Юрий Энтин: "В компании друзей Ширвиндт обожает петь песню черепахи Тортилы"
Двухсерийную музыкальную картину, на которой выросло не одно поколение детей, сняли по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Детвора с удовольствием смотрит этот фильм до сих пор.
Картина режиссера Леонида Нечаева и сценариста Инны Веткиной была обречена на успех, ведь в ее создании участвовала звездная команда. Роль Черепахи Тортилы сыграла Рина Зеленая, Дуремара — Владимир Басов, Карабаса-Барабаса — Владимир Этуш, папы Карло — Николай Гринько, кота Базилио и лисы Алисы — Ролан Быков и Елена Санаева. Талантливыми исполнителями оказались и актеры-дети. Роль Буратино блестяще удалась Дмитрию Иосифову, Мальвины — Татьяне Проценко, Пьеро — Роману Столкарцу. И, конечно же, во многом популярность фильму обеспечили песни, созданные на слова поэтов Булата Окуджавы и Юрия Энтина и музыку Алексея Рыбникова.
О том, как создавался фильм «Приключения Буратино», «ФАКТАМ» рассказали исполнитель роли Буратино актер Дмитрий Иосифов и поэт Юрий Энтин.
Дмитрий Иосифов: «Когда Этуш становился Карабасом-Барабасом, мы его немного побаивались»
— На съемки фильма я попал случайно, мне было тогда девять лет, — рассказывает актер и режиссер Дмитрий Иосифов (на фото). — Мои родители никакого отношения к кино не имели. Мы жили в Минске, бабушка водила меня в школу фигурного катания. О планирующихся съемках и о том, что по всему Советскому Союзу для проб искали детей, я ничего не знал. Ко мне на уроке хореографии (я был один мальчик на 30 девочек) подошел человек с бородой. Я думал, что это спортивный тренер, а оказалось — ассистент режиссера. Он пообщался с бабушкой, рассказал о предстоящих съемках, записал наш домашний телефон.
— Вы обрадовались, получив приглашение на пробы?
— Я даже не понимал, что это такое. Был очень стеснительным. Когда бабушка привела меня на студию, поначалу испугался. Вокруг было много людей. Попробовали меня на роль Арлекино и утвердили. А потом, правда, решили сделать пробы на роль Буратино. И вот почему. К этому моменту на роль главного героя попробовались более четырех тысяч детей со всех концов Советского Союза, но никто не подошел. Поиски Буратино и Мальвины продолжались.
В какой-то момент, когда двух главных героев так и не нашли, картина оказалась под угрозой закрытия. И вдруг совершенно случайно девочку на роль Мальвины ассистент режиссера увидела в поезде — Таня Проценко ехала с родителями. А на роль Буратино утвердили меня. Причем я все еще думал, что продолжаются пробы, а меня уже начали снимать.
Однажды я громко спросил режиссера Леонида Нечаева, когда же определятся, ведь скоро лето и папа обещал повезти меня на отдых в Крым. Вся группа рассмеялась. А Леонид Алексеевич сказал: «В Крым ты поедешь — не переживай». И действительно, съемки потом проходили по большей части в Крыму. Фильм снимали во время летних каникул и завершили в ноябре.
— Многие юные зрители задавались вопросом, из чего был сделан нос Буратино.
— Эту довольно сложную конструкцию сооружал гример на «Мосфильме». За валюту заказывал в Италии очень нежную пористую резину (она крепилась к крыльям моего носа) и довольно твердый пенопласт, который можно было обтесывать и шлифовать. Нос Буратино делался из этого пенопласта и резины, к моему носу его приклеивали специальным медицинским клеем советского производства. Процедура эта была не очень приятная и поначалу продолжалась полтора часа, а ближе к концу картины, когда гример наловчился, занимала минут 45. Снимался нос быстрее — с помощью специального раствора. Вообще «носов Буратино» было много. Они быстро изнашивались.
*Дмитрий Иосифов: «На съемки фильма я попал случайно». Кадр из фильма «Приключения Буратино»
— А ваш нос от этого не страдал?
— Кожа раздражалась. Особенно испытывал дискомфорт, когда съемки проходили в Ялте во время жары. Нос чесался, но почесать его не было никакой возможности. Это мучительно, конечно. Но со временем приспособился.
— На съемках случались экстремальные ситуации?
— Для меня ничего не было сверхсложным. А вот режиссер Нечаев рассказывал, как переволновался, когда разбивали кувшин, в котором я сидел. Разбить его никто не решался. Кувшин был громадным, весил килограммов под триста. Чтобы его обжечь, пришлось даже печь разбирать — иначе не помещался. Чтобы разбить было легче, кувшин изнутри во многих местах немного подпилили. Кружку, которую в него должны были бросить, нашпиговали тяжелыми камнями.
Оставалось решить, кто ее бросит. Все отказывались — мол, в кувшине ведь ребенок! И Нечаев понял: кроме него, это сделать некому. Сцену снимали сразу три камеры, так как кувшин был один и переснять, если бы что-то вышло не так, не смогли бы. Леонид Алексеевич рассказывал: когда камеры заработали и он взял кружку, ладонь вспотела, а рука стала трястись. И вдруг после его броска горловина кувшина повисла на моей шее.
Нечаев очень испугался, чтобы я не получил перелом. Как вспоминал, у него было предынфарктное состояние. Но когда из этой горловины я показал нос, как меня учил режиссер накануне съемок, и побежал в нужную сторону, он понял, что все в порядке.
А еще экстремальным моментом был тот, когда меня подвешивали вниз головой. Внизу — сплошные камни, и при этом никакой страховки. Мама, узнав накануне о такой сцене, сказала: этого не будет никогда! Ей пообещали и, чтобы она ушла со съемочной площадки, ее отправили заказать обед для всей группы. И в это время сняли.
— С кем из детей вы подружились?
— С Ромой Столкарцем, который сыграл Пьеро. Так получилось, что мы с ним стали друзьями по жизни. Дружим семьями. Он живет в Израиле, работает врачом-педиатром. Я к нему приезжаю, он — ко мне. Наши дети знакомы. У меня их трое, у Ромы — четверо. Хорошо мы ладили на съемочной площадке и с Таней Проценко, сыгравшей Мальвину. Подружились позже, уже встретившись во ВГИКе. Я заканчивал актерский факультет, а она поступила на киноведческий. И я ей, первокурснице, рассказывал, как нужно «уметь» учиться во ВГИКе: на какие пары ходить, какие пропускать и как это делать «грамотно». А когда снимались в «Приключениях Буратино», она была для меня малолеткой. Мне было ведь девять лет, а ей всего семь. После ВГИКа Таня поступила еще и в Литинститут, пишет стихи. У нее двое детей.
— Вам посчастливилось общаться с Владимиром Этушем, Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Владимиром Басовым, Николаем Гринько, Риной Зеленой…
— Меня опекал Николай Гринько, сыгравший папу Карло. Это был по-настоящему великий артист, при этом человек невероятной скромности. С ним было тепло и комфортно. С Этушем, сыгравшим Карабаса, работалось посложнее. Он человек вспыльчивый, но с детьми держался абсолютно на равных, как говорится, не играл в поддавки. Когда Этуш становился Карабасом-Барабасом, мы, дети, его даже немного побаивались.
— Как стимулировалась работа юных актеров? Вы трудились за деньги или за конфеты?
— Запомнился мой день рождения в Ялте. Мне его устроили в одной из самых красивых гостиниц города. И там впервые в своей жизни я попробовал фантастический напиток под названием «Пепси-кола». Потом собирал крышечки от «пепси», делал из них человечков.
А что касается денег… Детям платили зарплаты. Я получал 100 рублей в месяц. Родители купили на заработанные мною деньги модный в то время трехстворчатый полированный шкаф и магнитофонную приставку «Нота».
— Как вашу популярность восприняли в школе?
— Дразнили. Так что от этой популярности в большей степени мне было некомфортно.
— Но наверняка вспоминаются и приятные моменты?
— Я был счастлив, когда меня приглашали на детские фестивали. Побывал в разных городах Советского Союза, увидел много интересного. Дети дарили мне свои поделки. В основном — чеканки, тогда это было модно.
Юрий Энтин: «Петь куплет, где говорится о старости, Рина Зеленая отказалась категорически»
— Песни для фильма я писал с огромным наслаждением, легко и весело, — вспоминает поэт Юрий Энтин. — А вообще история такова. Изначально написать тексты песен к картине было предложено Булату Окуджаве, и он создал несколько стихотворений. Но в какой-то момент почему-то отказался участвовать в проекте. Остальные песни на музыку Алексея Рыбникова предложили написать мне. И я это сделал. Мои с Рыбниковым песни — «БУ-РА-ТИ-НО! («Кто доброй сказкой входит в дом?»), романс черепахи Тортилы («Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда»), песни Дуремара и паучков.
— Все они замечательны! Особенно исполняемая черепахой Тортилой. Как вам работалось с Риной Зеленой?
— Я был знаком с нею еще до фильма. На записи не присутствовал. И вдруг звонок: «Юрочка, это звонит Рина Васильевна. Я так вас люблю и уважаю, вы такой талантливый человек, но прошу вас: измените второй куплет („Мне казалось — счастье рядом, только лапу протяни. Но осенним листопадом прошуршали лета дни. Старость все-таки не радость, люди правду говорят. Как мне счастье улыбалось триста лет тому назад!“). Я на самом деле уже старая, и произносить мне это как-то трудно». Я возразил: «Но ведь это же не о вас, а о черепахе!» Но она петь этот куплет, где говорится о старости, отказалась категорически. Однако, чтобы эта песня полюбилась зрителям, хватило и оставшихся двух куплетов.
*Рина Зеленая в роли черепахи Тортилы
— Это правда.
— Однажды на киностудии «Мосфильм» я стоял у кассы в очереди за гонораром. Мимо проходил Александр Ширвиндт и спросил: «Все продолжаешь песни писать?» Я ответил: мол, продолжаю. А что делать, мне это нравится. Он говорит: «Тебе нельзя писать больше: что бы ты ни написал, лучше песни черепахи Тортилы у тебя все равно не получится никогда!» К слову, в компании друзей Ширвиндт обожает петь эту песню.
— Представляю, как колоритно. А правда, что изначально песню черепахи предлагали исполнить Фаине Раневской, но она, узнав, что фильм планируют снимать в Белоруссии, по причине преклонного возраста отказалась?
— Первый раз слышу об этом, но вполне возможно. Расскажу другую интересную историю. Когда работа над фильмом была уже практически завершена, потребовалась песня о Буратино для титров. До этого все легко получалось, а тут у меня почему-то никак не складывалось. Композитор Алексей Рыбников стал нервничать. И предложил арендовать для меня в Старой Рузе под Москвой дом. Место прекрасное! Там находится композиторский дом творчества.
Я прожил в Старой Рузе три дня, но в результате… ничего не написал. Ни строчки! И вот звонит Рыбников: «Написал?» И я не знаю почему сказал: «Да». А он вдруг заявляет: в таком случае сейчас выезжает ко мне и будет примерно через 3,5 часа. Я был в полном отчаянии!
— Могу себе представить.
— Знаете, случается, что в экстремальной ситуации вдруг приходит озарение. А тут — ничего! И вот приезжает Рыбников. Я ему говорю: «Леша, прости. Я… ничего не написал». Он, конечно, расстроился, но предложил выход. У него есть «буратинная» музыка, к которой нельзя придумать слова, так как она очень быстрая. И наиграл ее. И вдруг я стал напевать: «БУ-РА-ТИ-НО!» Через минут пятнадцать появились и слова: «Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, а покорил весь белый свет? Его повсюду узнают! Скажите: как его зовут? БУ-РА-ТИ-НО!» Почувствовав, что это удача, мы побежали в ресторан и отметили.
А вообще работу над фильмом вспоминаю с удовольствием. Я подружился с Роланом Быковым и Еленой Санаевой, Леонидом Нечаевым. «Приключения Буратино» — один из моих любимых фильмов. Если он идет по телевизору, всегда смотрю его.
2807Читайте нас в Facebook