ПОИСК
Украина

Понимая, что гибель неминуема, летчик сумел увести горящий самолет от жилых кварталов Славянска

2:00 4 июля 2014
Константин Могилко
Тамара МАЛИНОВСКАЯ, «ФАКТЫ» (Винница)
Командира транспортной авиационной эскадрильи «Блакитна стежа» и командира экипажа сбитого под Славянском 6 июня самолета Ан-30Б, летчика первого класса, подполковника Константина Могилко, удостоенного посмертно звания Героя Украины, на днях похоронили в Виннице

Сослуживцы 36-летнего Константина Могилко говорят, что возможность спастись имелась у всех, кто был на борту горящего самолета, кроме самого командира экипажа. Он до конца находился за штурвалом, благодаря высочайшему летному мастерству сумел выровнять пораженное вражеской ракетой и охваченное огнем воздушное судно, чтобы дать возможность выпрыгнуть с парашютом своим подчиненным и отвести стремительно теряющий высоту самолет подальше от жилых кварталов Славянска.

«В школьные годы сын заявил, что станет летчиком»

— А я ведь почувствовала, когда взорвался управляемый Костей самолет, — в тот миг у меня сильно заболело сердце, — с горечью рассказывает Любовь Петровна, мама командира авиаэскадрильи «Блакитна стежа» подполковника Константина Могилко. — Чуть позже из теленовостей мы с мужем узнали о рухнувшем под Славянском транспортнике Ан-30Б. До последнего надеялись, что сыну, как и некоторым другим членам экипажа, удалось спастись…

Любовь к самолетам, к небу Костя унаследовал от отца, гражданского летчика. Помню, совсем маленьким мальчиком он носился с летным костюмом мужа и все пытался примерить. А как-то попросил знакомого фотографа, чтобы тот сфотографировал его в этом костюме. Фотограф убедил сынишку немного подрасти, тогда, мол, получится отличный снимок. Будучи школьником, Костя взлетел вместе с отцом и его сослуживцами по авиаремонтному заводу на отремонтированном ими небольшом самолете Як-12. Это был первый полет Кости. Как он радовался, увидев родную Винницу с высоты! С каким удовольствием бегал на занятия в Винницком аэроклубе! В общем, твердо решил стать летчиком. По окончании школы поступил в Харьковский институт Военно-Воздушных сил Украины.


*Самолеты Костя любил с детства, поэтому в выборе профессии никогда не сомневался

РЕКЛАМА

— Мы так гордились сыном! — говорит отец летчика Виктор Петрович. — Последние четыре года он возглавлял эскадрилью «Блакитна стежа» 15-й бригады транспортной авиации Воздушных сил Украины и в рамках программы международного сотрудничества «Открытое небо» побывал во многих европейских странах. Совершая облеты воздушного пространства других государств, собирал фотоматериалы для слежения за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. В совершенстве владел английским.

Мы виделись чуть более месяца назад, когда в Виннице состоялось выездное заседание Кабмина. Именно Костя доставил министров в Винницу на своем самолете. Пока они заседали, он наведался к нам. Часа два говорили, все никак с женой не могли нарадоваться на сына. Ведь с самого начала этой жуткой необъявленной войны нас измучили тревожные предчувствия. Впрочем, Костя нас берег и о работе старался не говорить. Конечно, мы знали о его боевых вылетах и в Крым, и на восток Украины. Но только я заметил, что, дескать, понимаю, как опасны боевые вылеты, как сын тут же попытался успокоить нас с женой: «Папа, у меня все отлично, а вы с мамой, главное, не волнуйтесь!» Узнав о сбитом боевиками самолете, мы принялись звонить Косте, хоть и знали — во время полета он всегда отключал мобильный телефон. Больше не увидимся… Сослуживцы, через три недели после гибели сына доставившие на самолете гроб с его останками, перед приземлением покружили немного над Винницей. Таким вот печальным стал последний полет Кости над родным городом…

РЕКЛАМА

«У экипажа не было возможности обороняться в воздушном бою»

За время службы в Воздушных силах Вооруженных сил Украины Константин Могилко освоил разные типы самолетов. В 1999-м начал службу помощником командира корабля авиационного отряда Ан-24 и быстро продвинулся по служебной лестнице, став командиром авиационной транспортной эскадрильи «Блакитна стежа» 15-й бригады транспортной авиации Воздушных сил ВС Украины.

С началом антитеррористической операции Константин вместе с экипажем часто вылетал с боевыми заданиями по воздушному наблюдению на территории проведения АТО в Донецкой и Луганской областях. Во время одного из таких вылетов на высоте 4050 метров боевики выстрелили в самолет из переносного зенитно-ракетного комплекса. Загорелся правый двигатель воздушного судна, затем пламя перебросилось на правое крыло. Управлявшему штурвалом Константину на некоторое время удалось выровнять самолет, сваливавшийся в штопор и стремительно терявший высоту. Он приказал членам экипажа немедленно покинуть горящий борт, сам же тем временем уводил транспортник от жилых кварталов Славянска и Красного Лимана…

РЕКЛАМА

— Этот самолет-разведчик, или, как его называют, «летающий штатив», использовался еще во время боевых действий в Афганистане, — объясняет тесть Константина Игорь Аркадьевич, майор запаса Воздушных сил ВС Украины. — Как и в Афгане, на Донбассе он фотографировал военные объекты, чтобы командование АТО могло определить дислокацию и количество вооруженных сил противника. Установленное на самолете фотооборудование старое, но за пять часов полета оно способно обработать до 25 тысяч квадратных километров территории. После Афгана самолет демилитаризировали. Поэтому у летчиков, вылетавших в охваченный военным противостоянием Донбасс, не было возможности отстреливаться или даже просто защищаться в воздушном пространстве. Не понимаю, то ли это безответственность, то ли недопонимание ситуации военными руководителями, не обеспечившими экипаж всем необходимым и посылавшими его фактически на верную гибель. Тем более что террористы угрожали уничтожать все, что движется в небе…

Во время встречи с представителями командования Воздушных сил я задал им этот вопрос: почему самолеты отправляют на Донбасс без системы защиты? Мне ответили, дескать, никто не знал, что террористы будут стрелять по самолету из новейшего переносного зенитно-ракетного комплекса, поступившего на вооружение российской армии буквально в конце мая. Тем более что АН-30Б был сбит на такой высоте, где раньше самолеты были неуязвимы, никакие ракеты их не достигали. Значит, надо летать еще выше — к такому выводу пришли военные начальники. Объяснили и относительно защитной системы «Веер», снятой с борта самолета: дескать, она в автоматическом режиме не работает — только в ручном. Так пусть бы и работала в ручном режиме, ведь не исключено, что выпущенная террористами ракета при попытке ее обезвреживания могла бы и отвлечься от самолета.

Также меня интересовало, почему вместо семи членов экипажа, как это положено, на борту находилось восемь. Ведь в сложившейся экстремальной ситуации летчикам, чтобы спастись, оставались считанные секунды! Получается, из-за этого «дополнительного» человека на борту кто-то из выпрыгнувших из горящего самолета членов экипажа не успел спастись. Мне объяснили, что у восьмого были все допуски к полету, что надо учить молодых летчиков, готовить достойную замену. Но ведь это был не учебный полет, не демонстрационный. Это был боевой вылет!

— После поражения самолета ракетой Константин как опытный пилот, конечно же, мгновенно оценил всю сложность ситуации…

— В обрывке радиоперехвата (он выложен в Интернете), когда самолет уже был подбит, голос Кости спокойный: «Правый горит. Ухожу на базу». Потрясающее самообладание! Он давал четкую команду борттехнику Павлу Дрышлюку тушить пожар. Даже в последних его словах «Паша, нам конец!» — никакой паники. Костя понимал — гибель неминуема, ведь при таком молниеносном снижении самолета никакой возможности спастись уже не было, к тому же и система катапультирования в этом старом воздушном судне не предусмотрена. Он выполнил свой долг до конца! Дал возможность спастись своим подчиненным, боевым товарищам — из восьми членов экипажа трем посчастливилось выжить. Предотвратил падение огромной 20-тонной машины на жилые кварталы Славянска и Красного Лимана. Он сумел удержать падающий самолет, пролетев над городом еще 60 километров. А если бы в самом начале этого аварийного полета бросил штурвал и выпрыгнул из горящей машины, могло погибнуть много мирных жителей…

Анализируя ситуацию, понимаю: Костя пытался посадить пылающий самолет на «брюхо» и, скорее всего, на один из здешних водоемов. И ему бы это удалось, но не хватило времени. Самолет взорвался в воздухе и упал в поле между двумя блокпостами — террористов и силовиков.

О том, что президент Украины Петр Порошенко подписал указ о присвоении Константину Могилко звания Героя Украины и удостоил его ордена «Золотая Звезда» посмертно, родителям сообщил командир 15-й бригады транспортной авиации Воздушных сил Вооруженных сил Украины полковник Дмитрий Филатов. Возглавляемая Могилко авиаэскадрилья «Блакитна стежа» — одно из подразделений бригады. Еще четыре погибших члена экипажа Ан-30Б награждены орденами Богдана Хмельницкого III степени.

«От взорвавшегося самолета практически ничего не осталось»

— Константин Могилко был одним из лучших летчиков Украины, — отмечает полковник Дмитрий Филатов. — Когда нам в очередной раз была поставлена задача выполнить аэрофотосъемку контролируемой боевиками местности в Донецкой области с посадкой на аэродроме в Чугуеве, я тут же дал распоряжение Константину готовить экипаж. Он заявил, что полетит вместе со своими бойцами. После вылета подчинялся уже штабу АТО.

Незадолго до того самолет дважды обстреливали террористы, но ему удавалось вернуться на базу. Примечательно, что во время этих трех боевых вылетов члены экипажа все время менялись, а вот Константин неизменно оставался за штурвалом. В этот раз самолет был поражен сразу двумя ракетами, выпущенными из переносного зенитно-ракетного комплекса на юго-востоке Славянска, неподалеку от села Семеновка. Константин увел пылающий самолет и от Славянска, и от расположенного неподалеку Красного Лимана. Именно на этом пути, по траектории полета сбитого Ан-30Б, были подобраны вертолетчиками члены экипажа, которым удалось спастись, а также найдены тела еще троих бойцов. Увы, от взорвавшегося самолета практически ничего не осталось — один пепел.

Константин до последней секунды не выпускал из рук штурвал. К сожалению, на самолете не было установлено автоматической системы сброса тепловых ловушек, которая могла бы предотвратить его поражение ракетами. Сейчас дана задача оборудовать такими системами защиты все самолеты, отправляющиеся в зону АТО.

— Во взорвавшемся самолете, кроме командира экипажа подполковника Могилко, оставался также борттехник капитан Павел Дрышлюк…

— Поскольку самолет упал на контролируемой боевиками территории, которая постоянно простреливалась, подобраться к нему было сложно. Однако в первую же ночь после трагедии с помощью специально обученной поисковой собаки были найдены тела троих членов экипажа — майора Сергея Каминского, прапорщиков Алексея Потапенко и Владимира Момота. Вскоре были обнаружены фрагменты тела Константина Могилко, находившиеся в кабине самолета, и идентифицированы с помощью экспертизы ДНК. А вот останков Павла Дрышлюка так и не нашли, и судьба его пока не известна. Поиски продолжаются.

— Как чувствуют себя летчики, которым удалось спастись?

— Один из них серьезно травмировался и продолжает лечение, еще двое, подлечившись, получили очередной отпуск. Конечно же, для них это был серьезный психологический стресс, тем более что двое совсем недавно пришли на службу. Они рассказали, что выбраться из пылающей машины оказалось непросто. Дело в том, что после попадания ракеты, видимо, произошла деформация корпуса фюзеляжа, и дверцы самолета заклинило. Штурману экипажа, занимавшемуся армрестлингом, удалось вырвать дверцы. Тогда все четверо и выпрыгнули с парашютами.

*У Константина Могилко остались жена Виталина и двое детей

— У Константина остались десятилетняя дочь Вероника и сынишка Арсений, которому вскоре исполнится три года. У других погибших членов экипажа тоже есть несовершеннолетние дети?

— Семьи, дети остались без кормильцев, но не без поддержки государства. В таких случаях государство предусмотрело денежную помощь и другие выплаты членам семей, в том числе и несовершеннолетним детям. Также командование Воздушных сил Вооруженных сил Украины ходатайствует перед Министерством обороны об обеспечении жильем семьи подполковника Могилко, которая ютится в однокомнатной квартире в Киеве. А еще мы хотим присвоить имя Героя Украины Константина Могилко одному из самолетов.

Фото из семейного альбома

21968

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров