ПОИСК
Культура и искусство

Виктор Мережко: "Когда пан Зюзя появлялся в магазине, продавцы несли ему любой советский дефицит"

6:30 31 июля 2014
Зиновий Высоковский
Пять лет назад перестало биться сердце народного артиста России Зиновия Высоковского, запомнившегося миллионам телезрителей ролью одного из популярнейших героев легендарного «Кабачка «13 стульев»

Популярность актеру Зиновию Высоковскому принесла роль писателя-графомана пана Зюзи в «Кабачке «13 стульев». Телезрителям он знаком и по блестяще исполненному на эстраде монологу подвыпившего интеллигента, а также по ролям в фильмах «Живые и мертвые», «Еще раз про любовь», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». А театралы помнят его в постановках Московского театра миниатюр и Московского театра сатиры. Судьба отмерила актеру 76 лет.

О том, каким человеком был Зиновий Моисеевич, «ФАКТАМ» рассказал его друг известный режиссер и сценарист Виктор Мережко.

— Виктор Иванович, как вы познакомились с Зиновием Высоковским?

— Нас познакомил Анатолий Папанов, с которым я дружил. Зиновий Высоковский работал с ним в Театре сатиры. Когда на телевидении появился знаменитый «Кабачок «13 стульев», пан Зюзя, которого играл Зиновий, стал очень популярным. Как-то Анатолий Дмитриевич познакомил меня с Высоковским. Я тогда был начинающим сценаристом, но уже в какой-то степени известным.

РЕКЛАМА

*Виктор Мережко

Зиновий тут же попросил меня написать сценарий с главной ролью для него, так как снимался преимущественно в эпизодах и маленьких сценках. Он был человек цепкий и хваткий, хотя и деликатный. Мы обменялись номерами домашних телефонов и стали созваниваться.

РЕКЛАМА

Зяма, как называли его по-свойски, жил недалеко от ЦДЛ — Центрального дома литераторов. И мы там достаточно регулярно встречались в ресторане. Он был совершенно фантастический рассказчик! Мог рассказывать сутки напролет — и всегда интересно и невероятно смешно. Он знал огромное количество анекдотов — думаю, не меньше, чем Юрий Никулин. Некоторые, как мне кажется, Зяма придумывал.

Практически каждый год Зиновий приезжал в Анапу на кинофестиваль «Киношок». Я ему говорил, что он у нас талисман. Приезжал Зиновий всегда с радостью, выступал, смешил… Встречали пана Зюзю очень тепло.

РЕКЛАМА

— Как Зиновий Высоковский относился к своей популярности?

— Когда Зяма выходил на сцену, его обычно объявляли: «Зиновий Высоковский — пан Зюзя. Ему это совсем не нравилось, очень злился. Как-то мне сказал: «Витя, этот «Кабачок» как какое-то проклятие. На всю жизнь я остался паном Зюзей.

— Тем не менее именно «Кабачку» Высоковский был обязан своей узнаваемостью. По его выражению, как рассказывал Аркадий Инин, он «путем лица мог добыть любой дефицит».

— Да, Зяма мог зайти к любому начальнику и «полускандально-полушутя» добиться, чего хотел. А когда пан Зюзя появлялся в магазине, продавцы несли ему любой советский дефицит — хороший коньяк, деликатесную колбасу… Так дело обстояло и со «шмотками». Но нужно сказать, все это Зяма доставал за деньги, а не на халяву.

— Говорят, он был замечательным семьянином.

— Зиновий бесконечно любил жену, дочь и внучку. Внучку Сонечку, еще маленькой, всегда брал с собой на фестивали. Когда же она училась в театральном, а я запустил в работу свой сценарий «Сонька Золотая Ручка», он попросил меня попробовать ее на роль главной героини. «Моя внучка — Сонечка, и у тебя в сценарии — Сонечка, — объяснил. — Приезжай ко мне домой, посмотри». Я подумал: накроют стол (Зяма умел хорошо принимать), и в случае чего мне будет неловко отказать.

Встретились мы с Сонечкой у станции метро «Маяковская». Я увидел очаровательную девушку, очень интеллигентную москвичку. Но Сонька Золотая Ручка — совсем иной образ. В тот же вечер я позвонил Зяме и сказал ему все как есть, что ищу совершенно другой характер. И предложил роль для него.

Когда запустился с картиной, ассистенты звонили Зиновию. Но он в это время отдыхал — кажется, в Болгарии. Ему назначили день съемок, ждали. Зиновий приехать не смог. Потом я ему позвонил и говорю: «Зямочка, ну что же ты не приехал? Ты же читал сценарий и роль тебе понравилась…». Он сказал, что ассистенты плохо до него дозванивались. Думаю, видимо, он обиделся из-за Сони. Так в фильме Зиновий и не снялся.

Потом мы увиделись на одном дне рождения, сидели рядом за столом, Зяма представил меня присутствующим как своего друга. А до этого у него вышла книга, и я писал к ней предисловие. Он сказал тогда: «Витя, твое вступительное слово интереснее, чем-то, что я написал внутри».

Еще виделись, но редко. И вдруг я узнаю, что Зямочки не стало. Такая вот печальная история… Был он уже немолод, конечно. В таком возрасте все люди жалуются на здоровье. Но Зяма был на вид крепкий, веселый. Правда, иногда у него случались депрессивные «приступы беспокойства» о семье. Так переживал, как они будут жить, если, не дай Бог, с ним что-то случится. Очень хотел, чтобы внучка стала актрисой. И, конечно, обижался, что его самого крайне неохотно брали в кино.

— Читала, что жизненным кредо Зиновия Высоковского являлось: «Плачь перед Богом, смейся перед людьми».

— Он был достаточно закрытым человеком — при том, что любил рассказывать анекдоты и веселые истории.

— Из-за чего Зиновий Высоковский поссорился с главным режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком и решил уйти оттуда?

— В своих решениях был очень принципиальным. Он всегда очень жестко стоял на своей точке зрения. Когда поругался с Плучеком, я ему сказал: «Зяма, может все-таки, вернешься в театр?» Он ответил: «Никогда!» Расхождение случилось из-за какой-то постановки. Плучек с чем-то не согласился, высказал это в резкой форме. Ну, а Зиновий не потерпел этого и написал заявление об уходе. Кроме того, Плучек не очень жаловал его ролями. После ухода из театра Зиновий Высоковский стал выступать с концертами. Их было много. Зрители его очень любили. Когда он выступал, зал взрывался хохотом. Зиновий был замечательным эстрадным артистом. Истории он рассказывал без эпатажа, достаточно спокойно, ровно. Но как умел делать паузы и акценты на определенных фразах и словах! Это было поразительно.

— Каким человеком артист был в быту? К примеру, как одевался?

— Никогда не позволял себе ходить в мятых рубашках и нечищеных ботинках. Зяма всегда был элегантен. Он не был красавцем, но выглядел, как денди.

— Материально хорошо жил?

— Как и все советские артисты, был небогат. К примеру, как и Папанов, при его колоссальной популярности. Но на ногах Зяма стоял крепко. Имел хорошую квартиру в центре Москвы, дачу, машину. Одним словом, все у него было в порядке.

— За границей часто бывал?

— Да, был в Германии, в Америке и в других странах. Ездил преимущественно с театром. Театр сатиры гастролировал постоянно. Тем более что Плучек — двоюродный брат известного театрального режиссера Питера Брука.

— Чем Зиновий Высоковский увлекался, кроме творчества?

— Писал воспоминания, смешные истории. Ему хорошо работалось за столом. Зяма был человеком очень остроумным, в одной из газет вел постоянную рубрику анекдотов. В связи с этим регулярно звонил мне и спрашивал, читал ли я новый выпуск. Зяма был «кладезем анекдотов» и, главное, всегда мог рассказать к месту, на злобу дня.

— Говорят, он дружил с Высоцким.

— Зяма блистательно читал его стихи. Думаю, они приятельствовали.

— Читала, что в последние годы жизни Зиновий Высоковский хотел восстановить «Кабачок «13 стульев». Правда, на современный лад. Пана Директора с орденскими колодками видел в роли швейцара «Кабачка», пана Гималайского — в шоу-бизнесе, пана Зюзю — пишущим «мыльные оперы»… Действующими лицами могли стать пан Бомж, пан Олигарх, пан Пенсионер…

— Зяма говорил, что хотел реанимировать «Кабачок «13 стульев», но потом понял, что это нереально. Во-первых, актеры, блиставшие в нем, постарели. Во-вторых, мода на «Кабачок» ушла. И возвращаться к нему бессмысленно.

— Зиновий Высоковский говорил, что детство его омрачено было войной, а старость — перестройкой…

— Хотя он не любил советскую власть (называл ее Софья Васильевна), считал: все, что произошло с Советским Союзом, — преступление. Та жизнь, которой он жил, была разрушена.

— Ему стало сложнее материально?

— Нет. При чем здесь это? Многим материально, может быть, стало и лучше. Появились доллары, загранпоездки. А творчество ушло. В Советском Союзе (что, наверное, вам покажется странным), было творчество. Оно исчезло, когда СССР распался, и Зяма к этому относился очень болезненно. Понимаете, когда позволено все, выясняется, что ты не имеешь ничего, а когда тебя ставят в определенные жесткие рамки и ты должен в них «крутиться», ты делаешь какие-то открытия — маленькие и большие.

— Какой памятный подарок Зиновия Моисеевича особенно дорог вашему сердцу?

— Его книга «Жизнь моя — анекдот», которую он мне подписал. Зиновий ушел от нас пять лет назад, и его мне очень не хватает — его оптимизма, веселости, доброты. «Давай посмеемся», — любил говорить Зяма. И мы смеялись от души.

4430

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров