У пилота разбившегося А320 нашли большое количество препаратов для лечения психических заболеваний (фото)
Мировая пресса каждый день публикует все новые и новые подробности, связанные с авиакатастрофой в Альпах на юге Франции, которая унесла 150 человеческих жизней. Погибли граждане из 20 стран мира. Французская прокуратура пришла к выводу, что второй пилот авиалайнера А320 немецкой авиакомпании Germanwings Андреас Любиц умышленно направил самолет так, что тот врезался в гору.
Американская газета The New York Times выяснила, что 27-летний летчик незадолго до катастрофы обращался к врачам в связи с проблемами со зрением, которые могли помешать его дальнейшей карьере. Насколько серьезными были эти проблемы, пока неизвестно. Следствие не исключает, что заболевание Андреаса Любица носило психосоматический характер, утверждает газета.
Федеральное ведомство гражданского воздушного флота ФРГ занимается проверкой персональных данных Любица. «Мы ознакомились с документами и устно передали информацию в прокуратуру», — заявил представитель ведомства в эфире немецкого телеканала n-tv. Он отказался подтвердить информацию, согласно которой пилот часто проходил медицинские обследования.
Немецкая газета Welt am Sonntag в своей статье более подробно развивает предположение о психосоматическом расстройстве. При обыске в квартире Любица в Дюссельдорфе обнаружено большое количество препаратов для лечения психических заболеваний. По оценке следствия, это указывает на то, что Андреас страдал от тяжелого психосоматического расстройства. «27-летний пилот проходил лечение у нескольких неврологов и психиатров», — заявил изданию один из следователей.
Газета утверждает, что Любиц страдал «тяжелым синдромом выгорания» и находился в депрессии. «Это следует из личных заметок пилота, которые он хранил», — сообщил тот же следователь. Компьютер и рукописи, изъятые в ходе обыска, будут подвергнуты дальнейшей проверке. В данный момент производится допрос врачей, друзей, коллег и знакомых Андреаса Любица. Допрошена также будет его бывшая подруга, которая дала интервью газете Bild. Ранее в квартире пилота был найден разорванный больничный лист на период, включающий день катастрофы.
Французский телеканал iTele сообщил, что Андреас Любиц при жизни часто бывал в районе катастрофы. Его родители увлекались полетами на планерах и нередко выезжали со своим летным клубом во французский населенный пункт Систерон, расположенный в 40 километрах от места, где А320 врезался в гору. Подростком Любиц часто сопровождал отца и мать во время этих полетов.
Тем временем личные проблемы второго пилота, который подозревается в намеренном уничтожении пассажирского лайнера — не единственная версия катастрофы, рассматриваемая следствием. В субботу, 28 марта, представитель Национальной жандармерии Франции Жан-Пьер Мишель заявил: «Это серьезная версия, однако не единственная. На данный момент нельзя исключить версию технических неполадок».
По словам Мишеля, следствие продвигается вперед, однако все еще имеется нехватка «технических деталей». Свидетельства, полученные французскими следователями на месте катастрофы, а также информация о протекании полета затем будут объединены в ходе совместного следствия с данными немецких коллег. До сих пор не найден второй бортовой самописец. Содержащаяся в нем информация крайне важна для восстановления полной картины катастрофы. Сбор обломков лайнера займет еще как минимум неделю. Несколько дней потребуется, чтобы эвакуировать с места трагедии тела всех жертв.
Авиакатастрофа в Альпах ставит много острейших вопросов перед европейскими властями и авиакомпаниями различных стран мира.
Европейское агентство по воздушной безопасности (ЕАSA) выпустило временную рекомендацию для авиакомпаний: отныне в кабине пилота на протяжении всего рейса должны присутствовать два человека. Если одному из пилотов нужно покинуть свое место, его должен сменить кто-либо из членов экипажа. Раньше это правило существовало только на рейсах американских и чешских авиалиний, а также у лоукостера Ryanair. Теперь его ввели Lufthansa, AirBerlin, British Airways, Condor и Tuifly, а также easyjet, Norwegian Air Shuttle и Icelandair.
Чтобы лучше понять систему и стандарты полетов этих компаний, нужно понимать, как и кем регулируются европейские авиаперелеты. Единые правила безопасности воздушных перевозок в ЕС ввели в 2001 году после терактов 11 сентября. Сегодня в Европейском Союзе контролируются обучение и тренировки пилотов, их лицензирование и стандарты прохождения врачебно-летной экспертизы. Общее правило действует и на установку в их кабине специальной системы безопасности на дверях. За соблюдением этих положений и внедрением новых стандартов на территории всего ЕС следит специальный регулятор: Европейское агентство по воздушной безопасности (ЕАSA) с центральным офисом в Кельне. В Германии похожую функцию надзора и указаний EASA выполняет федеральное ведомство по безопасности авиаперевозок, находящееся в Дюссельдорфе.
После терактов 11 сентября 2001 года обязательным требованием EASA для самолетов, производящих взлет или посадку в Европе, стало наличие в кабине пилотов специальной двери, оснащенной системой повышенной безопасности. В EASA подчеркивают, что основное предназначение этой автоматики — не допустить вторжения снаружи. Об опасности, которая теоретически может исходить от пилота, никто не думал. В Европе также требуют, чтобы самолеты были оборудованы специальными камерами за дверью кабины пилота, чтобы он мог следить, что происходит за его спиной. Именно поэтому ранее в EASA не считали нужным вводить правило обязательного пребывания в кабине двух человек.
В лайнерах американских авиакомпаний камеры не предусмотрены, поэтому второй человек необходим, чтобы смотреть в дверной глазок и открыть ее в случае необходимости. «Действующее на борту американских и некоторых европейских авиалиний правило двух человек никогда не преследовало цели следить за оставшимся в кабине пилотом», — подчеркивает председатель Европейского Комитета по транспорту Майкл Крамер. В интервью радиостанции Deutschlandfunk он заявил, что правило двух человек могло быть полезным для всех европейских авиалиний. Неизвестно, как сложилась бы в таком случае ситуация с самолетом Germanwings, рассуждает Крамер: «Повел бы себя второй пилот подобным образом, если бы рядом находились другие члены экипажа?»
Все вышеописанные правила касаются минимального уровня стандартов обеспечения безопасности европейских авиалиний. Более высокий уровень каждая компания должна устанавливать сама.
EASA подтверждает, что раз в год пилоты обязательно проходят врачебно-летную экспертизу, включающую психологическую проверку. Она должна выявить у пилотов такие заболевания, как депрессия. Пилот с депрессией считается непригодным к полету и не получает необходимый для допуска к штурвалу сертификат. Также он обязан сообщать о своем состоянии работодателю. Немецкий практикующий авиационный врач Торстен Онно Бендер рассказал «Немецкой волне» (DW), что психические заболевания очень сложно обнаружить в ходе обычной ежегодной врачебно-летной экспертизы. Отдельной психологической проверки не существует.
В долгосрочной перспективе Еврокомиссия и EASA планируют обсудить возможность пилотирования пассажирских самолетов с земли, чтобы предотвратить ошибки или запланированное крушение, как в случае с аэробусом A320. Тестирования таких систем дистанционного управления пока только начались, поэтому сложно предугадать, как скоро самолеты будут летать с одним пилотом, в то время как диспетчер остается на земле.
Все равно остается проблема отбора пилотов. Фактом является то, что единого стандарта в этом вопросе сегодня не существует. Каждая авиакомпания решает эти вопросы самостоятельно. Тем не менее, эксперты в этой области считают, что случай Андреаса Любица — уникальный.
Михаэль Мюллер, руководитель фирмы ATTC, которая готовит тесты на профессиональную пригодность желающих стать пилотами авиакомпаний, заявил «Немецкой волне»: «Международных стандартов в этой отрасли нет, потому что каждая авиакомпания сама для себя определяет подходящие ей тесты для отбора кадров и проверки их профпригодности. Иными словами, Lufthansa и, например, Germanwings, могут использовать различные проверки. В целом стандарты в отрасли очень высокие. Существуют разные признанные процедуры проверки на профессиональную пригодность пилотов. Все они одобрены специалистами. Например, есть тест для проверки будущих космонавтов, разработанный Германским центром авиации и космонавтики (DLR), и его обязаны сдавать все пилоты Lufthansa. Это один из самых известных и, возможно, лучших тестов в мире. Им пользуются различные компании. Но есть другие тесты и проверки. Авиакомпании подыскивают для себя то, что им больше подходит. Цель таких проверок — определить, прежде всего, когнитивные способности человека — какие у него возможности делать расчеты по сравнению с компьютером. Проверяется сообразительность, а также определяются такие вещи, как психологический портрет — способность к эмпатии, способность добиваться поставленной цели и многие другие вещи. Отдельную роль играют способность справляться со стрессом и умение работать в команде. Способен ли пилот работать эффективно в команде из двух человек, так чтобы от двоих было больше толка, чем от одного, особенно в критической ситуации? Но определенную роль играют и побочные темы, такие как математика, физика и английский язык».
Михаэль Мюллер утверждает, что каждый пилот должен пройти основательную проверку здоровья. При этом его прошлое играет свою роль, как с чисто медицинской точки зрения, так и во время общих тестов на профпригодность, особенно во время так называемых интервью. «История жизни будущего пилота играет большую роль: откуда претендент, чем он занимался раньше? Из какой семьи, чем занимаются родители? Как рос человек, насколько нормальным было его развитие, и так далее. Все это очень тщательно проверяется вплоть до каких-то практических вещей, например, есть ли у будущего пилота штрафы за неправильное вождение автомобилем и оказывался ли он каким-либо образом в сфере внимания полиции. Это общемировые стандарты», — сказал Мюллер.
Немецкий эксперт уверен, что названные им тесты способны эффективно выявлять людей с психологическими проблемами. Поэтому история Андреаса Любица — исключение из правила.
Вместе с тем, случаи, когда человек, страдающий комплексом неполноценности, депрессиями, нарциссизмом, биполярным расстройством психики, решал покончить с собой, унося при этом десятки других жизней ни в чем не повинных людей, к сожалению, не редкость. Если версия следствия подтвердится, то крушение А320, следовавшего рейсом 4U9525, продолжит череду преднамеренных авиакатастроф.
В декабре 1997 года самолет авиакомпании Silk Air, которая является «дочкой» компании Singapur Airlines, разбился на пути из Джакарты в Сингапур. В катастрофе погибли 104 пассажира. Американские специалисты, занимавшиеся расследованием, пришли к выводу, что крушение спровоцировал первый пилот. Власти Индонезии причины трагедии установить до сих пор не смогли.
Неясными до конца остаются и детали катастрофы самолета авиакомпании Egypt Air, произошедшей в 1999 году. Авиалайнер совершал рейс из Нью-Йорка в Каир и разбился у побережья штата Массачусетс. Последними словами пилота были: «Я полагаюсь на Бога». Он повторил это несколько раз, после того как отключил автопилот и направил самолет в воды Атлантического океана. Американские следователи остановились на версии, что пилот таким способом покончил с собой. Никто из 217 человек, летевших на борту, не выжил.
Похожая ситуация произошла с самолетом компании Mozambique Airlines, разбившимся в 2013 году в Намибии. В выводах комиссии, расследовавшей причин катастрофы, говорится о наличии у пилота «явного намерения» привести лайнер к катастрофе. Тогда погибли 33 человека.
До сих пор не выяснено, что случилось с самолетом «Малайзийских авиалиний», следовавшим рейсом MH370 по маршруту Куала-Лумпур — Пекин и пропавшим с экранов радаров в марте 2014 года. Судьба 239 пассажиров неизвестна. Обломки авиалайнера и тела погибших до сих пор не найдены. Главная версия следствия — авиакатастрофу спланировали первый и второй пилоты.
И все же психиатры считают, что самоубийства, которые влекут за собой большое количество жертв, чаще происходят не в небе, а на земле. Те, кто их планирует и совершает, выбирают общественные места.
Так в апреле 1982 года пьяный полицейский, захватив в участке семь ручных гранат, два карабина М1 и 200 патронов, устроил бойню в провинции Кенсан-Намдо в Южной Корее. Убив 57 человек и ранив еще 38 случайных прохожих, он подорвал себя гранатой.
Еще чаще такие случаи происходят в учебных заведениях. В марте 1996 43-летний житель шотландского города Данблейн ворвался в начальную школу, где застрелил 16 детей и их учителя, после чего покончил жизнь самоубийством.
В апреле 1999 года трагедия произошла в американской школе «Колумбайн» в штате Колорадо. Двое молодых людей — 18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клиболд — год вынашивали план взорвать школу и убить минимум 500 человек. После того как взрывные устройства не сработали, подростки расстреляли 13 человек, после чего покончили с собой.
В апреле 2002 года подобная трагедия произошла в гимназии Гутенберга в немецком городе Эрфурт. 19-летний парень убил 13 учителей, двух учеников и одного полицейского, а потом застрелился. Таким же образом поступил и 22-летний студент финского колледжа Каухайоки, застреливший в сентябре 2008 года девять своих однокурсников и одного учителя. После этого он совершил самоубийство.
В марте 2009 года 17-летний житель немецкого городка Винненден устроил кровавую бойню в средней школе, в которой раньше учился. Сначала он застрелил несколько учеников, после чего отправился на улицы городка. Прежде чем покончить с собой, он убил 15 человек.
1823Читайте нас в Facebook