Елена Стеченко: "Качество обучения не может быть хорошим, если у студента есть возможность купить оценку"
В кабинете Елены Стеченко, исполняющей обязанности проректора по научно-педагогической работе Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, есть материалы, касающиеся изменений, произошедших за минувший год. Особенно наглядными являются анкеты и результаты анкетирования. Именно они помогли «нащупать» те проблемные вопросы, которые требовали немедленного решения. Елена Владимировна показывает составленные на основании опросов графики и с гордостью говорит, чего уже удалось достичь:
— Около двух тысяч наших выпускников стационарной и заочной форм обучения сейчас проходят независимое тестирование. Вскоре все они будут работать в медицинских учреждениях Украины. И от того, насколько хорошо подготовлены студенты, ответственно ли относятся к выбранной профессии, зависит авторитет вуза. Как только в марте прошлого года на должность ректора была избрана Екатерина Амосова, в числе первых был подписан приказ о создании Антикоррупционного комитета, в который вошли авторитетные преподаватели и самые активные студенты. Задача побороть коррупцию стала одной из важнейших, так как качество обучения не может быть хорошим, если у студента есть возможность купить оценку. А анонимное анкетирование продемонстрировало, что на некоторых кафедрах показатели продажи оценок просто зашкаливают. С результатами опроса руководство кафедр ознакомили и предупредили, что мониторинг продолжится. Очень показательной оказалась ситуация с физическим воспитанием. На вопрос, приходилось ли платить за сдачу нормативов, 53 процента студентов ответили утвердительно. К сожалению, подобные цифры показали еще несколько кафедр. Но по результатам повторного опроса мы увидели, что за несколько месяцев взяточничество снизилось в десять раз. И все это благодаря контролю со стороны университетских сообществ, которые пытаются справиться с этими негативными явлениями. Например, о кафедре, которой руководила Екатерина Амосова, и раньше было известно, что это, как говорили студенты, «территория, свободная от коррупции». Теперь такой территорией должен стать весь университет. У нас действует студенческое самоуправление, налажена система обратной связи со студентами, а это важно для принятия правильных решений. Студенты видят, что их мнение учитывается, что изменения, происходящие в университете, разумны и направлены на повышение качества образования.
— Согласно новому закону о высшем образовании, вузы получают большую самостоятельность, но на них возлагается и ответственность за качество обучения…
— Мы уже воспользовались некоторыми статьями закона. В нашей системе были устаревшие положения, которые касались, в частности, студенческой практики. Она проходила вне семестра, летом. Чаще всего ее засчитывали по справкам, предоставленным студентами из лечебных учреждений. Теперь практические занятия являются частью учебного процесса в течение года. Внести изменения в учебный план предложили наши преподаватели и студенты. Оптимальным станет количество лекционных часов, удалось снять перегрузки, связанные с необходимостью сдавать физкультурные нормативы. Представьте, студенты проанализировали нормы по бегу на три километра, на 600 метров, по приседаниям, и оказалось, что они чуть ниже, чем для служащих в спецподразделении «Альфа», и даже выше, чем у солдат воздушно-десантных войск! Абсурдность требований удалось показать. Но важно и то, что оценки за невыполнение этих нормативов могли серьезно повлиять на успеваемость студента, его рейтинг. С недавнего времени такой подход упразднен. Документы с измененными программами были одобрены Министерством здравоохранения Украины и предложены всем медицинским вузам.
— Новую систему университет применил также при распределении выпускников. В чем она заключается?
— Мы хотели сделать систему максимально открытой и справедливой. Для этого сформировали общие списки выпускников специальности «Лечебное дело» и распределили всех соответственно общему межфакультетскому рейтингу. Те, у кого он был выше, могли первыми выбрать для себя рабочее место из предложенных нашему вузу. Во время распределения возник спорный вопрос по поводу одной из студенток — будущего педиатра. Была остановлена работа комиссии. И пока ректор и преподаватели вместе со студентами не разобрались в этой истории, распределение не возобновилось. Очень важно, чтобы в справедливости решений не оставалось сомнения, чтобы не было «темных пятен», недоговоренности. Это хороший опыт, который стоит того, чтобы его распространить в дальнейшем, пока будет действовать система государственного распределения, сохранившаяся в медицинских вузах.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
880Читайте нас в Facebook