ПОИСК
Происшествия

«помощник капитана дальнего плавания зашел в милицию здоровым человеком, а вышел инвалидом второй группы»

0:00 28 мая 2009
«помощник капитана дальнего плавания зашел в милицию здоровым человеком, а вышел инвалидом второй группы»
Галина КОЖЕДУБОВА «ФАКТЫ» (Харьков)
В Харькове начался суд над правоохранителем, которого обвиняют в применении пыток к задержанному

На днях Европейский суд принял к рассмотрению иск жительницы Харькова Светланы Помиляйко, подвергшейся пыткам в райотделе милиции. Правозащитники обратились туда после того, как поняли, насколько трудно им будет доказать в Украине вину стражей порядка, жестоко пытавших девушку. В ноябре прошлого года Светлану вместе с ее напарницей пригласили как двух свидетельниц в Орджоникидзевский райотдел милиции для дачи показаний о краже оргтехники с завода. После восьмичасового допроса «с пристрастием» харьковчанка попала в больницу. И все это время девушка безуспешно пытается через суд доказать вину измывавшихся над ней милиционеров. «Харьковчане нередко жалуются на применение к ним пыток со стороны работников милиции, но доказать это и наказать виновных очень сложно, — рассказывает помощник министра МВД по правам человека в Харьковской области Юрий Чумак.  — Ведь, как правило, есть потерпевшая сторона и милиционеры, которые все опровергают. Дело Помиляйко — лакмусовая бумага: если милиционеры не ответят по закону, значит, Харьков не готов наказывать правоохранителей».

О том, что Харьков пока не готов наказывать сотрудников правоохранительных органов, говорит и мой собеседник Вячеслав Савин. Он уже десять лет(!) пытается добиться того, чтобы милиционер, сделавший его инвалидом, был признан виновным и понес наказание.

«Значит, ты родился не под счастливой звездой», — сказали мне и начали вышибать показания»

Во время разговора мужчина несколько раз замолкает, морщась от боли.

- Извините, сейчас пройдет, — оправдывается 37-летний Вячеслав Савин.  — После того посещения милиции вот уже десять лет головная боль — мое постоянное состояние. Я должен ежедневно принимать таблетки, а раз в месяц проходить курс уколов. Да и ежегодный санаторий — тоже необходимое условие. Так что теперь все свои деньги вынужден тратить на лекарства. Спасибо родным — матери и жене, которые работают, чтобы хоть как-то поддерживать семейный бюджет. Ведь отец не смог перенести того, что случилось со мной, и через несколько месяцев умер от инфаркта, совсем еще молодым… Я теперь своим женщинам неважный помощник — вроде молодой, а только и делаю, что лечусь да хожу по разным инстанциям.

РЕКЛАМА

Эта история случилась в октябре 1999 года. Я приехал в отпуск в Харьков. До этого ходил в море помощником капитана. Собирался переводиться в другую организацию, где у меня намечалась хорошая перспектива — стать уже капитаном дальнего плавания. В Харькове встретился со своим знакомым, который предложил временную работу на его фирме, занимающейся продажей тракторов. Одно российское предприятие решило закупить партию тракторов, но, поскольку рублевый счет на фирме отсутствовал, перечислило деньги на счет посреднической организации. Она-то и обманула россиян, а подставить решила меня.

Потом понял, что милиционерам был дан конкретный заказ от фирмы-посредника: выбить из меня показания о том, что именно я взял перечисленные за сельхозтехнику деньги — 144 тысячи гривен. Я к этим деньгам не имел никакого отношения. Но бизнесмены и стражи порядка все уже решили, требовалось лишь мое признание. Когда же я сказал, что так поступать нельзя, оперуполномоченный спокойно заявил: «Значит, ты родился не под счастливой звездой». И со своими помощниками начал вышибать показания: заламывать руки, бить по голове. Я пытался что-то объяснить, но никто ничего не хотел слушать. Чтобы сломить сопротивление, на ночь меня «кинули» в камеру. На следующее утро снова привели в кабинет к оперу и продолжили избиение. В это время моя жена обратилась к адвокату, и только после того, как защитник пожаловался в прокуратуру, меня выпустили из милиции.

РЕКЛАМА

Сразу же после этого инцидента я оказался в больнице — у меня была серьезная черепно-мозговая травма, отнялись правые рука и нога. Неделю я не мог разговаривать, а потом начались приступы эпилепсии. За прошедшие годы я прошел несколько экспертиз, начиная от районного судмедбюро и заканчивая Главным бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Украины. И все они подтвердили, что «до всего случившегося я был практически здоров, а «причиненные в период с 18 по 19 октября телесные повреждения привели к потере трудоспособности и инвалидности». Мне дали пожизненную инвалидность, потому что образовавшаяся от ударов по голове гематома теперь превратилась в кисту.

Ежегодно больше 90 тысяч украинцев испытывают на себе физическое насилие со стороны правоохранителей

- Все эти годы я пытался добиться, чтобы виновных в произволе привлекли к ответственности и наказали, — продолжает Вячеслав.  — Дело несколько раз приостанавливалось, его передавали во все харьковские прокуратуры и райотделы милиции — чтобы там искали «новые обстоятельства». Тактика затягивания подобных дел разработана достаточно четко: на любые ваши заявления пишутся встречные жалобы о дополнительных проверках. После того как я предъявил в прокуратуру окончательные результаты экспертизы главного судебно-медицинского бюро с требованием возбудить уголовное дело в отношении моего обидчика, было моментально подано 20(!) встречных жалоб!

РЕКЛАМА

За это время милиционер, избивавший меня, неоднократно, даже в присутствии свидетелей, предлагал мне и моей матери деньги. Но я хочу, чтобы все было по-справедливости.

- Мой клиент, помощник капитана дальнего плавания, зашел в милицию здоровым человеком, а вышел инвалидом второй группы, — продолжает адвокат Олег Куринной.  — В деле оказались сфабрикованы и материалы задержания, и записи в книге задержания. Единственное, перед чем милиционеры оказались бессильны, — это результаты всевозможных экспертиз. Они подтверждают потерю трудоспособности именно после нанесения телесных повреждений и в конкретный период времени. Не забывайте, что Вячеслав служил на флоте, где регулярно проходил обследования врачей.

Кстати, все это время сотрудник милиции, избивавший моего подзащитного, успешно продолжал делать карьеру в правоохранительных органах. Старший лейтенант благополучно дослужился до подполковника, работал заместителем начальника одного из райотделов милиции в Харьковской области. И это при том, что в августе прошлого года в отношении его прокуратура Фрунзенского района Харькова возбуждала еще одно уголовное дело о превышении служебных полномочий.

Как сообщил «ФАКТАМ» следователь Орджоникидзевской прокуратуры Юрий Белецкий, дело передано в суд, милиционеру предъявлено обвинение по статье «Превышение власти, сопровождающееся насилием».

Правда, нет гарантии, что уголовное дело рассмотрят до октября 2009 года — именно в этом месяце истекает срок давности, предусмотренный законом. И в очередной раз милицейский произвол окажется безнаказанным.

По данным специалистов Украинской хельсинкской группы и Харьковской правозащитной группы, ежегодно пыткам и физическому насилию со стороны стражей порядка подвергаются 93 с половиной тысячи украинцев.

495

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров