ПОИСК
Культура и искусство

Лариса Лужина: "Я всячески пыталась привлечь внимание Вячеслава Тихонова, но - безнадежно"

8:00 3 декабря 2014
Лариса Лужина: «Я всячески пыталась привлечь внимание Вячеслава Тихонова, но безнадежно»
Ровно пять лет назад ушел из жизни известный актер

Вячеслав Тихонов никогда не мог ответить на вопрос, какая из сыгранных им ролей любимая. Уж очень много их было в творческой биографии одного из самых популярных советских актеров. Его карьера в кино началась с картины «Молодая гвардия», потом были не менее популярные «ЧП», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Они сражались за Родину», «Белый Бим Черное ухо», «ТАСС уполномочен заявить»… И конечно, «Семнадцать мгновений весны». Вячеслав Васильевич совершенно спокойно реагировал на то, что к нему часто обращались просто Штирлиц.

Вячеслав Тихонов ушел из жизни в 82 года. Последнее время он жил уединенно в своем доме на Николиной горе — точной копии особняка Штирлица из картины «Семнадцать мгновений весны». Незадолго до смерти перенес инфаркт, а затем операцию на сосудах. У него отказали почки и легкие, Вячеслав Васильевич умер в реанимации. В годовщину смерти актера на Новодевичье кладбище Москвы придут друзья и коллеги, чтобы почтить память о нем. Будет среди них и актриса Лариса Лужина, сыгравшая вместе с Тихоновым в картине «На семи ветрах».

— Я получила приглашение на съемки в картине Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», когда только закончила первый курс ВГИКа, — вспоминает Лариса Лужина. — Это был 1962 год, имя Вячеслава Тихонова уже было на слуху. К тому времени он сыграл в замечательных картинах «ЧП» и «Дело было в Пенькове». Они принесли ему сумасшедшую популярность, особенно у представительниц женского пола. Мы, студентки ВГИКа, по сути, еще девчонки, считали Вячеслава Васильевича воплощением мужской красоты. Я сама, наверное, раз пять бегала в кинотеатр смотреть «ЧП» с участием Тихонова. И тут, представляете, получаю приглашение играть в одной картине со своим кумиром.

*Лариса Лужина стала большим другом Вячеслава Тихонова (фото Getty Images/Fotobank)

РЕКЛАМА

— Правда, что Станислав Ростоцкий не очень был доволен вашими пробами?

— Я при этом не присутствовала, но наши отношения на съемочной площадке, особенно в первое время, были напряженными. Действительно, Ростоцкий высказывал сомнения по поводу моего участия. Но я была студенткой курса Сергея Герасимова, а он, как известно, всегда опекал своих воспитанников. И, по сути, настоял на моем участии в картине «На семи ветрах». Именно тогда Герасимов произнес свою знаменитую фразу, адресуя ее Ростоцкому: «Ты как скульптор должен лепить из актрисы скульптуру, помогая создавать ей образ». Честно говоря, обо всех этих моментах я узнала позже, когда картина вышла на экраны. Меня, 20-летнюю студентку, совершенно не заботили подковерные игры. Я лишь знала, что занимаюсь любимым делом и буду играть на одной площадке с актером, о котором мои однокурсницы могли только мечтать.

РЕКЛАМА

— Вы были влюблены в Вячеслава Тихонова?

— Как и многие мои однокурсницы. Вячеслав Васильевич был избалован женским вниманием. Знаю, что на киностудию имени Горького письма, адресованные Тихонову, приходили мешками. Он действительно был невероятно красив и оставаться равнодушной было невозможно. Высок, строен, с очень ярким, пронзительным взглядом голубых глаз. Иногда он их прищуривал, и тогда казалось, что видит тебя насквозь. Признаюсь, я очень робела перед Вячеславом Васильевичем. К тому же он ко мне относился достаточно холодно, и я из-за этого страшно расстраивалась. Пыталась привлечь его внимание, но все безнадежно. В конце концов у нас чуть не дошло до конфликта.

РЕКЛАМА

— Говорят, Вячеслав Васильевич был не очень общителен.

— По своей натуре, видимо, да. Но немалую роль сыграли и герои картин, где он успел сняться. Напоминал мне эдакого белогвардейского офицера из фильма «Две жизни». Он будто примерил роль на себя, став совершенно неприступным. На съемках Вячеслав Васильевич мало общался с нами, актерами, и рабочими группы. Его самым большим другом, в том числе и по жизни, был режиссер Станислав Ростоцкий. Они дружили семьями, все друг о друге знали. Кстати, говорили, что роль, которую я сыграла в картине, сам Ростоцкий хотел отдать своей жене — Нине Меньшиковой. Ростоцкий абсолютно во всем полагался на Тихонова. Более того, если Вячеслав Васильевич был недоволен какой-то нашей сценой, он, ничего не говоря мне, мог подойти к Ростоцкому и выяснять какие-то детали, будто меня и не существовало. Меня это страшно обижало и однажды я набралась смелости, подошла к Вячеславу Васильевичу и сказала: «Если вам что-то не нравится в моей игре, скажите это мне в глаза». Тихонов вдруг с большим удивлением на меня посмотрел, будто до этого я не представляла для него никакого интереса, и промолчал. Но я чувствовала, что напряжение на съемочной площадке не исчезает. Страшно нервничала, буквально физически ощущая наши натянутые отношения.

Разрядка наступила в мой день рождения. Это было весной в Москве, в разгар съемок. Я пригласила всю съемочную группу, своих однокурсников, а вот Тихонова не позвала. Помню, в разгар празднования появился Станислав Иосифович, он держал в руках цветы и огромную коробку конфет. Протянул мне подарок и сказал: «Это вам от Вячеслава Тихонова». К коробке была прикреплена открытка, а в ней, кроме поздравительных слов, пожелание Вячеслава Васильевича, чтобы я на него не обижалась. Было понятно, что он хочет примирения. На следующий день на съемочной площадке уже была совершенно другая атмосфера. Напряжение в наших отношениях сошло на нет, и это чувствовала вся съемочная группа.

— Это была ваша единственная совместная работа с Вячеславом Васильевичем?

— Да, к сожалению, на съемочной площадке мы больше не сталкивались. Но до конца жизни сохранили теплые, дружеские отношения. Часто перезванивались, поздравляли друг друга с праздниками, узнавали о здоровье. Поэтому, когда не стало Вячеслава Васильевича, мне показалось, что умерла какая-то частичка моей души.

— В 2002 году именно вы стали одним из инициаторов празднования 40-летия выхода на экраны картины «На семи ветрах».

— Станислав Ростоцкий признавался, что это была одна из его любимых работ. К сожалению, до ее 40-летия Станислав Иосифович не дожил всего год. Юбилей решили отмечать в кинотеатре «Художественный». Вячеслав Васильевич очень хотел, чтобы память о картине сохранялась, именно он предложил мне стать ведущей вечера. Тихонов появился в зале вместе с вдовой Ростоцкого Ниной Меньшиковой. Она сидела в зале и была не в силах сдержать слез, когда все актеры поднялись на сцену, а на экране показали кадры картины. Именно на этом вечере я впервые поцеловалась с Тихоновым.

— Но ведь у вас в картине были любовные сцены.

— Вячеслав Васильевич признавался мне в любви. Но я в ответ говорила, что люблю другого человека. Эту сцену Ростоцкий считал любовной, но в ней не было ничего запрещенного, никаких поцелуев… Уже после съемок подружки не раз говорили мне: «Как же так, ты снималась с таким красавцем артистом и ни разу с ним не поцеловалась!» На что я отвечала: «Да я не против, но, к сожалению, в сценарии этого не было написано». Я вспомнила эту ситуацию во время юбилея фильма. Слава поднялся на сцену, я пошла ему навстречу. Мы с ним встретились, и вдруг Тихонов говорит: «Ну что, Лариса, раз у нас с тобой любовь в картине не получилась, давай хоть сейчас поцелуемся». И вот мы стоим перед огромным зрительным залом и под громкие аплодисменты целуемся.

Знаете, мне кажется, это все лишь уловки, когда говорят «незаменимых нет». Есть. И Тихонов был одним из них. Я никогда не встречала актера с такими глазами, выразительными руками, бархатным голосом, как у Тихонова. Для меня он навсегда остался князем Болконским, лучшего актера на эту роль не придумать. Был настолько органичен в «Войне и мире», что аж мурашки по коже бежали. А ведь вы знаете, после этой роли Тихонов чуть не ушел из кино. Критики, как один, накинулись на него после выхода «Войны и мира», недовольные сыгранной ролью. Вячеслав Васильевич страшно переживал и решил покончить с актерством. Ситуацию спас Станислав Ростоцкий, который буквально насильно заставил Тихонова сняться в его картине «Доживем до понедельника». После этого все недоброжелатели Тихонова замолчали.

— Тихонова называли аристократом советского кино, хотя Вячеслав Васильевич сам не раз подчеркивал, что никаких голубых кровей в его родословной не было.

— Да, он из простой семьи. Его отец работал механиком на ткацкой фабрике, а мама — воспитателем в детском саду. Да и сам Вячеслав Васильевич начинал свой путь с рабочей профессии токаря. Хотя признавался, что всегда мечтал о карьере актера. Его не сразу приняли во ВГИК, но, поступив туда, он моментально стал известен. Во многом благодаря своему учителю Сергею Герасимову, который снял его в картине «Молодая гвардия». Вячеслав Тихонов действительно производил впечатление такого рафинированного аристократа. Он вел себя очень сдержанно. Не любил принимать участия в актерских посиделках, избегал шумных компаний. Хотя при этом мог пошутить, рассказать анекдот и даже выпить. Последнее случалось крайне редко. Это был человек, постоянно себя контролирующий.

«На семи ветрах» мы снимали сначала в Москве, в павильонах киностудии имени Горького, а вторую часть — в Ростове-на-Дону. Там на берегу реки специально был построен большой дом. Жили всей группой в одной из гостиниц, по тем временам довольно неплохой. Понятно, у Вячеслава Васильевича был отдельный номер. В свободное время они вместе со Станиславом Ростоцким любили ходить с удочками на реку. Оба были заядлые рыболовы. Бывало, возвращались с уловом, и тогда рыбу готовили для всей группы. Если выдавался такой вечер, мы собирались в большом номере Ростоцкого. Вячеслав Васильевич мог даже взять в руки гитару и спеть.

— У него был хороший голос?

— Не сильный, но довольно приятный. Ведь в картине «Дело было в Пенькове» Тихонов сам исполняет все песни. Хотя он никогда не любил говорить на эту тему. Лукавил, что, дескать, у него нет никакого слуха. Капризничал он и у нас на картине. Справиться с ним мог только Станислав Ростоцкий, знавший, на какие струны надавить. В картине звучит вальс на стихи Александра Галича «Сердце, молчи». Тихонов не хотел его исполнять, и тогда Ростоцкий сказал: «Хорошо, я приглашаю Олега Анофриева». И действительно, Олег пришел уже на следующий день и записал песню. Славе дали послушать, он немного нахмурился и произнес: «Ладно, я сам буду петь». Все знали, что Ростоцкий специально спровоцировал Тихонова.

— На съемочной площадке появлялась Нонна Мордюкова?

— Нет, к тому времени они с Тихоновым уже разошлись. Актеры расстались, когда их сыну Володе исполнилось 14 лет. Я не помню, чтобы во время съемок Вячеслав Васильевич уделял особое внимание кому-то из актрис. Мне кажется, все страсти, которые бушевали в нем, он держал глубоко внутри. Через несколько лет после завершения съемок я узнала, что Тихонов женился во второй раз. Это произошло на картине «Доживем до понедельника». Его второй супругой стала филолог, переводчица с французского языка Тамара. В этом браке родилась дочь Анна.

*Вячеслав Тихонов

— Последние годы жизни Вячеслава Тихонова называли великим отшельником. Актер практически не выезжал из своего дома на Николиной горе.

— Он очень любил это место, где поселился в начале 90-х годов. Вячеслав Васильевич рассказывал, что в те годы на Николиной горе домов было немного и каждый из них был окружен сосновым лесом. Совсем другое дело сейчас, когда нетронутой природы там почти не осталось. У Вячеслава Васильевича был большой дом, красиво, со вкусом обставленный. Правда, без особых излишеств. Помню, за несколько лет до смерти Тихонова его дочь Анна снимала о нем фильм. Это было накануне Рождества. И вот тогда в дом на Николиной горе были приглашены «любимые» женщины Тихонова: Нина Меньшикова, Ирина Скобцева, Людмила Савельева и я. Мы сидели за круглым столом в его большой гостиной и вспоминали прошлое.

Слава по нашей просьбе даже взял гитару и исполнил тот самый вальс Александра Галича из фильма «На семи ветрах». Тогда он признался, что самая большая радость в его жизни — это два внука. Он обожал с ними заниматься, отдавая их воспитанию все свое свободное время. Среди его любимчиков была и беспородная собака, прибившаяся к дому Вячеслава Тихонова. Все это глупости, когда говорят, что он последние годы был брошен. За Вячеславом Васильевичем ухаживала сестра Нина, которая тоже жила в этом большом доме. Супруга большей частью находилась в Москве, в их большой квартире. Видимо, у них что-то не заладилось. Конечно, последние годы он не снимался, как раньше, но никогда не жалел о какой-то несыгранной роли. Говорил, что его актерская судьба сложилась совершенно счастливо.

8865

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров