Геннадий Татарченко: «Монолог Богдана Ступки, который прозвучит в рок-опере „Джоконда“, был записан за три месяца до его смерти»
Песни на музыку Геннадия Татарченко есть в репертуаре Софии Ротару («Музыка капели», «Бiлi нарциси»), Валерия Леонтьева («Белая ворона»), Александра Малинина («Пилигримы»), Тамары Гвердцители («Виват, король!»), Дмитрия Гнатюка («Гей, ви, козаченьки!»), Оксаны Билозир («Україночка»), Виталия Билоножко («Бiла хата»), Аллы Кудлай («Бузкове щастя»), Павла Зиброва («Нателла») и многих других известных исполнителей. Восемь песен на музыку Геннадия Петровича пел Назарий Яремчук — «Полiсяночку», «Дай, Боже, радостi»…
В 1987 году совместно с поэтом Юрием Рыбчинским Геннадий Татарченко создал знаменитую рок-оперу «Белая ворона». И вот ожидается очередная премьера —рок-опера «Джоконда», написанная в творческом тандеме с поэтом Александром Вратаревым.
О созданном мюзикле и о том, как ему живется сегодня, Геннадий Татарченко рассказал «ФАКТАМ».
— Наша новая с Александром Вратаревым работа, конечно же, о любви, — говорит Геннадий Татарченко. — О любви мужчины и женщины, о любви к искусству, о любви к родине. Главная героиня мюзикла Джоконда — талантливая певица и актриса с непростой судьбой.
— Кто же будет исполнять в рок-опере главные роли?
— Замечательные артисты. Даже покойный Богдан Сильвестрович Ступка, о ком мы скорбим и еще долго скорбеть будем, принял участие в ней. В рок-опере будет звучать его голос — в прологе и в финале. Могу процитировать слова, с которыми он обращается к залу:
«Ах, зрадники! I темнi, i ученi!
Ви кривдили усiх
Без тайної вечерi.
Iснуєте в бедламi цiм
Брехнi, безкарностi й огиди.
Ви присягалися усiм —
I Вiкторам, i Леонiдам.
Нехай Господь простить.
Усе iз вами ясно.
Свободу не зловить!
Її свiча — не згасне!»
После чего появляется на сцене маленький ангелочек и говорит: «Душа не помирає, Божий сину… Христос воскрес, воскресне й Україна!» Звучит пророчески. Правда? А ведь рок-опера задумывалась не сейчас — лет пять тому назад. Монолог Богдана Ступки был записан за три месяца до его смерти, когда он уже лежал в больнице. Я приехал к нему в Феофанию, купив по дороге килограмм самой лучшей черешни. Мы ее ели и обсуждали этот замысел. Богдану Сильвестровичу он очень понравился. И, несмотря на тяжелую болезнь, артист приехал ко мне в студию и записал монологи персонажа рок-оперы, который называется Голос. Это голос Космоса, голос Правды…
Идея рок-оперы в чем? Люди в современном обществе попадают в систему взаимоотношений, которая провоцирует их на грехи — к примеру, они друг друга предают во имя денег. И выход из всего этого один — дорога к Иисусу. Только когда человек начнет жить по Божьим заповедям, добро победит. Вся рок-опера пронизана философскими идеями.
*"Персонаж рок-оперы, которого озвучил Богдан Сильвестрович, называется Голос, — объясняет Геннадий Татарченко. — Это голос Космоса, голос Правды…"
— Слышала, что одну из ролей якобы предложили сыграть народному артисту Украины Евгению Паперному.
— Такая задумка есть. Мы, авторы, вместе с режиссером Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки Ольгой Гаврилюк хотели бы, чтобы роль мецената, на «шашни» с которым за обещание успеха Джоконда меняет любовь молодого парня, сыграл Женя Паперный. Это сложный образ. Меценат вроде и неплохой человек, но, по сути, — мошенник, который не прочь на ком-то заработать, кого-то подставить. Он может забрать у кого-то деньги и при этом помочь тому, кто нуждается, стать таким вот «благотворителем».
— А кто сыграет Джоконду?
— Пусть для зрителя это станет сюрпризом. На главную роль объявим кастинг.
— Многие могут сказать: на фоне того, что происходит в стране, не до любви сегодня…
— Не соглашусь. Любовь нужно спасать! Сейчас так много агрессии. Любовь и агрессия несовместимы. В сложные периоды, такие, как сегодня, человеческие отношения проверяются на прочность — не только любовь, но и дружба. Ведь правильно говорится: не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— С вашей супругой, известной певицей Астраей, вы в браке больше двадцати лет. В чем секрет вашего прочного союза?
— Мы вместе 23 года. А в чем секрет крепкого брака? Общие интересы, в том числе в профессии. Вообще человеческие отношения — хрупкая вещь. Иногда они дают трещину, могут разбиваться, портиться, как продукты. Общие интересы способны их держать. И если и они пропадают, тогда уже ничего не остается. В самые сложные моменты, если хотите сохранить семью, нужно только договариваться друг с другом, ни в коем случае не проявляйте агрессию.
— Ваша супруга Астрая задействована в рок-опере?
— Она хочет принять участие в кастинге на роль Джоконды на общих основаниях.
— Для творческих людей нынче непростое время. Многие жалуются, что нет вдохновения.
— Да, время сложное. Практически весь песенный шоу-бизнес сейчас пластом лежит. Однако многие творческие личности продолжают работать. У меня, к счастью, тоже есть и силы, и вдохновение. Знаете, мы и до этого непростые времена переживали. Например, 1990-е годы. Конечно, их нельзя сравнивать с тем, что имеем сегодня, тем не менее… Люди выживали, как кто мог.
— Вы же с Юрием Рыбчинским тогда написали песню «Белая ворона»?
— Это было в 1987 году, как раз тогда, когда Горбачев объявил перестройку. А потом и рок-оперу «Белая ворона» создали. Песня год держалась на первых местах в хит-параде. Она рассказывала о личности, которая была зажата и хотела вырваться на волю. На острие времени, когда мир меняется и во многом становится непонятным, трансцендентным (трансцендентность — философский термин, характеризующий то, что недоступно познанию и не основано на опыте. — Авт.), творить трудно, но интересно. Ты все пропускаешь через себя и потом отражаешь это в своем творчестве.
— К слову, помните момент, когда ощутили свою известность?
— Я скажу: когда Назарий Яремчук спел несколько моих песен на стихи Вадима Крищенко. Их транслировали по всесоюзному телевидению. Одна из самых известных — «Полiсяночка».
— Каким вы запомнили Назария Яремчука?
— Очень гостеприимный человек был. Мы с женой гостили у него в Косове на Западной Украине. Назарий дал нам с Астраей ключи от дома, а сам уехал на фестиваль. «Делайте здесь что хотите», — сказал. Дома у него все было обустроено в гуцульском стиле — певец любил народный быт. Нам с Астраей подарил на память декоративные тарелки работы местных мастеров.
— Спустя время ваши песни уже пели Ротару, Малинин, Гвердцители…
— Да, тогда я себя ощутил на гребне популярности. Хорошее время было. Есть что вспомнить. Когда с Валерой Леонтьевым после репетиции, которая проходила у меня дома, вышли в Киеве на улицу, прохожие застывали от удивления. Гадали: Леонтьев или нет? Валера в повседневной жизни одевался так же экстравагантно, как на сцене. Галифе, цацки на шее… Был у меня в гостях и Саша Малинин. Я его угощал борщом и варениками с капустой. И я у многих в гостях бывал. Тамара Гвердцители нас с Астраей радушно у себя принимала в московской квартире. Пили у нее грузинский коньяк, лакомились пахлавой, шоколадными конфетами. Важно то, что многие мои песни и сегодня в репертуаре у этих исполнителей. Например, «Виват, король!» — у Тамары Гвердцители.
— Правда, что поначалу она ее петь категорически не соглашалась?
— Такая история действительно имела место. Она желала исполнять нашу с Юрием Рыбчинским «Белую ворону», написанную для Валеры Леонтьева. А мы предложили написать что-то специально для нее. Показали песню «Виват, король!», посвященную Олегу Блохину. Она же сказала категорическое «нет» — мол, это не ее песня. С трудом ее уговорили. Повезли в ресторанчик. Гвердцители сказала: «Спою, но только один раз». Этого раза оказалось достаточно, чтобы песня стала хитом.
— Случалось, что олигархи заказывали у вас песни?
— Олигархи — нет, а вот представители среднего бизнеса с олигархическими наклонностями обращались. Кто-то просил написать гимн для фирмы, кто-то песню к своему дню рождения или любимой женщины.
— А бывало, что просили за хороший гонорар написать песню и при этом… отказаться от авторства?
— Такое случается сплошь и рядом. Сейчас это, можно сказать, определенный род композиторского бизнеса. «Напиши песню, — просят. — Я тебе заплачу, только это будет уже не твоя песня, а моего сына или дочки». Хотят, чтобы все думали, какой талантливый ребенок. Существуют и перекупщики произведений искусства, которые перепродают чужой талант. И таких сейчас множество. А композитор иногда вынужден продавать песни таким образом, чтобы выживать.
Если бы авторское право у нас в стране охранялось законом и автор получал бы отчисления за то, что его произведения звучат повсеместно, думаю, такого не происходило бы.
— Покупали ли ваши песни в кредит?
— И за бартер договаривались — в обмен на песню могли подарить хорошую музыкальную аппаратуру или инструмент. Недавно, например, мне подарили американскую гитару. На фоне экономических трудностей, которые затронули в стране многих, это не удивляет.
— Вы закончили работу над рок-оперой. Не могу не спросить о творческих планах. Возможно, напишете что-то о дне сегодняшнем?
— Знаете, не хотелось бы, чтобы песни и мюзиклы превращались в газеты. Пресса для того и существует, чтобы максимально точно отражать события. А искусство — это другое. Недавно Юрий Рыбчинский мне сказал: «Гена, вообрази ситуацию: мы с тобой стоим между Грушевского и Майданом во время кровавых событий и видим мать, у которой один сын среди „Беркута“, а второй — на Майдане? Представляешь, какие у нее переживания?!» Мы еще не написали об этом песню. Но, наверное, создать такое произведение — и есть искусство…
2577Читайте нас в Facebook