Нина Гребешкова: "На роль Шурика Гайдай выбрал Демьяненко, потому что он даже внешне чем-то напоминал Леонида Иовича"
В это трудно поверить, но к первым (серьезным) картинам Леонида Гайдая публика отнеслась равнодушно, а фильм «Жених с того света» критики и вовсе разнесли в пух и прах. Все изменилось, когда режиссер начал работать в жанре комедии. Первые же картины — короткометражки «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс» — пользовались у зрителей сумасшедшей популярностью. В 1964 году Леонид Иович начал работу над новым фильмом — он должен был называться «Несерьезные истории» и рассказывать о приключениях студента политехнического института Владика Арькова. В ходе работы Владик превратился в Шурика (цензоры увидели в имени главного героя ассоциацию с Владимиром Лениным), а фильм назвали «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
*Сыграв Шурика, Александр Демьяненко стал настоящей звездой. Кадр из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»
Успех картины превзошел все ожидания. В 1965 году она стала лидером кинопроката, в течение нескольких месяцев после премьеры ее посмотрели почти 70 миллионов человек. Комедия не устарела и сегодня, мы смотрим с не меньшим удовольствием, чем ее первые зрители. О фильме и его режиссере Леониде Гайдае рассказывает его вдова — актриса Нина Гребешкова.
— Вообще-то я не люблю рассказывать о том, что и как снималось, — говорит Нина Павловна. — Мне кажется, это лишает картину присущим ей тайны и магии. Кому интересна проведенная работа, важен результат. Люди смотрят кино и смеются, хотя со времени премьеры прошло — страшно сказать! — пятьдесят лет.
*Нина Гребешкова: «Я никогда не просила у мужа ролей, наоборот, отказывалась сниматься у Гайдая»
— Правда, что в лице Шурика Леонид Гайдай вывел самого себя?
— Шурик действительно во многом похож на Леню. Конечно, не является его точной копией, но доброта, искренность, наивность и пренебрежение к материальным благам у героя картины точно от Гайдая. Как Шурик был полностью погружен в учебу («Операция «Ы»), потом в работу над диссертацией («Кавказская пленница»), затем в научные открытия («Иван Васильевич меняет профессию»), так и Леонид Иович существовал, кажется, только в своем творчестве. Главным для него всегда была работа. В наш общий дом он приходил, чтобы отдохнуть, а настоящая его жизнь проходила на «Мосфильме».
В сценарий Леня вписал маленький эпизод из собственной биографии — это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда, в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр, где он работал во время войны, приехал военком. Всех мужчин построили, и он спросил: «Кто хочет на фронт?» Все сделали шаг вперед. Тогда военком сказал: «Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык». Шаг вперед сделал только один человек — Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл в фильме маленькую роль — алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!»
— Демьяненко был единственным кандидатом на главную роль?
— Что вы! Тогда пробовались столько замечательных молодых актеров: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Андрей Миронов, Александр Леньков, Женя Жариков, Сева Абдулов, Александр Збруев и даже Евгений Петросян, но Гайдай выбрал Демьяненко. Он внешне чем-то напоминал Леонида Иовича: у них, если вы заметили, даже очки были одинаковыми. Это не бутафория — у Саши было слабое зрение и он снимался в очках. Для роли Шурика Демьяненко пришлось осветлить волосы — Гайдай считал, что в таком виде его герой будет выглядеть более интеллигентным и мягким. Съемки длились долго, волосы отрастали и корни приходилось постоянно подкрашивать. Саша шутил, что к концу съемок он облысеет. Работал он хорошо, с увлечением, было видно, что и картина, и герой, которого играет, ему очень нравятся.
— Но впоследствии Демьяненко говорил, если бы не Шурик, его творческая судьба сложилась бы по-другому — он мог бы сыграть много драматических и даже трагических ролей.
— Я знаю, что он очень переживал свою такую вот — однобокую — популярность, хотя много играл, были у него хорошие работы. Помню, встретила его на какой-то премьере в Доме кино уже после смерти Гайдая. Говорю: «О, Саша, здравствуй!» А он горько улыбнулся: «А знаешь, Нина, меня ведь все до сих пор не Сашей, а Шуриком зовут. Так хочется сыграть что-то другое, но режиссеры видят меня только в этой роли». «Ты не переживай, — сказала я ему тогда. — Вот актер Борис Бабочкин тоже много снимался в кино, играл в Малом театре, но все помнили его только как Чапаева в фильме братьев Васильевых. Бывает, роль намертво прикрепляется к человеку, но это не всегда плохо. Сколько у нас замечательных актеров, а все о них забыли и картины с их участием не идут, а «Операцию «Ы» на все праздники показывают».
— Одну из лучших своих ролей сыграл в картине другой замечательный актер — Михаил Пуговкин. Какие отношения связывали его с Гайдаем?
— Михаил Иванович, как и Георгий Вицин, был близким нашей семье человеком и часто снимался в фильмах у Лени. Правда, только один раз ему досталась по-настоящему центральная роль — отец Федор в экранизации «Двенадцати стульев», все остальное — эпизоды. Но поскольку фильмы Гайдая бессмертны, их постоянно показывают, кажется, что Пуговкин играет в них главные роли. Мне посчастливилось сниматься с ним в комедии «Не может быть!», могу сказать, что он был гениальный партнер. Часто актеры на площадке заняты только собой. Отыграл и можешь идти куда хочешь — отдыхать, обедать. Михаил Иванович никогда не бросал партнеров, даже если сам не был в этот момент занят, все равно оставался рядом — подыгрывал, поддерживал.
В «Операции «Ы» Михаил Иванович замечательно сыграл Павла Степановича — прораба СМУ, почти вся его роль разошлась на цитаты: «Хочу познакомить вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь», «В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…»
— После короткометражек «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс» «Операция «Ы» стала первой полнометражной картиной, в которой появилась знаменитая троица Вицин—Никулин—Моргунов.
— Леня поначалу подумывал о том, чтобы в этой компании было четыре человека, включая Пуговкина, но потом решил, что это все-таки будет перебор.
— Почему после «Кавказской пленницы» Гайдай больше не снимал популярную троицу?
— Ходили слухи о том, что у него не сложились отношения с Евгением Моргуновым, но это не так. Точнее, не совсем так. Какой-то конфликт у них был, хотя деталей я и не помню. Но Леня всегда ставил профессиональные интересы выше личных отношений и уж тем более обид. Если бы ему нужен был актер Моргунов, поверьте, он бы нашел силы переступить через себя, но после «Операции «Ы» Леня сказал, что в таком составе эти актеры ему больше не интересны. Авторы сценария «Кавказской пленницы» Морис Слободской и Яков Костюковский уговаривали его не отказываться от Вицина, Никулина и Моргунова хотя бы в этой картине. Тогда им удалось отстоять этих персонажей, но в будущем Леонид Иович снимал отдельно и Вицина, и Никулина, но вместе они больше не играли.
— Наталья Селезнева, сыгравшая «хорошую девочку Лиду», тоже прошла серьезный кастинг?
— Наташа часто рассказывает в интервью о том, как Гайдай взял ее, что называется, на слабо. Во время проб, критически окинув ее взглядом, Леонид Иович сказал: «Не знаю, подойдете ли вы нам — нужна девушка с хорошей фигурой, а у вас она, по-моему, неидеальная». Селезнева вспыхнула от возмущения: «Это у меня неидеальная фигура?!» — и одним махом сбросила с себя сарафан. Увидев, как хитро улыбается Гайдай, поняла, что он ее разыграл.
Кстати, когда Леонид Иович начал снимать фильм «Иван Васильевич меняет профессию», Селезнева проходила пробы на роль Зиночки на общих основаниях. Она тогда удивилась: «Леонид Иович, но я же у вас уже снималась», но он сказал, что условия для всех должны быть одинаковыми. Зато когда по результатам проб Наташа все-таки получила эту роль, никто не мог сказать, что ее взяли в счет прежних заслуг.
— Для вас в «Операции «Ы» роли не нашлось?
— Я никогда и не рвалась в его фильмы. Незадолго до смерти Леонид Иович сказал мне: «Виноват я перед тобой, Нинок!» Помню, как я тогда напряглась: не дай Бог, начнет сейчас свои мужские истории рассказывать, а для меня они не интересны и не важны.
— Они у него были?
— Нет, конечно, но тогда я подумала: мало ли! А он продолжает: «Хорош муж-режиссер, который на свою жену ни одной картины не поставил!» Но я в ответ только рассмеялась: «У тебя сколько фильмов? Восемнадцать. А у меня шестьдесят. Так за что ты извиняешься?» Тогда он лукаво улыбнулся и спросил: «А ты заметила, что ты у меня везде разная?» «Так это же, — говорю, хорошо, что я тебе ни одной картины не испортила». Правда, надо сказать, что я была нестандартной режиссерской женой. Другие актрисы просили своих мужей-режиссеров, чтобы они написали на них сценарий и сняли по нему фильм, а я, наоборот, как могла, отказывалась сниматься у Лени, хотя он каждый раз просил меня сыграть хотя бы эпизод.
— Можно полюбопытствовать, почему?
— Не хотела ему мешать — он был очень оригинальным и самодостаточным режиссером, чтобы не нуждаться ни в чьей поддержке, в том числе и моей. К тому же я понимала, что ему нужны актрисы более эксцентричные, например, такие, как Наташа Селезнева с ее высоким ростом и длинными ногами, или Наташа Крачковская, ставшая актрисой без специального образования благодаря своим уникальным внешним данным. Этот жанр — немного комедийный, немного цирковой — только кажется легким, на самом деле он доступен далеко не каждому актеру. «Леня, — говорила я ему, — мне трудно попасть в твое миропонимание и мироощущение». Оно у него было неповторимым, недаром сейчас журналисты часто спрашивают меня: «У кого Леонид Иович учился режиссерскому мастерству?» А он ни у кого не учился, он таким родился. Но иногда, если особенно настаивал, я соглашалась на роль. Сыграла в одиннадцати его картинах.
Вообще, Гайдай меня как актрису все время видел исключительно в розовом свете. В институте он ставил спектакль по повести Бальзака «Отец Горио». Кого бы, вы думаете, он предложил мне сыграть? Госпожу де Нусинген. Ну какая я француженка?! Была простой девчонкой, которой исполнилось всего восемнадцать лет. Но в его глазах я выглядела, наверное, самой совершенной женщиной, и такое отношение муж сохранил ко мне на всю жизнь.
— Что Гайдай ценил в актерах, с которыми работал, помимо их профессиональных качеств?
— Чувство юмора. Причем касалось это не только тех, с кем работал, но и всех остальных. Леонид Иович часто говорил: «Если человек не понимает юмора, значит, он дурак».
— Леонид Иович сам выбирал темы для своих картин или ему спускали их сверху?
— Когда поняли, что его фильмы пользуются успехом у зрителей, стало быть, приносят хороший доход (люди ведь голосуют ногами — не понравится им картина, в кинотеатр не пойдут и деньги не понесут), разрешили снимать то, что он хотел. Я всегда говорила ему: «Леня, к тебе относятся, как к дойной корове, — государству нужны деньги, и ты их ему зарабатываешь!» Но, бывало, что ему навязывали какую-то картину, а он не мог отказаться — было неудобно перед коллегами-режиссерами, потому что фильм стоял в плане киностудии. Если материал был Гайдаю не интересен, он снимал достойную во всех отношениях картину, но гениальной ее назвать было нельзя. Например, фильм «Опасно для жизни!» вышел хорошим, я бы даже сказала, добротным, но кто его теперь помнит?
7709Читайте нас в Facebook