Дочь Анатолия Пашкевича: "Некоторые произведения отца до сих пор считают народными песнями"
Анатолий Пашкевич ушел из жизни в неполных 67 лет. Композитор обитал в скромной комнатке в общежитии и не оставил после себя ничего, кроме партитур написанных им песенных произведений, симфоний и опер. Последние годы у Пашкевича выдались непростыми, он долго и тяжело болел, однако оставался, по словам близких и друзей, таким же бескорыстным и добрым. Выдающийся мастер хорового пения создал певческие коллективы Луцка, Житомира, Чернигова, руководил знаменитым Черкасским народным хором. Но даже если бы за всю жизнь он написал только одну песню — «Степом, степом…», ставшую реквиемом всем погибшим солдатам, его имя прославилось бы и в Украине, и за ее пределами.
О непростом жизненном и творческом пути композитора в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала его дочь Оксана Пашкевич-Ящук.
— Знаю, что сын Анатолия Пашкевича сейчас воюет на Донбассе.
— Да, мой младший брат Максим буквально в первый день войны записался добровольцем в батальон «Айдар» и защищает Луганскую область от российских оккупантов, — рассказывает Оксана Пашкевич-Ящук. — Я — самая старшая из детей Анатолия Максимовича, родилась в 1963 году. Потом отец женился еще дважды. От солистки Черкасского народного хора Людмилы у него две дочери — Олеся и Ярослава. А Катерина, певица этого же хора, подарила ему Максима. Все мы дружим, у нас сохранились прекрасные родственные отношения.
— Ваша мама тоже пела?
— Нет, моя мама Валентина Александровна работала медиком. Медицина была ее призванием. Мама готова была в любую минуту, хоть днем, хоть ночью, прийти на помощь людям. До 1965 года мы жили в Житомире. Там отец вместе с Анатолием Авдиевским создал ансамбль «Ленок».
В свое время папа, игравший на баяне, пытался поступить в Киевское музыкальное училище имени Глиера. Эта мечта не сбылась, однако судьба свела его в Новограде-Волынском с директором местного Дома культуры Борисом Шарварко (будущим известным режиссером-постановщиком фестивалей, концертных программ, театрализованных представлений). С его помощью закончил заочные музыкальные курсы при Всесоюзном доме народного творчества. Отец учился и одновременно служил в армии — на Северном флоте. После службы его оставляли в матросском ансамбле, однако он вернулся в родную Барановку на Житомирщине. Организовал там вокальный ансамбль, самодеятельный хор. Вскоре эти коллективы стали получать награды на олимпиадах и творческих смотрах. На одном из таких смотров сам Григорий Веревка высоко оценил талант молодого музыкального руководителя.
*В молодые годы Анатолий Пашкевич не расставался с баяном
Маленькой я повсюду хвостиком сопровождала папу. Он брал меня на репетиции: сначала в Житомире, а после переезда в Черкассы — в местную филармонию. Первой исполнительницей песни «Степом, степом…» считается солистка Черкасского народного хора Ольга Павловская. Но еще раньше спела ее я — дома, стоя на стульчике.
Казалось, что отцовский баян не умолкал у нас дома ни на минуту. Когда приходили гости, а это случалось часто, меня ставили посреди комнаты на стульчик и я затягивала: «Степом, степом, йшли у бій солдати…» Понятно, папа мечтал о моей певческой карьере. Но я пошла работать лаборанткой на черкасский завод «Фотоприбор». Однако со временем поддалась на уговоры знакомых, которые настойчиво убеждали, что я должна петь. Поэтому тайком от отца поехала в Киев и поступила в студию при хоре Григория Веревки. Первую ночь в столице провела в семье поэта Дмитрия Луценко, который всегда с особой теплотой относился к моему отцу, любил его как сына, ценил за музыкальный талант. Папа часто гостил у Дмитрия Емельяновича, где оба много и вдохновенно работали.
Интересна история создания песни «Мамина вишня». Однажды отец поведал другу и соавтору о том, как его старенькая мама сказала, что уйдет в мир иной, когда расцветут ее тюльпаны… Луценко написал аж 20 вариантов текста, пока не вырисовался образ маминой вишни. Однако заключительный куплет песни не получался. Помогла Дмитрию Емельяновичу уже его родная мама. Поэт пошел на ее могилу на Байковом кладбище, смотрит, а там вишенка выросла, как символ материнской любви. Роняет нежные лепестки на землю, словно плачет… И сразу родились слова, которых недоставало:
«Та не порадує літо
Душу мою молоду.
Плаче тепер білим цвітом
Мамина вишня в саду».
— Песню «Степом, степом…» Анатолий Пашкевич написал совместно с поэтом Николаем Негодой в 1966 году. Она вызывала у слушателей такое потрясение, что от волнения даже у исполнителей перехватывало горло.
— Наверное, потому, что тогда подобных произведений, да еще на украинском языке, просто не было.
«Степом, степом — людям жито жати.
Степом, степом даль махне крилом…
Мати, мати жде свого солдата,
А солдат спить вічним сном!»
Впервые Ольга Павловская спела «Степом…» на Холме славы в Черкассах почти полвека назад. Но как актуально она звучит сейчас, когда наши парни гибнут в необъявленной войне с Россией. И среди тех, кто защищает родную землю, — единственный сын автора песни.
*Художественный руководитель Черкасского заслуженного украинского народного хора Анатолий Пашкевич и солистка коллектива Раиса Кириченко
— А с каким вдохновением исполняла Раиса Кириченко, солистка Черкасского народного хора, «Виростеш ти, сину» на слова Василя Симоненко!
— К сожалению, отцу не судилось встретиться с поэтом при жизни. Василь Симоненко умер 28-летним в 1963 году. В конце 1960-х его имя советская власть занесла в черный список, но Раисе Кириченко удалось отстоять песню. А благодаря неповторимому тембру голоса она стала единственной исполнительницей этого произведения в хоре. Помню, во Львове Кириченко исполняла на бис «Виростеш ти, сину» пять раз! На концерт Черкасского народного хора пришла мама Василя Симоненко Анна Федоровна. Слушая песню, она плакала, а потом поблагодарила всех за память о ее сыне.
— Отдельная страница в творчестве Анатолия Максимовича связана с созданием Волынского народного хора.
— Да, в сотрудничестве с Дмитрием Луценко они даже сформировали репертуар этого коллектива. Первый концерт состоялся в областном театре в 1978 году. Тогда же прозвучала «Пісня Волині», которую несколько раз исполняли на бис. Ее полюбили волыняне, это произведение до сих пор в репертуаре хора.
Тем временем я закончила студию при хоре Веревки, и меня взяли на работу в Волынский народный хор. Первое свое выступление не забуду никогда. Это произошло в Тернополе в 1986 году, на открытии первого в Украине Певческого поля. Приглашены были прославленные коллективы — хор имени Веревки, заслуженная академическая капелла «Думка», Черкасский заслуженный украинский народный хор и Волынский народный хор. Помню, как отец руководил сводным хором на огромной сцене. Это был настоящий праздник песни!
— Как складывались отношения между вашими родителями?
— Мама все годы была отцу верной подругой. Сколько бы раз он ни женился, у них оставались теплые отношения. Мама всегда любила только его одного — того Толика с баяном, который вернулся из армии и в которого она влюбилась сразу и на всю жизнь. Мама сумела подружиться со всеми певицами Черкасского хора. Отец же делился с ней секретами.
— Говорят, у Анатолия Пашкевича был довольно непростой характер.
— У отца было обостренное чувство справедливости. Подобная принципиальность многим мешала, непросто жилось и ему. Папа часто конфликтовал с властью. Не мог и не умел пресмыкаться перед чиновниками ради личной выгоды, а потому казался им неудобным. Не хотел пробивать себе локтями дорогу к славе, наградам, материальному благополучию. Ему претило все показное и искусственное.
В каждом коллективе, где работал, папа выбивал подчиненным (иначе тогда было невозможно) квартиры, хоть сам мог жить в общежитии. Всем женам он тоже оставил жилье. При разводе уходил из дому в чем был, забирал только чемоданчик с нотами. Ценил женскую красоту, особенно ему нравилось, чтобы у избранницы была роскошная коса. Как у Кати, его последней жены и моей ровесницы. Чувство между ними вспыхнуло у меня на глазах. Любовь вдохновляла отца на создание произведений… Знаете, его «Степом, степом…», «Мамина вишня», «Ой ти, ніченько», «Виростеш ти, сину» до сих пор считают народными. Это — высшее признание.
— Все, кто видел Анатолия Максимовича, отмечают, что у него были очень выразительные руки с тонкими, как у скрипача, пальцами.
— Вообще, отец обладал особым магнетизмом. Чуть ли не каждой из певиц поначалу казалось, что никогда не сможет спеть так, как он требовал, — это просто невозможно. Но как только папа начинал дирижировать, все получалось. На репетиции он буквально завораживал артистов, поправлял, вдохновлял. Мог, правда, бросить и острое словцо, однако после обязательно подходил и извинялся. Когда в последние годы жизни папа приезжал из Черновцов в Черкассы и шел пешком к областной филармонии, люди узнавали его на улице, город облетал слух, мол, Пашкевич вернулся домой.
Сейчас я пою в Черкасском народном хоре. А когда приходила на репетиции еще ребенком, меня за руку водили Раиса Кириченко и Ольга Павловская. Стараюсь не афишировать, что я дочь знаменитого композитора. Если же на концертах объявляют, что ту или иную песню поет дочь Анатолия Пашкевича, испытываю гордость за отца. Недавно мы гастролировали в Галичине. Люди аплодировали нам стоя и стоя подпевали! В такие минуты я ощущаю, что душа отца находится рядом, он поет вместе со мной.
Я очень тяжело пережила потерю отца. Он умер в Чернигове. В квартиру, которую ему дали, папа так и не вселился — считал, что в общежитии веселее, людей больше… Через месяц он должен был праздновать 67-летие. Мог еще сделать очень много. Не судилось…
Анатолий Пашкевич покоится на центральной аллее черкасского городского кладбища — рядом с Василем Симоненко. Поэт родился 80 лет назад 8 января. И в этот же день — десять лет назад — не стало композитора, положившего на музыку бессмертные строки:
«Можна вибрать друга і по духу брата,
Та не можна рідну матір вибирати.
Можна все на світі вибирати, сину,
Вибрати не можна тільки Батьківщину».
Читайте нас в Facebook