубе мастеров столичной организации «Динамо». На одном из президиумов Киевского городского совета «Динамо» почетный европейский трофей стоял перед трибуной. После совещания председательствующий шутя поинтересовался: «Как вы думаете, кто-то из присутствующих может поместиться в этом кубке?» Подняла руку только диктор стадиона Елена Гуц: «Я!»
Об этом и других интересных эпизодах своей динамовской спортивной биографии, насчитывающей ни много ни мало 64 года, «ФАКТАМ» рассказала заслуженный работник физической культуры и спорта Украины Елена Гуц.
«Котэ Махарадзе подарил мне свою книгу «Репортаж без микрофона» с памятной надписью»
- Когда ведущий заседание президиума Киевского городского совета «Динамо» увидел, что в ответ на его шутливый вопрос я подняла руку, он предложил: «А ну, давайте попробуем!» — вспоминает Елена Гуц. — Я полушутя попробовала — получилось. Недаром в сборной команде УССР по спортивной гимнастике меня за маленький рост прозвали Кнопкой! Словом, мне довелось посидеть в Суперкубке.
- Вы и сейчас просто Дюймовочка! Сколько же вы весили, «покоряя» Суперкубок?
- До 50 килограммов. Не поправляться очень выгодно: можно свободно носить любимые вещи. Когда в 1952 году я была членом сборной СССР по спортивной гимнастике на Олимпиаде в Хельсинки, нам выдали спортивную экипировку (купальники, шерстяные костюмы, на которые мы сами пришивали буквы «СССР») и красивую парадную форму — светлые плащи, белые шифоновые блузы и васильковые юбки. Этот костюм у меня до сих пор хранится как память, и он мне впору!
Кухня в олимпийской деревне Хельсинки работала по принципу «выбирай, что хочешь». Мы же есть не могли, потому что должны были держаться в весе. Я держала свои 48 килограммов. Зато после соревнований за какие-нибудь три-четыре дня некоторые сборники успели набрать до пяти килограммов! Уж больно все было вкусно!
- На пути к Суперкубку киевляне обыграли «Баварию». Игру с немцами на Республиканском стадионе, в которой Олег Блохин забил победный гол, вы вели?
- Нет, мы с мужем приобретали инфаркт на трибунах. Все закончилось для «Динамо» хорошо, но до этого ведь надо было полтора часа проболеть!
А первые выходы на поле Олега Блохина, Алексея Михайличенко, Владимира Мунтяна, других легендарных киевских футболистов я объявляла на стадионе «Динамо» еще во времена их выступлений за дубль. Знаю старшие поколения игроков с 17-летнего возраста. Да и они привыкли к моему голосу. Приятно, что по голосу меня узнают многие болельщики, каким-то образом находят мой номер телефона, звонят, просят автограф
- Это нелегкое бремя славы. А как вы, будучи гимнасткой, стали диктором?
- В 1959 году диктор Радиокомитета УССР Евгения Круглова, которая была диктором стадиона «Динамо», не пришла к началу встречи киевлян с москвичами. Позже выяснилось, что Круглова серьезно заболела и больше на работу так и не вышла. В тот вечер я, член сборной УССР, тренировалась в гимнастическом зале стадиона (сегодня в этом помещении располагается фан-клуб «Динамо». — Авт. ). В зал неожиданно зашел один из тренеров команды и обратился ко мне: «Лена, выручай! Очень надо!» Я выручила и выручаю до сих пор, болею за наших, на мой взгляд, как никто на свете.
Когда знаменитый футбольный комментатор Котэ Махарадзе в нашем динамовском зале в 2001 году праздновал свое 75-летие, он подарил мне свою книгу «Репортаж без микрофона» и написал: «Так красиво можно говорить на футболе только тогда, когда любишь сердцем свою команду. И это — вы» — и расписался
«В 1952-м советские спортсмены впервые участвовали в Олимпиаде. От впечатлений глаза были квадратные»
- В последнем туре чемпионата Украины, когда «Динамо» встречалось с «Арсеналом», я обратила внимание на ваше ликующее объявление: «Гол в ворота команди «Арсенал» забив Олександр Алiїв!» Где вам ставили голос?
- Я всегда с удовольствием объявляю, когда забивают динамовцы, — продолжает Елена Христофоровна. — А когда пропускаем, кажется, у меня даже голос пропадает.
Сильный голос у меня от природы: я пела в школьном хоре, хорошо декламировала, во Дворце пионеров меня отбирали на какие-то литературные конкурсы. Когда я попала в олимпийскую сборную СССР, на сборах в Выборге предусматривались часы на разучивание песен. Чтобы они звучали в нашем автобусе, когда мы будем на Играх в Хельсинки. И мы с Ниной Бочаровой выводили (напевает, четко выговаривая каждое слово):
Ты спортсмен страны передовой,
Ты должен быть всегда на первом месте.
Мы идем шеренгой боевой,
Защитники ее спортивной чести.
Выше знамя советского спорта!
Шире шаг от рекорда к рекорду!
Слава смелым, отважным и гордым,
Патриотам трудовой страны!
- Не в Хельсинки ли Нина Бочарова стала олимпийской чемпионкой?
- Именно там.
Наша сборная УССР по спортивной гимнастике была самой певучей командой в СССР: Лора Латынина, Рита Николаева, Валя Мордовина и Вася Паршин очень хорошо пели.
- Чем вам запомнилась Олимпиада-52?
- Грандиозностью! Советские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх. От впечатлений глаза были квадратные! Стадион в Хельсинки казался мне просто огромным. Позже, когда я бывала на этой арене, она выглядела вполне обычно, стадион как стадион. Но тогда он был для нас фантастически огромен! Перед открытием Игр на предстадионной площади плотными рядами стояли велосипеды. Видимо, чтобы не загромождать площадь машинами, зрители приехали на двухколесном транспорте. Казалось бы, садись на любой и езжай! Но никто чужое не брал
Когда нам выдали суточные, мы вместе с Марией Гороховской, Ниной Бочаровой отправились по магазинам. Гимнастки сказали: «Купим тебе отрез на пальто и воротник из чернобурки». Но, пока мы выбирали сувениры, на радостях я оставила свой кошелек в каком-то магазине. Потерю обнаружила только через несколько кварталов. Иду, слезы незаметно вытираю. Какие уж тут покупки! Все решили возвращаться в гостиницу, а на обратном пути смотрим: у дверей магазина стоит финн с моим кошельком и ждет нашу группу, чтобы вернуть деньги. Вот что особенно впечатлило!
- Красивое фото — на стадионе вы и молодая Лариса Латынина в батистовых блузочках и с одинаково уложенными косами.
- Мы с Лорой, как все украинские девчата, носили длинные косы. Но однажды приехали на соревнования в Москву и решили сделать новые прически — подстриглись почти всей командой и сделали перманент. Увидев наши модные прически, тренер сборной УССР Александр Семенович Мишаков (позже личный тренер Латыниной и Шахлина) сказал: «Большей глупости сделать было невозможно!» К тому же мы оставили в парикмахерской свои косы, не зная о том, что натуральные волосы дорого стоят
Наша сборная по спортивной гимнастике неоднократно выигрывали у своих главных соперников — команд Москвы и Ленинграда. В Киеве мы тренировались в том же зале на «Динамо», в котором я в 1945 году прошла отбор в спортшколу «Юный динамовец». С тех пор и идет мой динамовский стаж. Раньше в Киеве был еще один хороший гимнастический зал — во Дворце физкультуры на улице Красноармейской, 51, но, когда он сгорел, остался только наш, динамовский. И все украинские сборники временно тренировались там.
В Украине была очень сильная женская сборная по гимнастике. Мы выиграли четыре или пять чемпионатов Советского Союза, I и II Спартакиады народов СССР в 1956 и 1959 годах.
Первая Спартакиада в Москве проходила на открытом воздухе, на стадионе Юных пионеров на Ленинградском проспекте. Прямо на траве лежали маты, стояли снаряды, на которых выступали гимнасты. Репетицией выступлений нашей сборной в Москве была Спартакиада Украины, проходившая в Киеве на футбольном поле «Динамо».
Конечно, условия были далеки от идеальных. Вольные упражнения даже на Олимпиаде-52 выполнялись на голом паркете, без ковра. Поэтому в углу стоял ящик с канифолью, которой мы натирали тапочки, чтобы не поскользнуться при выполнении акробатических элементов. Мостик для выполнения опорного прыжка совсем не амортизировал, а бревна были самые примитивные. Сейчас делаешь упражнения на снарядах, и душа радуется такой красоте.
«Когда Лариса Латынина впервые проиграла чемпионат СССР, я даже не хотела объявлять победительницу»
- С Ларисой Латыниной связь поддерживаете?
- А как же! Недавно Лора приезжала в Киев. В Октябрьском дворце Лилия Подкопаева проводила шоу «Легенда Лариса» в честь ее 70-летнего юбилея. Латынина была тронута таким вниманием. Она любит Киев, ведь юность прошла здесь, любовь Хотя уже лет 35 Лариса живет в Москве.
Мы с Лорой вспомнили случай, когда в 1972-м на помосте киевского Дворца спорта она первый раз проиграла чемпионат Союза. На тех соревнованиях я даже не хотела объявлять о победе Петрик, но пришлось. А что делать?
На Олимпиаде-80 в Москве мы с Ларисой работали и в роли организаторов, и в роли комментаторов, и в роли судей (Елена Гуц — судья международной категории по спортивной гимнастике. — Авт. ).
- Что для вас труднее: следить за игрой на родном стадионе или болеть у телевизора?
- На «Динамо» мне болеть легче. Я про себя говорю: «Соберитесь, вы же сильнее, вы же должны выиграть!» — и внушаю это динамовцам. Потому что искренне люблю свою команду и считаю, что она должна побеждать в любом поколении.
Очень важно, когда окружение команды верит в победу, и эта уверенность передается спортсменам. Вот у нас в гимнастике были специалисты, которые при выходе ученицы на бревно сразу же шептали: «Хоть бы не упала!» Нервозность тренера передавалась гимнастке, которая действительно могла упасть.
- Какой у вас распорядок в день игры на стадионе «Динамо»?
- Чтобы хорошо звучать на стадионе, надо за целый день не расплескать положительные эмоции и хорошее настроение. Ведь уже вечером они понадобятся. Когда мне нужно выходить на еврокубковые матчи, думаю: «Господи, помоги 21. 45 дождаться!» Это ж как долго ждать начала!
- Приметы на победу у вас какие-то имеются?
- Динамовцы часто переламывают игру во втором тайме и побеждают. После финального свистка у меня остается пять секунд, чтобы до начала трансляции «Футбольного марша» успеть сказать: «З перемогою, дорогi динамiвцi!» И эта фраза мне нравится больше остальных.
408Читайте нас в Facebook