Доллар дорожает, а евро падает
Девальвация европейской денежной единицы неминуема и для еврозоны желательна. Доллар будет дорожать. Отдельные западные эксперты даже заговорили о паритете двух резервных валют.
В начале мая 2014 года за один евро давали 1,3930 доллара США. В конце августа курс составил примерно 1,3130. В пятницу, 5 сентября, европейская валюта в ходе торгов опускалась до уровня 1,2930 доллара. Быстрая девальвация евро более чем очевидна. Но это лишь начало куда более длительной тенденции, убеждены аналитики крупнейшего американского инвестиционного банка Goldman Sachs. Они прогнозируют в среднесрочной перспективе даже паритет евро и доллара.
Правда, тех, кто утверждает, что в обозримом будущем за 1 евро будут давать 1 доллар, пока не много. Зато в том, что ослабление европейской валюты в ближайшее время непременно продолжится, экспертное сообщество не сомневается. Ведь у этой тенденции имеются очевидные фундаментальные причины.
С одной стороны, Федеральная резервная система США (ФРС) в условиях стабилизирующегося роста американской экономки взяла курс на постепенное сворачивание длившейся многие годы политики сверхдешевых денег. Нынешней осенью завершится программа скупки государственных облигаций, в следующем году должно начаться повышение базовой процентной ставки, сниженной в свое время фактически до нуля.
В результате вложения в долларах будут становиться все привлекательнее. В США доходность гособлигаций уже сейчас выше, чем в большинстве стран еврозоны, особенно в Германии. Именно поэтому международные инвесторы начали нынешним летом перенаправлять денежные потоки с европейского фондового рынка на американский, что и привело к укреплению доллара.
В свою очередь Европейский центральный банк (ЕЦБ) в условиях пробуксовывающего роста ВВП и растущей угрозы дефляции в еврозоне взял курс на дальнейшее удешевление денег. В начале мая глава ЕЦБ Марио Драги сделал это на словах, чем положил конец многомесячному тренду к укреплению евро, порожденному надеждами на быстрое восстановление европейской экономики. А затем, 5 июня, перешел от слов к делу, снизив базовый процент в еврозоне с 0,25 до 0,15 процента годовых.
И вот сейчас, 4 сентября, Драги вновь снизил базовый процент, под который ЕЦБ снабжает деньгами коммерческие банки, до очередного рекордно низкого, теперь уже фактически нулевого, уровня — 0,05 процента. Этот шаг, а также другие принятые в тот же день решения и сделанные заявления, не оставляют уже ни малейших сомнений в том, что еврозона пошла по пути целенаправленного удешевления денег. В подобной ситуации курс евро просто не может расти, ведь разрыв между доходностью американских и европейских облигаций будет только увеличиваться. Евро просто обязан падать.
Это он 4 сентября сразу после оглашения итогов заседания ЕЦБ и сделал, снизившись за считанные минуты с уровня 1,3150 примерно до 1,2950. При этом с технической точки зрения (которой в основном и руководствуется бесчисленное количество игроков на валютном рынке) евро пробил проходившую примерно на рубеже 1,31 зону поддержки, что послужило спекулянтам сигналом к усиленной игре на понижение. Теперь вполне вероятно падение курса как минимум до уровня 1,28−1,29.
Правда, аналитики Goldman Sachs считают, что там он долго не задержится. В нашумевшем прогнозе, сделанном в конце августа, они утверждают, что через шесть месяцев курс евро составит 1,25, а через год — 1,20. К концу 2015 года будет достигнут рубеж 1,15, год спустя — 1,05, а осенью-зимой 2017 года — паритет. Иными словами, 1 евро будет стоить 1 доллар, как это уже было в 2002 году.
Можно долго спорить о надежности столь долгосрочных валютных прогнозов. Однако уверенность авторитетного инвестиционного банка, одного из законодателей мод в глобальном финансовом мире, в том, что нам предстоит многолетний период существенного укрепления доллара и ослабления евро, просто так сбрасывать со счетов тоже не стоит.
В любом случае нынешнее и, уж тем более, ожидаемое снижение курса европейской валюты на данном этапе является не просто хорошей, а прекрасной новостью для еврозоны. Оно приведет к заметному увеличению доходов и повышению ценовой конкурентоспособности европейских экспортеров, многие из которых, особенно во Франции и других южных странах Европы, пока никак не могут вернуть себе былые позиции на мировом рынке.
Одновременно оно привлечет в еврозону дополнительное число туристов с других континентов, прежде всего из Америки и Азии. Правда, любая девальвация ведет к росту цен на импорт и тем самым подстегивает инфляцию. Но в настоящий момент даже это можно считать положительным, желательным эффектом. Ведь над еврозоной нависла угроза дефляции, и ЕЦБ именно тем и занимается, что пытается раскрутить инфляцию, доведя ее до оптимального уровня в 2 процента годовых. Словом, в нынешней ситуации слабый евро становится своего рода бесплатной антикризисной программой.
Читайте нас в Facebook